Налоговая политика России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм.
Одним из наиболее важных экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, являются налоги.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы исследования налоговой политики 5
1.1. Сущность и функции налогов 5
1.2. Классификация налогов 8
1.3. Понятие налоговой политики государства 11
2. Налоговая политика России на современном этапе 14
2.1. Изменения в налогообложении некоммерческих организациях в 2011,
2012 годах 14
2.2. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годов 17
2.3. Особенности налогообложения учреждений в связи с изменением их правового
статуса 32
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система в РФ.docx

— 93.37 Кб (Скачать файл)

       Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

          Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:

  1. налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг): земельный налог; налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;
  2. налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг): НДС; акцизы; экспортные тарифы;
  3. налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты: налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу; целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории; налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы; сбор на нужды образовательных учреждений; сборы за парковку автомобилей;
  4. налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.

       Налоги и сборы, устанавливаемые в РФ, сгруппированы по трем видам: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы) и налоги и сборы муниципальных образований (местные налоги и сборы).

       Согласно ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную  стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических  лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль  организаций;

6) налог на добычу полезных  ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за использование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

        Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. [15, с.14]

       Согласно ст. 14 НК РФ к региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный  бизнес;

3) транспортный налог.

       При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

      Согласно ст. 15 НК РФ к местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

         Под муниципальным образованием понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных единой территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

        В случае, если в границах территории муниципального образования имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта РФ, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города.

 

    1. Понятие налоговой политики государства

 

         Переход России к рынку актуализировал проблему взаимоотношений государства и экономики. Социально-экономические проблемы переходного периода обусловили необходимость усиления роли государства в российской экономике. Одним из основных рычагов государственного регулирования экономических процессов из всего комплекса финансовых инструментов является налоговая политика.  
        Налоговая политика - многоаспектная категория, непосредственно связанная со взаимоотношениями государства и каждого человека, государства и предприятий, различных организаций друг с другом, межгосударственными отношениями.

         Понятие налоговой политики выходит за рамки мероприятий в области налогов. Проводя налоговую политику, государство активно вмешивается в "работу" рынка, регулирует развитие производства, способствует ускоренному росту одних отраслей экономики по сравнению с другими, влияет на инвестиционную политику и структурную перестройку. От успешного проведения налоговой политики во многом зависит результативность принимаемых экономических решений. Эффективной может считаться только та налоговая политика, которая стимулирует накопление и инвестиции, способствует экономическому росту.

      Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков.

      При проведении налоговой политики государство должно преследовать следующие цели: 
    1. фискальную - мобилизация части создаваемого национального дохода в регионах в бюджетную систему и внебюджетные фонды для финансирования общегосударственных, региональных и местных программ социально-экономического развития; 
    2. экономическую - целенаправленное воздействие на экономику через налоговый механизм с целью проведения структурных изменений общественного воспроизводства, перераспределения национального дохода и ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах, регулирования спроса и предложения, стимулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности в регионах РФ; 
    3. социальную - относительная ликвидация при сглаживании неравенства в уровнях доходов населения по группам и между регионами за счет прогрессивной системы налогообложения, предоставления многодетным и малоимущим слоям граждан, инвалидам и участникам военных событий налоговых льгот и привилегий; 
   4. экологическую - охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет усиления роли экологических налогов и штрафных санкций как к отдельным предприятиям, так и к регионам, где допускается превышение предельно допустимых норм выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и не предпринимается эффективных действий для улучшения экологической ситуации на своих территориях; 
   5. международную - укрепление экономических связей с другими странами за счет заключения двухсторонних и многосторонних соглашений по устранению двойного налогообложения, снижению торговых таможенных пошлин и гармонизации налоговых систем.

       Выделяют, как правило, три типа налоговой политики государства.  
        Первый тип - политика максимальных налогов, характеризуется принципом "взять все, что возможно". При этом государству уготована "налоговая ловушка", когда повышение налогов не сопровождается ростом доходов. Поэтому данная политика проводится государством, как правило, в экстренных случаях, таких, как экономический кризис или ведение военных действий. [15, с.37] 
       Второй тип - политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, но снижает объем социальных гарантий.

       Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите населения. Налоговые доходы направляются на увеличение социальных фондов. Недостатком такой политики является то, что она вызывает инфляцию. 
        При развитой экономике все типы налоговой политики успешно сочетаются. В РФ с начала экономических реформ стал реализовываться первый тип налоговой политики. Однако экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к падению темпов роста производства в отраслях экономики, широким масштабам уклонения от уплаты налогов, росту задолженности и взаимным неплатежам субъектов предпринимательства. 
      В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость продолжения налоговой реформы, выражением которой стал Налоговый Кодекс РФ. Налоговые преобразования, предусмотренные им, направлены на поэтапную реализацию второго типа налоговой политики. Основные задачи, которые должны быть решены посредством налоговой реформы, - снижение налогового бремени, упрощение налоговой системы, повышение уровня администрирования, создание равных условий для всех налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

 

2. Налоговая политика России на современном этапе

    1.  Изменения в налогообложении некоммерческих организаций в 2011, 2012 г.

 

  Рассмотрим новации, внесенные в Налоговый кодекс РФ, которые касаются налогообложения некоммерческих организаций 2011, 2012 г.г. Отметим, что отдельные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года. То есть при составлении отчетности за III квартал их можно будет учесть.

    В налогообложении некоммерческих организаций 2011, 2012 г.г. расширен перечень операций, не облагаемых НДС. [13]

    Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 235-ФЗ внесены изменения в статьи 149 и 150 Налогового кодекса РФ, определяющие перечень операций, освобождаемых от обложения НДС. Поправки вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона (которое состоялось 22 июля 2011 года) и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС (п. 1 ст. 3 Закона № 253-ФЗ). Следовательно, новые льготы начинают действовать уже с III квартала текущего года. Суть основных нововведений в следующем.

  В налогообложении некоммерческих организаций 2011, 2012 г.г. уточнены формулировки пяти подпунктов пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, касающиеся:

  • услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми (подп. 3);

  • услуг по дошкольному и внешкольному образованию детей (подп. 4);

  • продуктов питания, произведенных столовыми либо реализуемых им организациями общественного питания (подп. 5);

  • услуг в сфере образования (подп. 14);

  • услуг в сфере культуры и искусства (подп. 20).

 Подпунктом 14.1 пункта 2 в статье 149 Налогового кодекса РФ предусмотрена новая группа операций, освобождаемых от налогообложения некоммерческих организаций 2011, 2012, – реализация услуг, связанных с соцзащитой населения. В частности, к ним относятся услуги:

  • по проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий для населения;

  • по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, оказываемые по направлению службы занятости;

  • по организации опекунства и попечительства;

  • по социальному обслуживанию.

 Освобождается от налогообложения некоммерческих организаций 2011, 2012 г.г. безвозмездная передача имущественных прав в рамках благотворительной деятельности (подп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Эта поправка лишний раз доказывает, что в целях исчисления НДС законодатель не отождествляет передачу имущественных прав с реализацией услуг.

  Также не облагается НДС безвозмездное оказание услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы при соблюдении определенных ограничений на упоминание о спонсорах (подп. 32 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ).

  Поправки, касающиеся налогообложения некоммерческих организаций 2011, 2012 г.г.по налогу на прибыль

  Большая часть поправок по налогу на прибыль начнет действовать со следующего года, но некоторые правила распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года. Они касаются корректировок норм статьи 251 Налогового кодекса РФ ( не облагаемые налогом доходы).

 Так, уточнено, что при налогообложении некоммерческих организаций 2011, 2012 г.г., к целевым поступлениям на содержание таких организаций и ведение ими уставной деятельности, не участвующим в формировании налоговой базы, относятся:

  • любые виды взносов учредителей (участников, членов), а также доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании договоров (подп. 1 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ);
  • имущественные права, переходящие им в порядке наследования либо полученные ими на благотворительную деятельность (подп. 2, 4 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ);
  • определенные виды денежных средств, передаваемых в рамках уставной деятельности между некоммерческой организацией и созданным ею отделением, которое является самостоятельным налогоплательщиком (подп. 10.1, 10.2 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ).

 Еще одна льгота, касающаяся налогообложения некоммерческих организаций 2011, 2012 г.г. – при налогообложении грантов на осуществление программ охраны здоровья населения сняты ограничения по тематике (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ).

 Льготы по НДФЛ при налогообложении некоммерческих организаций 2011, 2012 г.г.

  Уточнены перечни доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ (ст. 217 Налогового кодекса РФ), а также расширены социальные налоговые вычеты в связи с пожертвованиями (п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ). Новая редакция пунктов 9 и 10 статьи 217 Налогового кодекса РФ распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2011 года, а все остальные новации вступят в силу в следующем налоговом периоде – с 1 января 2012 года.

Информация о работе Налоговая политика России на современном этапе