Особенности правового регулирования взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:43, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является на основе изучения теоретических работ, законодательства и практики провести комплексное исследование особенности правового регулирования установления и взимания налога на доходы физических лиц.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом ндфл.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

Генеральной целью правового регулирования  является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенным в них принципам социальной справедливости.

В зависимости  от того, какие элементы механизма  правового регулирования последовательно  используются, можно говорить о простом  и сложном процессе регулирования.                

Простое регулирование есть процесс, в котором используется один государственный  властный акт, а именно нормативный  акт индивидуализацию же прав и обязанностей осуществляют субъекты, к которым  этот акт обращен.                     

Сложное регулирование есть процесс, в котором используются два акта государственно-властного характера, одним из которых является нормативный  акт, а другим — акт применения норм права.

Однако независимо от того, каков  процесс правового регулирования — простой или сложный, цель у него всегда одна: упрочни, определенным образом общественные отношения, содействовать и развитию, так как непосредственным результатом правового регулирования является правомерное поведение граждан7.

Таким образом, механизм правового регулирования включает в себя норму права, юридический факт, правоотношение (субъекты права с их субъективными правами и обязанностями), юридически значимое поведение субъектов, правоприменение (правоприменительные акты).

Одной из центральных проблем правового регулирования во все времена является проблема повышения действенности, эффективности работы юридических механизмов, ведь именно в этом заключается одна из гарантий успешного решения назревших социальных проблем, залог прогрессивного цивилизованного развития общества8.

В настоящее время в юридической  науке наиболее распространенной является предложенная В.В. Глазыриным, В.И. Никитинским  и И.С. Самощенко концепция, согласно которой эффективность правовых норм рассматривается как соотношение между фактическим результатом их действия и теми целями, для достижения которых эти нормы были приняты9. В рамках данной теории единственным критерием и одновременно мерилом (масштабом оценки) эффективности юридического предписания считается мера достижения его цели. В зависимости от того, насколько цель реализована на практике, и должен делаться вывод о степени эффективности нормы.

Данный подход в целом представляется достаточно обоснованным, ибо если цели, поставленные законодателем, не достигнуты в ходе юридической практики, не превращены в конкретные результаты, то говорить об эффективности правового воздействия, конечно же, не приходится. В зависимости от того, насколько результаты соответствуют целям, и решается вопрос о степени эффективности тех или иных юридических средств.

Следовательно, эффективность механизма  правового регулирования — это, прежде всего его результативность, степень практической реализации поставленных законодателем целей, их «материализации» в конкретные результаты. Помимо достижения поставленных целей эффективность правового регулирования предполагает также наибольшую общественную полезность полученных результатов, отсутствие в их структуре всякого рода неблагоприятных последствий, «издержек», «побочных эффектов».

В данной сфере правоотношений Налоговый кодекс является законодательным  актом прямого действия. Это означает, что он не требует издания дополнительных разъяснительных инструкций.

Рассмотрим основные существенные изменения по налогу на доходы физических лиц, внесенные в законодательство.

Глава 23 «Налог на доходы физических лиц» введена в действие с 1 января 2001 г. в числе первых четырех  глав (наряду с гл. 21 «Налог на добавленную  стоимость», гл. 22 «Акцизы» и гл. 24 «Единый  социальный налог (взнос)») части второй Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».

Со дня введения в  действие части второй Кодекса признан  утратившим силу Закон РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц». Таким образом, в рамках части  второй Кодекса, по сути, установлен новый  вид налогового платежа и новый  режим налогообложения, что отражено, в том числе и в изменении названия налога. Тем не менее, общая концепция режима налогообложения доходов физических лиц, предложенная в проекте части второй Кодекса, при его доработке и принятии сохранена.

За время действия главы 23 Налогового кодекса в ее положения неоднократно вносились изменения и дополнения, в том числе следующие:

- федеральный закон от 29 декабря 2000 г. № 166-ФЗ устранил имеющиеся в части второй Кодекса, в том числе и в его гл. 23, неточности, противоречия и технические ошибки. Кроме того, в соответствии с указанным Федеральным законом дополнен перечень доходов, не подлежащих налогообложению, а также расширен круг лиц, имеющих право на налоговые вычеты;

- федеральным законом от 30 мая 2001 г. № 71-ФЗ в гл. 23 Кодекса внесены изменения и дополнения, целью которых является создание благоприятного налогового режима для физических лиц - участников рынка ценных бумаг. Наряду с прочим гл. 23 Кодекса дополнена ст. 214.1, устанавливающей особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги;

- федеральный закон от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ дополнил часть вторую Кодекса гл. 25 «Налог на прибыль организаций», а также внес изменения в другие главы части второй Кодекса, связанные с введением нового режима налогообложения прибыли организаций;

- в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. № 158-ФЗ внесены изменения в ст. 228 Кодекса, устанавливающие исчисление физическими лицами налога в отношении сумм, полученных от продажи принадлежащего им имущества;

- федеральный закон от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ устранил технические неточности, а также внес юридико-технологические изменения в часть вторую Кодекса, что, по мнению авторов законопроекта, должно существенно облегчить его применение на практике;

- федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ часть вторая Кодекса дополнена гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Соответственно, указанным Федеральным законом перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), предусмотренный ст. 217 Кодекса, дополнен доходами, получаемыми индивидуальными предпринимателями от осуществления ими тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности, а также при налогообложении которых применяется упрощенная система налогообложения и система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

- в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. № 187-ФЗ внесены изменения и дополнения, необходимость которых вызвана принятием Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в частности в связи с изменением структуры управления адвокатуры РФ, введением новых понятий и терминов;

- федеральный закон от 6 мая 2003 г. № 51-ФЗ внес опекунов (попечителей) в число налогоплательщиков, имеющих право на социальный налоговый вычет на своих подопечных, а также внес изменения в предусмотренный ст. 214.1 Кодекса порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами;

- федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 55-ФЗ внесены изменения в ст. 217 и 224 Кодекса, вызванные необходимостью урегулирования проблем, возникших в сфере налогообложения процентных доходов физических лиц по вкладам в банках;

- в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 105-ФЗ внесены изменения в ст. 218 Кодекса, установившие, что стандартные налоговые вычеты могут предоставляться физическим лицам одним из налоговых агентов, а не только работодателями;

- федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 110-ФЗ внес изменения в ст. 219 и 220 Кодекса, в соответствии с которыми увеличены суммы социальных и имущественных налоговых вычетов;

- в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ в гл. 23 Кодекса внесены изменения в части наименований федеральных органов исполнительной власти;

- федеральный закон от 30 июня 2004 г. № 62-ФЗ внес изменения в ст. 217 Кодекса, предусматривающие освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц призов в денежной и (или) натуральной формах, полученных спортсменами-инвалидами на Параолимпийских и Сурдоолимпийских играх;

- федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ внесены изменения в ст. 224 Кодекса, в соответствии с которыми увеличена налоговая ставка в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, а также в ст. 230 Кодекса в части наименования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов;

- в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 103-ФЗвнесены изменения в ст. 217 Кодекса, расширяющие перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), за счет включения в него сумм материальной помощи инвалидам, в том числе в форме оплаты за их лечение и медицинское обслуживание, оказываемой им общественными организациями инвалидов за счет собственных средств;

- федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 112-ФЗвнес изменения в ст. 220 и 224 Кодекса, в соответствии с которыми частично изменен подход к порядку предоставления имущественного вычета при налогообложении доходов физических лиц при приобретении жилья, в том числе с помощью кредитов (займов), а также при его последующей реализации;

- в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 203-ФЗ внесены изменения в ст. 218 Кодекса в части увеличения размера стандартных налоговых вычетов на детей и внесения приемных родителей в число налогоплательщиков, имеющих право на стандартный налоговый вычет;

- федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 212-ФЗ внесены изменения в ст. 212 Кодекса, исключающие из доходов налогоплательщика в виде материальной выгоды материальную выгоду, полученную в связи с операциями с кредитными картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении кредитной карты, и в ст. 217 Кодекса, устраняющие пробелы гл. 23 Кодекса, касающиеся особенностей налогообложения акций, полученных физическими лицами при реорганизации организаций;

- в соответствии с Федеральным законом от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ внесены изменения, исключающие возможность применения имущественного вычета при налогообложении доходов физических лиц по операциям с ценными бумагами, поскольку расходы, произведенные физическим лицом при совершении сделок с ценными бумагами, всегда можно подтвердить документально;

- федеральный закон от 30 июня 2005 г. № 71-ФЗ внес изменения в ст. 217 Кодекса, в соответствии с которыми освобождены от налогообложения помощь (в денежной и натуральной формах), а также подарки, которые получены ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны;

- с 1 января 2006 года увеличен с 2000 руб. до 4000 руб. размер не облагаемого налогом дохода, полученного в виде подарков, призов, материальной помощи и других доходов, перечисленных в п. 28 ст. 217 НК РФ: стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей; суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту; стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях с целью рекламы товаров (работ, услуг) и т.п.

- федеральный закон от 27.07.2006 № 144-ФЗ внес существенные изменения:

- увеличен размер социальных  налоговых вычетов на лечение  и обучение с 38 000 до 50 000 рублей (пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ);

- можно применить социальный  налоговый вычет на лечение, если оплату лечения проводила страховая компания (пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ);

- при приобретении  или продаже комнаты можно  применить имущественный налоговый  вычет, как при покупке (продаже)  других жилых помещений (пп. 1 и  2 п. 1 ст. 220 НК РФ);

- стандартный налоговый  вычет в размере 500 рублей будет  предоставляться участникам боевых  действий на территории Российской  Федерации (пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ);

- при продаже ценных  бумаг доходы от их реализации  можно будет уменьшить только  на фактически произведенные и документально подтвержденные расходы (п. 3 ст. 214.1 НК РФ).

Проследив изменения по налогу, вносимые в  законодательство, можно сделать  вывод о тенденции уменьшения шкалы обложения налогом, а также  о  расширении вычетов  и  увеличении  их размеров. При этом следует отметить, что данные изменения были сделаны в интересах владельцев среднего и крупного капитала, что ярко характеризует тенденции законотворчества в Российской Федерации на современном этапе.

Итак, налог на доходы физических лиц установлен гл. 23 Налогового кодекса РФ и в соответствии со ст. 13 Налогового кодекса РФ относится к категории федеральных налогов и сборов. Согласно п. 2 ст. 12 Налогового кодекса РФ федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

 

 

Информация о работе Особенности правового регулирования взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации