Контрольная работа по "Налоговое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 06:12, контрольная работа

Краткое описание

Под источниками права понимают формы выражения норм действующего права. В мировой юриспруденции термин «источник права» применяется в значении внешней формы объективизации, выражения права или нормативной государственной воли. Современное понимание источников налогового права не вызывает существенных разногласий. Источники права установлены и прямо обозначены Конституцией РФ: международные договоры Российской Федерации

Содержание

Понятие и виды источников налогового права………………………….3
Факультативные элементы налога……………………………………….12
Сборщики налогов………………………………………………………..14
Понятие исполнения налоговой обязанности. Общий порядок исполнения налоговой обязанности. Сроки уплаты налогов и сборов..16
Список используемых источников………………………………….………22

Вложенные файлы: 1 файл

НК.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

миниcтерство образования и науки российской федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский  государственный технологический  университет» 

Межотраслевой региональный институт подготовки кадров 

Кафедра гражданско-правовых дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Налоговое право» 
 

Исполнитель: студент вечерней формы обучения набор 2009 г.

Попова  Анна Петровна /_____/ 
 

Руководитель  работы /_______/ к.т.н Л.Т. Шагжиева 
 
 

 Дата  сдачи___________

 Дата  защиты_________

 Оценка______________ 
 
 
 
 
 

 Улан-Удэ, 2011 

     СОДЕРЖАНИЕ

  1. Понятие и виды источников налогового права………………………….3
  2. Факультативные элементы налога……………………………………….12
  3. Сборщики налогов………………………………………………………..14
  4. Понятие исполнения налоговой обязанности. Общий порядок исполнения налоговой обязанности. Сроки уплаты налогов и сборов..16

    Список  используемых источников………………………………….………22 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     1. Понятие и виды источников налогового права

     Под источниками права понимают формы выражения норм действующего права. В мировой юриспруденции термин «источник права» применяется в значении внешней формы объективизации, выражения права или нормативной государственной воли. Современное понимание источников налогового права не вызывает существенных разногласий. Источники права установлены и прямо обозначены Конституцией РФ: международные договоры Российской Федерации

     Система источников налогового права включает множество элементов, представляющих собой нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения. Источником налогового права может считаться нормативно-правовой акт, содержащий положения относительно установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

     Источники налогового права—это внешние конкретные формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы налогового права.

     Содержанием источников налогового права являются правовые нормы, регулирующие вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.

     Источники налогового права  призваны выполнять  две взаимосвязанные  задачи:

     Во-первых, они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое, в свою очередь, представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. В результате осуществления государством и органами местного самоуправления правотворческой функции и образуются источники налогового права.

     Во-вторых, источники налогового права представляют собой форму существования налоговых норм, т. е. внешнее объективированное выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях. Форма источника налогового права содержит знания о действующем законодательстве, регулирующем налоги и сборы.

     Нормативные правовые акты о налогах и сборах имеют определенные особенности вступления в законную силу. Согласно общему правилу акт налогового законодательства может вступить в силу при одновременном наличии двух условий процедурного характера: 1) не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования; 2) не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. С учетом соблюдения двух названных условии в самом акте о налогах или сборах устанавливается конкретная дата вступления в законную силу.

     Официальными  источниками опубликования нормативных  актов о налогах или сборах служат «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета» или «Парламентская газета».

     Особые  правила вступления в законную силу установлены относительно актов налогового законодательства, вводящих новые налоги или сборы. Кроме названных двух условий, акты, предусматривающие новые налоги или сборы, должны соответствовать дополнительному требованию. Подобные нормативные правовые акты вступают в законную силу не ранее первого января года, следующего за годом их принятия, но в любом случае не ранее истечения месячного срока с момента их официального опубликования.

     Источники налогового права, как  и источники иных отраслей (подотраслей) права, обладают следующими свойствами:

     — формальная определенность;

     — общеобязательность, охраняемая возможностью государственного принуждения;

     — законность, заключающаяся в наличии  юридической силы.

     Источник  налогового права должен быть издан  в пределах компетенции соответствующим государственным или муниципальным органом; соответствовать актам вышестоящих органов; надлежащим образом опубликован (обнародован).

     Вместе  с тем источники налогового права  имеют свои характерные черты, отличающие их от совокупностей нормативно-правовых актов, регулирующих иные отрасли (подотрасли) права.

     Во-первых, источники налогового права регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права. Предмет налогового права служит правообразующим фактором правотворчества в налоговой сфере.

     Во-вторых, источники налогового права принимаются только теми органами государства или местного самоуправления, правотворческая компетенция которых прямо предусмотрена НК РФ. Вопросы, регулирующие налогообложение, не могут выноситься на референдум. Данное положение вытекает из норм Конституции РФ (ст. 71, ч. 1 ст. 76, ч. 3 ст. 104, ст. 106), которые нашли развитие в Федеральном законе «О референдуме в Российской Федерации»2. Согласно названному Закону вопросы принятия и изменения налогов и сборов на референдум не выносятся. Однако отсутствие возможности принятия нормативного правового акта о налогах и сборах всенародным голосованием не означает малозначительности налогового законодательства. Напротив, обсуждение на референдуме неоправданно усложнило бы налоговый процесс, сделало его весьма дорогостоящим. Обсуждение проектов налоговых законов осуществляется через средства массовой информации, а принятие осуществляется парламентом, т. е. посредством представительной демократии.

     В-третьих, налоговое право, являясь  подотраслью финансового права, регулируется не только НК РФ. Источники налогового права характеризуются множественностью, обусловленной принципом разделения властей и федеративной природой российского государства. Теория разделения властей относит правотворчество к исключительной прерогативе законодательной власти. Однако это не означает полной изоляции других ветвей власти — каждая из них принимает участие в процессе правотворчества посредством законодательной инициативы или непосредственно.

     Непосредственное  правотворчество исполнительной ветви  власти выражается в подзаконном  нормотворчестве. Судебная власть выполняет  правотворческие функции при  применении ею аналогии права, аналогии закона, создании судебных прецедентов. В налоговой деятельности государства особое значение приобретают постановления Конституционного Суда РФ. Таким образом, в системе источников налогового права выделяются законы и подзаконные нормативные правовые акты.

     Налоговый кодекс РФ использует обобщенное понятие  «законодательство о налогах и сборах», особенностью которого является включение не только законов в собственном смысле, но и других нормативных правовых актов. Развитие федеративных начал в построении российского государства обусловливает и сложную разветвленную систему источников налогового права, в которой выделяются правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней.

     Конституция РФ и федеральные нормативные  правовые акты в системе источников налогового права.

     Согласно  п. «и» ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

     В правовой системе России, как и  любого государства, особое место занимает Конституция. Высшая юридическая сила Конституции РФ в иерархии источников налогового права обусловлена свойствами Основного Закона, отличающими его от актов текущего законодательства.

     В состав элементов юридических свойств  Конституции РФ входят: верховенство в системе законодательных актов  государства; нормативность, прямое действие на всей территории Российской Федерации; особый порядок принятия и изменения; обеспеченность конституционным контролем. Названные признаки позволяют рассматривать Конституцию РФ как главный источник налогового права и основу нормативно-юридического регулирования общественных отношений по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

     Конституционные нормы могут непосредственно регулировать отношения налоговой сферы, но чаще всего это регулирование осуществляется посредством развития конституционных основ в текущем налоговом законодательстве.

     Конституция РФ определяет исходное начало, отправную  точку налогового права   — обязанность каждого платить законно установленные налоги (ст. 57). Конституционные основы налоговой деятельности подразделяются на политические, экономические и организационные требования. Политико-правовые принципы налоговой деятельности закрепляются посредством установления Конституцией РФ организации власти (ст. 10), коренных целей построения демократического общества, правового государства с развитой системой федерализма (ч. 1 ст. 1). В этой связи конституционными основами налоговой деятельности следует считать федерализм, законность, демократизм, разделение властей, публичность, гласность, равноправие субъектов РФ и т. п., т. е. общие основы конституционного строя, и на принципе запрета установления препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов (ст. 74), закрепленном в гл. 3 «Федеративное устройство». Подобный «двойной» фундамент свидетельствует об огромной значимости экономических основ налоговой деятельности государства, ибо эти постулаты законодатель рассматривает одновременно в качестве правовой базы и гарантии федеративного устройства России. Единство экономического пространства является одним из принципиальнейших условий существования федеративного государства.

     Конституция РФ содержит концентрированное нормативное выражение правовых начал налоговых отношений. Основной Закон не может и не должен стремиться к всеохватывающему детальному регулированию, поскольку сущность Конституции РФ главным образом выражается в стабильности и долгосрочное. Однако сказанное не означает достаточности объема конституционного регулирования в налоговой деятельности. В литературе выдвигались предложения по закреплению в Конституции РФ институтов бюджетно-налогового контроля, права Российской Федерации требовать уплаты федеральных налогов и сборов; высказывались мнения раздела по определению экономических основ государства и принципов финансовой политики и т. п.

     Структура федеральных нормативных  правовых актов о  налогах и сборах включает НК РФ и  принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах.

     Налоговый кодекс РФ занимает ведущее место  в системе источников налогового права и обладает наибольшей юридической  силой в иерархии законодательства о налогах и сборах.

Информация о работе Контрольная работа по "Налоговое право"