Контрольная работа по "Налоговое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 06:12, контрольная работа

Краткое описание

Под источниками права понимают формы выражения норм действующего права. В мировой юриспруденции термин «источник права» применяется в значении внешней формы объективизации, выражения права или нормативной государственной воли. Современное понимание источников налогового права не вызывает существенных разногласий. Источники права установлены и прямо обозначены Конституцией РФ: международные договоры Российской Федерации

Содержание

Понятие и виды источников налогового права………………………….3
Факультативные элементы налога……………………………………….12
Сборщики налогов………………………………………………………..14
Понятие исполнения налоговой обязанности. Общий порядок исполнения налоговой обязанности. Сроки уплаты налогов и сборов..16
Список используемых источников………………………………….………22

Вложенные файлы: 1 файл

НК.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

     Все иные федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты о налогах и сборах могут быть приняты только при условии соответствия Кодексу.

     Предпосылки кодификации налогового законодательства складывались объективно и обусловлены  процессом развития налоговой деятельности государства, расширением круга субъектов налогового права, усложнением способов правового воздействия на налоговые отношения. После принятия Конституции РФ в 1993 г. существенно возросло правотворчество субъектов РФ, в результате чего произошло количественное увеличение налогового законодательства, возникли противоречия между федеральными и региональными нормативно-правовыми актами, появились диспропорции в соотношении формы правового регулирования и сферы охватываемых налоговых отношений. Одновременно с отмеченными явлениями происходило повышение роли государства в экономической жизни общества и особенно в финансовой сфере. Таким образом, актуализировалась проблема кодификации наиболее значимых и объемных по своему содержанию среди финансовых отношений — отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

     Налоговый кодекс РФ является правовым актом  — преемником ранее принятых законов  о налогах и сборах. В этой связи он сохранил оправдавшие себя положения, регулирующие порядок исчисления и уплаты налогов, кодифицировал процессуальные нормы налогового Права, систематизировал и конкретизировал составы налоговых правонарушений, меры ответственности за нарушения налогового законодательства. Вместе с тем НК РФ воспринял отдельные термины и положения иных отраслей законодательства.

     В группу федеральных источников налогового права также можно отнести  Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», «О бухгалтерском учете» и др. Законы о конкретных видах налогов определяют порядок их исчисления и уплаты.

     К законодательным актам, на основании  которых взыскиваются налоги, предъявляются повышенные требования. Согласно ст. 17 НК РФ, налог считается установленным только в том случае, если определены налогоплательщики и такие элементы налогообложения, как: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

     Нормы, регулирующие налоговые отношения, содержатся не только в специальных налоговых законах, но и в законах неналогового характера. Подобный разброс источников налогового права объясняется тем, что разнообразные функции налогов охватывают разноплановые сферы социально-экономических отношений, и многие сферы государственной деятельности нуждаются в дополнительных налоговых льготах в целях развития здравоохранения, образования, культуры и т. п. Большие финансовые потребности для функционирования этих направлений государственной деятельности и обусловливают внесение норм о налогообложении в неналоговые законы. В частности, к неналоговым законам, содержащим налоговые нормы, относятся Закон РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании», Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. «О соглашениях, о разделе продукции» и т. д.

     Законами  неналогового характера  могут устанавливаться  сборы. Например, сбор за пограничное оформление установлен Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации». Конституционный Суд РФ, рассматривая данную ситуацию, в постановлении от 11 ноября 1997 г. № 16-П признал, что положение ч. 1 ст. 11 Закона РФ о Государственной границе РФ в части введения сбора за пограничное оформление не противоречит Конституции РФ. Таким образом, Конституционный Суд РФ допустил отнесение к источникам налогового права иные нормативные правовые акты, не являющиеся законодательством о налогах и сборах. Обязательным условием действительности подобных актов выступает соответствие требованиям части первой НК РФ.

     В систему источников налогового права  федерального уровня входят также подзаконные  нормативные правовые акты о налогах  и сборах, изданные органами исполнительной власти и органами государственных  внебюджетных фондов. К числу органов, наделенных правом налогового нормотворчества, относятся Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Центральный банк РФ и др. Названные органы издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, только в предусмотренных законодательством случаях. При этом нормативные правовые акты Президента РФ и органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, т. е. не могут детализировать законодательные, нормы, регулирующие порядок и условия уплаты налогов, а также вводить новые или изменять, дополнять существующие налоги и сборы. Подобное ограничение финансовой компетенции Президента РФ и органов исполнительной власти воспринято НК РФ из постановления Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П, в котором отмечено, что «только закон в силу его определенности, стабильности, особого порядка принятия может предоставить налогоплательщику достоверные данные для исполнения им налоговой повинности. Если существенные элементы налога или сбора устанавливаются исполнительной властью, то принцип определенности налоговых обязательств подвергается угрозе, поскольку эти обязательства могут быть изменены в худшую для налогоплательщика сторону в упрощенном порядке».

     Необходимо  учитывать, что не все нормативные  акты органов исполнительной власти относятся к актам законодательства о налогах и сборах. В соответствии с п. 2 ст. 4 НК РФ Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ и органы государственных внебюджетных фондов наделены полномочиями по изданию приказов, инструкций и методических указаний по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. Названные документы представляют акты внутриведомственного характера, поэтому обязательны для применения соответствующими структурными подразделениями этих государственных органов.

     По  общему правилу признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. До начала судебного разбирательства орган, издавший оспариваемый нормативный акт, вправе отменить действие несоответствующего документа или изменить его соответствующим образом.

     Эффективность федерального законодательства о налогах  и сборах во многом зависит от степени  его соблюдения. Согласно Указу Президента РФ от 1 сентября 2000 г. «О Государственном  совете Российской Федерации» вопросы, касающиеся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами федеральных законов и подзаконных правовых актов, подлежат обсуждению Государственным советом РФ. В случае выработки решения о необходимости принятия федерального конституционного закона, федерального закона или внесения в них изменений, внесения поправок в проект федерального конституционного закона или федерального закона проект соответствующего акта вносится в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке законодательной инициативы Президента РФ. Государственный совет РФ и его президиум имеют право привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, что, несомненно, повысит эффективность законотворческого процесса в налоговой сфере. 

2. Факультативные элементы налога

     Все многообразие налогов организационно объединяет наличие у каждого  из них общих структурных элементов - элементов налогообложения. Элементы налогообложения - это установленные в налоговом законе законодательстве органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления основы построения и организации взимания налогов.

     В научной и учебной литературе иногда употребляется термин «элементы  налога». В налоговом законодательстве такие основы построения налога обозначены как «элемент налогообложения. Последняя формулировка позволяет увязать внутреннюю структуру налога с процессом его установления, корректировки, отмены и практических действий налоговых, таможенных и других контролирующих органов по взиманию налоговых платежей и применению в случае необходимости мер принуждения.

     Общий перечень элементов налогообложения, их понятие и общие подходы  к построению регламентируются Налоговым  Кодексом РФ (ст. 17). Элементы налогообложения в налоговом законодательстве должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налоговый плательщик точно знал, как исчислить установленные налоги и сборы, в каком объеме, порядке и когда он должен их платить. По каждому налогу и сбору элементы налогообложения конкретизируются соответствующей главой второй части Налогового кодекса РФ и налоговым законодательством регионального и местного уровня (по региональным и местным налогам).

Элементы  налогообложения делятся на основные (обязательные) и факультативные (избирательные).

     В статье 17 Кодекса говорится, что  налог считается установленным, когда определены налогоплательщики  и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая  база, налоговый период, налоговая ставка, прядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Это есть основные элементы налогообложения. Основные потому, что неустановление или нечеткая формулировка хотя бы одного из них делает невозможным или затрудняет исполнение налогового обязательства налогоплательщиками и осуществление налогового контроля налоговым органом. Перечень приведенных выше элементов налогообложения является обязательным, т.е. каждый установленный Кодексом налог должен быть в обязательном порядке определен по всем основным его элементам.

При установлении сборов также определяются их плательщики  и элементы налогообложения. Однако для этих налоговых платежей ряд  обязательных элементов может отсутствовать.

     Факультативные  элементы налогообложения носят не всеобщий, а избирательный характер. Они устанавливаются не для всех, а лишь для отдельных налогов и на определенные период времени. Наиболее распространенными факультативными элементами налогообложения являются: налоговые льготы, налоговый оклад, источник уплаты налога, порядок возврата неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые нарушения и др. Эти элементы по мере необходимости в них определяются в законодательных (иногда нормативных) актах, регламентирующих порядок исчисления и уплаты конкретного вида налога.

Далее будут подробно рассмотрены все  основные и факультативные элементы налогообложения. При этом следует  иметь в виду, что налогоплательщики (плательщики сборов) одновременно выступают и как субъекты налоговых  отношений, и как основной элемент  налогообложения. Нечеткость в определении налогоплательщиков (плательщиков сбора) в налоговом законодательстве вообще делает налог (сбор) бессмысленным. К сожалению, в Кодексе налогоплательщики (плательщики сборов) представлены только в качестве одного из субъектов налоговых отношений. 
 

3. Сборщики налогов

     От  налоговых агентов следует отличать сборщиков налогов и сборов. Ими  называют лиц, ведущих прием средств  от налогоплательщиков и перечисление их в бюджет (ст. 25 части первой НК РФ). Статья 9 части первой НК РФ к функциям сборщиков относит не только взимание налогов и сборов, но и контроль за их уплатой.

     Согласно  НК РФ сборщиками налогов и сборов могут быть только государственные  органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица. Следовательно, организации и физические лица функции сборщиков налогов выполнять не могут.

     Главное отличие сборщиков налогов и  сборов от других участников налоговых  отношений состоит в том, что  сборщики производят прием или взимание налогов (попутно контролируя правильность их исчисления) путем зачисления их сумм на свой счет или в свою кассу.

     Налоговые органы, в отличие от сборщиков, налоги не взимают, а только контролируют правильность их исчисления, полноту и своевременность уплаты. Налоговые агенты не контролируют правомерности действий налогоплательщиков, а сами выполняют обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов. Банки как расчетно-кас-совые центры также не контролируют выполнение налогоплательщиками их налоговых обязанностей, а лишь исполняют платежные поручения налогоплательщиков и инкассовые поручения налоговых органов.

     Государственные органы, которые контролируют правильность исчисления и полноту уплаты налогов  и сборов, но не полномочны принимать и взимать налоги, также не относятся к сборщикам. Например, суды общей юрисдикции и арбитражные суды при приеме исковых заявлений и жалоб проверяют правильность исчисления государственной пошлины и полноту ее уплаты. Однако они не выступают сборщиками пошлины, поскольку она перечисляется плательщиком непосредственно в бюджет, а не на счет судебного органа. К тому же в соответствии с НК РФ сборщиками могут выступать только органы исполнительной, но не законодательной и судебной власти.

     Частью  первой НК РФ не установлено прав, обязанностей и ответственности сборщиков  налогов и сборов. Они устанавливаются  законодательством, регулирующим

исчисление  и уплату конкретных налогов и  сборов. Однако унификация правового  положения сборщиков необходима. Неурегулированность основ правового статуса сборщиков может обернуться законодательными пробелами, в результате чего надлежащее выполнение обязанностей этой категории участников налоговых отношений не будет гарантировано.

Информация о работе Контрольная работа по "Налоговое право"