Особенности правового регулирования взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:43, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является на основе изучения теоретических работ, законодательства и практики провести комплексное исследование особенности правового регулирования установления и взимания налога на доходы физических лиц.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом ндфл.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый - не позднее 30 дней с даты вручения налоговым  органом налогового уведомления  об уплате налога, второй - не позднее 30 дней после первого срока уплаты.

Уплата налога на доходы физических лиц в отношении доходов  от долевого участия в организации  имеет свои особенности, предусмотренные  ст. 214 НК РФ. Сумма налога на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов, определяется с учетом следующих положений: 1) сумма налога в отношении дивидендов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, определяется налогоплательщиком самостоятельно применительно к каждой сумме полученных дивидендов по ставке 9 процентов. При этом налогоплательщики, получающие дивиденды от источников за пределами Российской Федерации, вправе уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии с гл. 23 НК РФ, на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, только в случае, если источник дохода находится в иностранном государстве, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. В случае если сумма налога, уплаченная по месту нахождения источника дохода, превышает сумму налога, исчисленную в соответствии с настоящей главой, полученная разница не подлежит возврату из бюджета; 2) если источником дохода налогоплательщика, полученного в виде дивидендов, является российская организация, указанная организация признается налоговым агентом и определяет сумму налога отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов по ставке 9 процентов в порядке, предусмотренном ст. 275 НК РФ.

В соответствии со ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, являющимися  индивидуальными предпринимателями  и другими лицами, занимающимися  частной практикой, а также лицами, указанными в ст. 228 НК РФ.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Лица, на которых не возложена  обязанность представлять налоговую  декларацию, вправе представить такую  декларацию в налоговый орган  по месту жительства.

В случае прекращения деятельности, указанной в ст. 227 НК РФ, и (или) прекращения выплат, указанных в ст. 228 НК РФ, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности или таких выплат представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

При прекращении в  течение календарного года иностранным  физическим лицом деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению  в соответствии со ст. ст. 227 и 228 НК РФ, и выезде его за пределы территории Российской Федерации налоговая декларация о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории Российской Федерации, должна быть представлена им не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации.

Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок  представления которых определен  настоящим пунктом, производится не позднее чем через 15 дней с момента  подачи такой декларации.

В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Статья 230 НК РФ регламентирует обеспечение соблюдения положений  гл. 23 НК РФ. Налоговые агенты ведут  учет доходов, полученных от них физическими  лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством финансов Российской Федерации.

Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту  своего учета сведения о доходах  физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных  и удержанных в этом налоговом  периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Указанные сведения представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

Налоговые органы направляют эти сведения налоговым органам  по месту жительства физических лиц.

Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Статьей 231 НК РФ установлен порядок взыскания и возврата налога на доходы физических лиц. Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.

Суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.

Суммы налога, не взысканные в результате уклонения налогоплательщика от налогообложения, взыскиваются за все время уклонения от уплаты налога.

Статья 232 НК РФ посвящена  аспектам устранения двойного налогообложения  налогом на доходы физических лиц. Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.

Для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения  налоговых вычетов или иных налоговых  привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, налоговых вычетов или привилегий16.

Информационное сообщение Минфина РФ от 13 февраля 2004 г. «О процедуре выдачи в Минфине России подтверждений постоянного местопребывания физических лиц в Российской Федерации в целях применения договоров об избежании двойного налогообложения» предусматривает, что выдача физическим лицам подтверждений статуса налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием в Российской Федерации) для представления в официальные органы иностранных государств в целях применения международных договоров об избежании двойного налогообложения производится при получении письменного обращения (заявления) физического лица в Департамент налоговой политики Минфина России. Подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации в целях применения положений соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества производится исходя из положений Налогового кодекса РФ, положений соответствующего договора Российской Федерации с иностранным государством об избежании двойного налогообложения и исходя из рассмотрения: документов (их копий), удостоверяющих личность физического лица; копий контрактов (договоров) или иных документов, на основании которых физическое лицо получает доходы, которые в соответствии с международным договором об избежании двойного налогообложения полностью или частично не подлежат налогообложению в иностранном государстве, с переводом на русский язык (за исключением документов, выполненных на английском языке).

При необходимости уточнения  фактического времени пребывания физического  лица в Российской Федерации в течение срока, превышающего 183 дня в календарном году, к заявлению прилагаются документы (их копии), содержащие отметки пограничного контроля или иные документы, подтверждающие количество дней нахождения в Российской Федерации17.

При этом следует отметить, что согласно письму Минфина РФ от 10 февраля 2005 г. № 03-08-07 органом, уполномоченным вести работу, связанную с выдачей подтверждений постоянного местопребывания (резидентства) в Российской Федерации физическим лицам, российским организациям и международным организациям, имеющим такой статус по законодательству Российской Федерации, для целей применения Соглашений об избежании двойного налогообложения Российской Федерацией с иностранными государствами, является Федеральная налоговая служба.

Льготы по налогу на доходы физических лиц регулирует ст. 233 НК РФ. Налоговые льготы, предоставленные законодательными (представительными) органами субъектов РФ в части сумм налога, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты, до дня вступления в силу Налогового кодекса, действуют в течение того срока, на который эти налоговые льготы были предоставлены. Если при установлении налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого эти налоговые льготы могут использоваться, то указанные налоговые льготы прекращают свое действие решением законодательных (представительных) органов Российской Федерации.

Таким образом, плательщики  НДФЛ - физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом обложения  налогом на доход являются: для  физических лиц - налоговых резидентов РФ - доход, полученный от источников в  РФ и (или) от источников за пределами РФ; для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, доход, полученный только от источников в РФ.

Налоговая база включает в себя все доходы налогоплательщика, полученные им в течение налогового периода.

Налоговые льготы представлены в виде: доходов, освобождаемых от обложения налогом; налоговых вычетов; зачета налога.

Налоговым периодом, установленным  для исчисления налога на доходы физических лиц является календарный год.

Порядок исчисления налога на доходы физических лиц предусмотрен ст. 225 НК РФ. Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

 

 

 

 

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ  И ВЗЫМАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

Налог на доходы физических лиц является одним из самых важных элементов налоговой системы  любого государства. Его доля в государственном  бюджете прямо зависит от уровня развития экономики.

В идеале налог на доходы должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

Налог на доходы связан с  потреблением (принимаем, что доход, направленный на потребление, равен  разнице между чистым совокупным доходом и налогом на доходы), и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения. Эта проблема осложняется тем, что на разных этапах экономического развития приоритет может отдаваться либо экономической эффективности, либо социальной справедливости, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.

Россия вслед за развивающимися странами, проведшими в последние  годы налоговую реформу (Китай, Египет, Филиппины, Ямайка, Индонезия, Монголия), ввела именно шедулярную систему (с 2002 года к разным видам доходов применяются ставки 6; 13; 30; 35%).

В частности, ставки налога, различающиеся по величине в разных регионах за счет местных ставок налога, могут значительно повлиять на распределение населения в стране.

По мере совершенствования  налоговой системы государство, как правило, все чаще предоставляет  льготы определенным слоям населения, с тем, чтобы смягчить социальное неравенство. В частности, широкое распространение имеют налоговые льготы многодетным семьям, студентам, лицам, повышающим свою квалификацию, мелким и средним предпринимателям, фермерам.

Социальную и одновременно регулирующую направленность имеют  такие виды налоговых льгот, как вычет части доходов, направляемых на жилищное строительство, строительство или покупку загородного дома, дачи.

Российское законодательство, например, позволяет налогоплательщику  уменьшать налогооблагаемую базу на суммы, израсходованные на новое строительство или приобретение дома или квартиры и уплату процентов по ипотечным кредитам. Кроме того, российский налогоплательщик имеет право уменьшить налогооблагаемый доход на сумму, полученную при продаже жилого дома, квартиры, дачи, садового домика, земельного участка или иного имущества, находящегося у него в собственности не менее трех лет. По желанию налогоплательщика можно вместо такого вычета уменьшить сумму облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением дохода от продажи имущества.

Информация о работе Особенности правового регулирования взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации