Налоговая политика России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм.
Одним из наиболее важных экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, являются налоги.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы исследования налоговой политики 5
1.1. Сущность и функции налогов 5
1.2. Классификация налогов 8
1.3. Понятие налоговой политики государства 11
2. Налоговая политика России на современном этапе 14
2.1. Изменения в налогообложении некоммерческих организациях в 2011,
2012 годах 14
2.2. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годов 17
2.3. Особенности налогообложения учреждений в связи с изменением их правового
статуса 32
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система в РФ.docx

— 93.37 Кб (Скачать файл)

 1. В 2011 году не облагался НДФЛ стоимость путевок, указанных в пункте 9 статьи 217 Налогового кодекса РФ. То есть тех, что предоставлены за счет средств некоммерческих организаций, одной из целей деятельности которых является социальная поддержка и защита граждан, не способных самостоятельно реализовать свои права и законные интересы в силу своих физических или интеллектуальных особенностей.

  Также, при налогообложении некоммерческих организаций 2011, 2012 г.г., освобождена от налогообложения оплата НКО, одной из целей деятельности которых является содействие охране здоровья граждан, услуг по лечению лиц, не состоящих с ними в трудовых отношениях, а также за приобретенные ими лекарственные средства для указанных лиц (п. 10 ст. 217 Налогового кодекса РФ).

 2. С 2012 года расширены права детей в связи с получением помощи, предусмотренной пунктом 26 статьи 217 Налогового кодекса РФ. А именно не облагаются доходы детей, оставшихся без попечения родителей. И в то же время источником необлагаемой помощи могут выступать любые некоммерческие организации.

 3. Из числа необлагаемых доходов физических лиц исключена гуманитарная помощь (п. 8 ст. 217 Налогового кодекса РФ). Такой статус безвозмездной помощи придает специальное удостоверение, выдаваемое комиссией при Правительстве РФ (п. 6, 7 Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия), утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1999 г. № 1335).

       В 2012 году не будет облагаться налогом ряд возмещений, получаемых добровольцами при ведении ими благотворительной деятельности на основании гражданско-правовых договоров о безвозмездном выполнении работ, оказании услуг (в частности, расходы указанных лиц на наем жилого помещения, оплату проезда, питание в пределах суточных, не облагаемых НДФЛ). За 2011 год добровольцы должны были  задекларировать такие доходы и самостоятельно уплатить с них НДФЛ.

  Суммы, переданные на благотворительность, не облагаются взносами на обязательное социальное страхование.

  4. Расширен круг некоммерческих организаций, пожертвования которым в 2012 году можно включить в состав социальных налоговых вычетов (подп. 1 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ). В частности, действующий перечень дополнили социально ориентированные организации, и организации, ведущие деятельность в области просвещения, защиты прав и свобод человека, социальной и правовой поддержки и защиты граждан.

 

 

 

    1.   Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годов

 

         Ожидается принятие федеральных  законов, разработанных в рамках  реализации Основных направлений  налоговой политики, одобренных  в предыдущие годы, проекты которых  уже были внесены Правительством  Российской Федерации в Государственную  Думу или концепция которых  уже согласована Правительством Российской Федерации.

         Предлагаемые меры в области  налоговой политики, планируемые  к реализации в 2011 году и в  плановом периоде 2012 и 2013 годов, учитывают  необходимость долгосрочной сбалансированности  доходов и расходов бюджетов  бюджетной системы.

          Величина налоговой нагрузки  в Российской Федерации, рассчитанная как соотношение поступления налогов, иных обязательных платежей и валового внутреннего продукта, в 2000-2008 гг. находилась на уровне 35-36% ВВП. Эта величина сопоставима со средней величиной нагрузки в странах, входящих в Организацию экономического содружества и развития (далее – ОЭСР). Однако факторный анализ по результатам международных сопоставлений уровня налоговой нагрузки в странах ОЭСР и Российской Федерации показал, что с учетом значений факторов, характеризующих уровень экономического развития в странах ОЭСР, и зависимости налоговой нагрузки от этих факторов, теоретическое значение налоговой нагрузки составляет от 28,2% ВВП до 29,3% ВВП (в зависимости от применяемой методологии). Такой результат факторного анализа означает, что фактический уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации превышает тот уровень, который сложился бы в стране в существующих условиях с учетом взаимосвязей между уровнем экономического развития и уровнем налоговой нагрузки в странах ОЭСР. [23]

          Вместе с тем, поскольку доходы  бюджетной системы Российской  Федерации в значительной степени  зависят от объема экспорта  сырьевых товаров, налоговая нагрузка  на экономику включает в себя  значительную конъюнктурную составляющую, обусловленную динамикой мировых  цен на энергоносители и вкладом  прочих факторов (в том числе, государственной политики, настроения  инвесторов и населения и т.д.).

В долгосрочной перспективе достигнутый уровень нагрузки в Российской Федерации может оказаться ниже экономически оправданного уровня в связи со следующими долгосрочными вызовами.

          Во-первых, необходимо учитывать, что  объем расходных обязательств  бюджетной системы Российской  Федерации в социальной сфере (в частности, в сфере образования  и здравоохранения), обусловленный  более высоким уровнем государственных  гарантий, а также в сфере обороны  и безопасности, находится на  более высоком уровне по сравнению  с другими странами, имеющими  сопоставимый уровень ВВП на  душу населения.

          Во-вторых, необходимо принять во  внимание перспективу старения  населения, приводящего к несбалансированности  российской пенсионной системы  в долгосрочной перспективе.

         Указанные причины, свидетельствующие  в пользу более высокого по  сравнению со сложившимся в  настоящее время уровнем налоговой  нагрузки в Российской Федерации, являются объективными и не  могут быть устранены в долгосрочной  перспективе. Более того, высокий  уровень государственных гарантий  в сфере образования и здравоохранения  является существенным фактором  повышения конкурентоспособности  российской экономики в современных  условиях.

         Межотраслевые сопоставления налоговой  нагрузки в российской экономике  позволяют сформулировать основные  выводы:

- после проведенной налоговой реформы в 2002-2004 гг. уровень налоговой нагрузки для всех отраслей экономики, кроме добычи топливно-энергетических полезных ископаемых, снизился. Однако в 2007-2008 годах рост налоговой базы по налогу на прибыль организаций и налогам на фонд оплаты труда (единый социальный налог и налог на доходы физических лиц), обусловленный улучшением внешнеэкономической конъюнктуры, стал причиной увеличения налоговой нагрузки в большинстве отраслей экономики;

- налоговая система обладает достаточно высокой степенью нейтральности, поскольку различие уровня налоговой нагрузки в различных отраслях экономики практически не оказывает влияния на соотношение доходности в указанных отраслях, рассчитанной до уплаты налогов и после уплаты налогов. Этот вывод, в частности, подтверждается тем, что при достаточно высоком (как на фоне иностранных компаний, так и других отраслей экономики Российской Федерации) уровне налоговой нагрузки в нефтедобывающем секторе, доходность после уплаты налогов у российских нефтяных компаний сопоставима либо даже выше аналогичных показателей для иностранных компаний.

          Вместе с тем, поскольку необходимым  условием успешного посткризисного  развития российской экономики  является, прежде всего, технологическое  обновление, модернизация производства  товаров и услуг, новый этап  налоговой реформы должен быть  нацелен на поддержку инноваций  во всех секторах экономики.

         Внесение изменений в законодательство  о налогах и сборах планируется  по следующим направлениям.

1. Налоговое стимулирование  инновационной деятельности.

2. Налог на прибыль  организаций.

3. Налог на добавленную  стоимость.

4. Акцизное налогообложение.

5. Введение налога на  недвижимость.

6. Налогообложение имущества (в том числе земельных участков).

7. Налог на добычу полезных  ископаемых.

8. Водный налог.

9. Налогообложение в рамках  специальных налоговых режимов.

10. Налоговое администрирование.

11. Создание налоговых  условий для деятельности по  добыче полезных ископаемых на  континентальном шельфе Российской  Федерации и в исключительной  экономической зоне Российской  Федерации.

        1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности

        Роль  налоговой системы в поддержке  инновационной активности заключается  в создании условий для спроса  на инновационную продукцию, для  модернизации, то есть для инвестиций  в новые технологии. Также налоговая  система не должна создавать  препятствий для предложения  инноваций – деятельности налогоплательщиков, направленной на внедрение в  производственные процессы результатов  научных исследований и опытно-конструкторских  работ, приводящих к увеличению  производительности труда. При этом  целесообразно говорить не о  новых налоговых льготах, а о  корректировке механизма налогообложения, настройке налоговой системы  с учетом современных вызовов, а также потребностей инновационных  предприятий. Речь идет об уточнении  налогообложения сделок с интеллектуальной  собственностью и некоторыми  видами имущества, упрощении процедур  администрирования налогов, в том  числе при экспорте, изменении  подходов к налоговому администрированию  в целом. Часть  мероприятий будет  реализована в ближайшей перспективе, часть – запланирована к реализации  в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

        В  последние годы налоговая политика  в Российской Федерации последовательно  двигалась в указанном направлении. В результате, законодательство  о налогах и сборах уже сегодня  содержит большое количество  инструментов, направленных на поддержку  инноваций, включая поддержку активности  налогоплательщиков в области  осуществления научных исследований  и (или) опытно-конструкторских разработок (далее – НИОКР).

       При  подготовке системы мер, направленных  на поддержку инновационной деятельности  в экономике, был проведен анализ  основных инструментов налоговой  поддержки спроса и предложения  инноваций, используемых в развитых  государствах с инновационным  сектором экономики. Результаты  такого анализа показали, что  основные инструменты поддержки  в странах с развитой экономикой  включают в себя следующие:

- вычет с повышающим коэффициентом расходов на НИОКР и аналогичных расходов из базы корпоративного налога на прибыль;

- предоставление налогового кредита на сумму затрат на проведенные НИОКР; при этом различают абсолютный налоговый кредит, который представляет собой вычет полной суммы осуществленных затрат на НИОКР из суммы налога на прибыль, а также приростной налоговый кредит, который связан с вычетом из суммы налога на прибыль по итогам года не всей суммы затрат на НИОКР, а лишь ее прироста по сравнению с некоторым базовым периодом;

- ускоренная амортизация (вплоть до немедленного списания и включения в текущие расходы) для отдельных видов оборудования, используемых в инновационной деятельности;

- перенос убытков в  прошлое и в будущее для всех налогоплательщиков или отдельных инновационных компаний;

- освобождение от имущественных налогов инновационных компаний или отдельных видов имущества, используемых для проведения НИОКР;

- налоговые каникулы по налогу на прибыль и (или) социальным платежам для отдельных налогоплательщиков (по деятельности, связанной с НИОКР, либо для компаний, осуществляющих НИОКР);

- инвестиционные налоговые кредиты (отсрочка уплаты налога на прибыль на сумму осуществленных инвестиций) для инвестиций в высокотехнологичное оборудование.

        Все  эти инструменты в той или  иной степени используются в  России. Однако для эффективного  применения этих инструментов  необходима развитая система  идентификации – как налогоплательщиков (с точки зрения осуществляемой  ими деятельности), так и отдельных  видов расходов (с точки зрения  их приоритетности для применения  налоговых льгот). В отсутствие  эффективно функционирующей системы  идентификации по этим направлениям  возможны как дискредитация самой  идеи налоговой поддержки применения  инноваций (поскольку применяемые  инструменты не приведут к  желаемому результату), так и к  массовым злоупотреблениям, связанным  с применением льгот и преференций  налогоплательщиками, для которых  они изначально не были предназначены.

        С  учетом проведенного анализа  поддержка инноваций в России  с помощью инструментов налоговой  политики должна быть реализована  по двум направлениям:

во-первых, необходима поддержка спроса на инновации (создание стимулов для предприятий к модернизации и потреблению инноваций и научных разработок);

во-вторых, необходима поддержка предложения инноваций (создание стимулов для эффективной деятельности предприятий, формирующих предложение инновационной продукции).

        При  этом целью налоговой политики  должно стать устранение имеющихся  препятствий для модернизации  и инновационной деятельности, как  с точки зрения величины налоговых  обязательств, так и сложности  их исполнения.

2. Налог  на прибыль организаций

        В  части налога на прибыль организаций  помимо уже перечисленных выше  изменений, направленных на поддержку  инновационной активности, следует  внести изменения в законодательство  о налогах и сборах по следующим  направлениям.

        1. Должны  быть внесены изменения в Кодекс, направленные на сокращение возможностей  минимизации налогообложения, связанных  с переносом на будущее убытков  поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых  компаний. Отсутствие ограничений  создает на рынке искаженные  стимулы, направленные на приобретение  неэффективного бизнеса без последующего  его развития. В настоящее время  существует возможность посредством  присоединения убыточных организаций  направить на погашение их  убытков всю полученную прибыль. В этой связи уже начиная  с 2011 года будет установлен особый  порядок переноса убытков при  реорганизации, предусматривающий  ограничения, как по сроку, так  и по размеру прибыли, направляемой  на погашение убытка для реорганизуемых  организаций.

       2. С 2011 года  будет усовершенствован механизм  учета для целей налогообложения  расходов организаций на освоение  природных ресурсов.

        В  частности, в настоящее время  Кодексом установлен особый порядок  признания расходов на освоение  природных ресурсов, к которым  относятся расходы на поиск  и оценку месторождений полезных  ископаемых. При этом расходы  на строительство и ликвидацию  разведочной скважины на месторождениях  нефти и газа, которая оказалась  непродуктивной, относятся на расходы, связанные с расходами на освоение  природных ресурсов, то есть уменьшают  налоговую базу в текущем периоде, не формируя первоначальную стоимость  объекта основных средств, которым  является такая скважина.

Информация о работе Налоговая политика России на современном этапе