Возникновение и развитие налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 20:31, курс лекций

Краткое описание

Если попытаться выяснить у американца, какой день в году для него самый тяжелый, то большинство ответят - 15 апреля, потому, что к этой дате все самодеятельное население США обязано заполнить итоговые налоговые декларации, в которых должны быть подробно указаны размеры доходов из всех источников, скидки и рассчитанные по специальной таблице итоговые величины уплачиваемого налога.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект лекций Налоги.doc

— 414.50 Кб (Скачать файл)

 Изымать  документы, свидетельствующие о   сокрытии и занижении доходов, получать без оплаты от всех юридических лиц данные о работе предприятия.                                

  Обязанности банков и кредитных учреждений:

- запрещается  задерживать исполнение поручений  налогоплательщиков на перечисление  налогов в бюджет и использовать не перечисленные суммы налогов в качестве кредитных ресурсов.

  В случае  нарушения - штраф в пятикратном   размере min оплаты труда.

   Обязанности и ответственность налоговых органов:

- соблюдать  коммерческую тайну, тайну вклада  физичиских лиц

- ущерб, включая упущенную выгоду, причиненный налогоплательщику вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей подлежит возмещению в установленном порядке.

Срок исковой  давности по уплате налогов для физических лиц  - 3 года; для юридических - 6 лет.

 

 

 

Схема образования доходов  участников общественного производства и их первичное распределение

 


 

 

 


 


 

 

 

 


 

СТРУКТУРА ВВП на стадии образования  первичных доходов субъектов  экономических отношений

ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ

Валовая прибыль экономики

Налоги на стадии образования ВВП

Оплата труда с отчислениями

Амортизация основных фондов

Валовая прибыль экономики, включая смешанный доход

Налоги на продукцию

(НДС, акциз)

Налог на импорт

Другие налоги на производство

Социальные отчисления

Оплата труда



 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5  ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

      Функция налога - это проявление  его сущности в действии, способ  вложения его свойств.

      Сущность налогов, как инструмента  стоимостного распределения доходов  реализуется в различных функциях:

  1) Бюджетная, фискальная функция призвана формировать финан- совые ресурсы государства, аккумулируемые в бюджетной системе и внебюджетных фондах на основе централизованного взимания налогов.

  2) Контрольная функция дает возможность количественной оценки

налоговых поступлений, их сопоставление с  потребностями  государства в финансовых ресурсах. Она позволяет корректировать налоговую  систему и бюджетную политику государства.

  3) Распределительная функция налогов, выступающая в роли ор- ганизатора эффективного действия хозяйственного  механизма и регулятора хозяйственной жизни страны. Имеет подфункции:

   - стимулирующую, сдерживающую, а также и воспроизводственного

назначения;        

       Стимулирующая  (регулирующая)  - реализуется  через систему льгот, исключений, понижений налоговой ставки, уменьшений налогооблагаемой базы и освобождении от уплаты налогов (благотворительность).

 Подфункцию  воспроизводственного назначения  несут в себе водный налог,  ресурсные налоги, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и лесной налог.               

  В налоговой  системе РФ реализуются все  функции и подфункции налогов.

      В Законе РФ "Об основах налоговой  системы в РФ" предусмотрены  следующие виды льгот:

   - необлагаемый минимум объекта (минимальная з/п);

    - изъятие  из обложения определенных элементов  объекта (части прибыли);

    - освобождение  от уплаты налогов отдельных  лиц или категорий плательщиков (инвалиды, пенсионеры);

    - понижение  налоговых ставок (для малых предприятия в первые два года деятельности);

    - целевые  налоговые льготы, включая налоговые  кредиты (отсрочки взимания налогов);

      Преференции установлены в виде  инвестиций налогового кредита  и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

      Налоговый кредит предоставляется на  условиях  возвратности

 и платности.

  Целевая налоговая льгота предоставляется любому предприятию органами исполнительной власти субъекта РФ на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в региональный бюджет.

    Статья 56 ч. 1 НК –льготами по налогам  признаются преимущества но сравнению  с другими налогоплательщиками.

               

                     2.6 ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

         На практике государство соблюдает следующие принципы налогообложения:

    1) обязательность, то есть принудительность уплаты  налогов;

    2) стабильность  или устойчивость основных видов  налогов и

         ставок в течение ряда лет;

   3) равнонапряженность, заключающаяся в равномерном распределении налоговой нагрузки среди плательщиков;

   4) социальная  справедливость, проявляющаяся   в  установлении

     налоговых  ставок и льгот в зависимости  от  фактической способности налогоплательщика.

В ч.1 ст. 3 НК установлены следующие принципы:

  • налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер;
  • налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;
  • акты законодательства о налогах должны быть четко сформулированы.

 

 

2.7 РОЛЬ  НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВА

 

         Налоги олицетворяют собой ту  часть  совокупности  финансовых  отношений, которая связана с формированием  денежных доходов государства (бюджетные и внебюджетные фонды) необходимых ему для выполнения соответствующих функций:  социальной, оборонной, правоохранительной, для развития науки и др.

   То, что  налоги, как форма изъятия   части  первичных доходов хозяйственных субъектов и населения в пользу  государства  объективно необходимы, не вызывает сомнений. Но  каковы пределы налогового бремени, которые можно считать справедливыми  и  предпринимателю  и гражданину?

   Основоположник  российской финансовой науки   Н.И.Тургенев   в книге "Опыт теории налогов" (1818г.) писал: "Успехи образованности по мере их благодетельного слияния на  нравы  и  обычаи  народов, действовали и на усовершенствование  системы налогов. Налоги начали быть распределяемы и собираемы  с  большей справедливостью и платимы с большей готовностью."

    Первичные  доходы, образуемые в сфере производства товаров и услуг и составляют стоимость созданного в стране ВВП (рыночная стоимость всех товаров и услуг за вычетом материальных затрат). ВВП включает оплату труда и социальные отчисления, валовую прибыль, экономики, амортизационные отчисления, НДС, акцизы, земельный налог, водный налог). Оплата труда образует первичные доходы наемных работников, а валовая прибыль экономики составляет  первичные  доходы  хозяйственных субъектов. Эти доходы поступают в бюджет и внебюджетные фонды.

  На стадии  производства товаров реализуется  часть финансовых отношений, связанных с образованием первичных доходов.  Другая часть финансовых отношений охватывает сферу распределения первичных доходов работников и хоз.субъектов. Определенная доля  этих  доходов в форме налоговых платежей поступает в бюджетные и внебюджетные фонды. Хоз.субъекты со своих первичных доходов (балансовой прибыли) до налогообложения прибыли выплачивают в бюджетную систему налоги на имущество,  на рекламу, на  содержание  жилищного фонда.

При определении  налогоемкости ВВП на базе первичных доходов субъектов экономики получается, что с каждого рубля ВВП в 1993г. в пользу государства изымалось 43 коп., в 1994г. - 34,1 коп.(в Швеции - 55,3%; Дании - 52%; Франции - 4,44%; Германии - 34,4%;  Англии - 37,3%; Японии - 31,3%; США - 29,8%).

       Отметим, что в Швеции, Дании  осуществляется широкомасштабная  социальная политика, требующая значительных средств у государства. В США - низкий уровень объясняется тем, что их бюджет не финансирует здравоохранение, образование, сельское хозяйство. В России же предоставление льготы одним происходит  за  счет других предпринимателей. Отсутствие четкой налоговой концепции  приводит к нарушению принципа стабильности (вносятся изменения в механизм налогообложения, увеличивается количество налогов).

  Налоговая  емкость ВВП должна быть оптимальной.  Должно быть введено ограничение  бюджетного дефицита (уменьшение  дотаций убыточным предприятиям, вводится механизм банкротства предприятий, перестройка структуры доходной части бюджета) (не налоговые поступления от приватизации и аренды).             

Нередко в средствах  массовой информации можно услышать заявление о том, что налоговый  пресс обременителен и душит  предпринимательство.

 В целом  по России с каждого рубля  балансовой прибыли по статье "налог на прибыль" в бюджет поступило 41,2 коп., в 1994г. - 68,5 коп.

  В печати  можно  встретить  примеры   сравнивающие российские ставки  по налогам с зарубежными: в  США налог на прибыль до 34%, а в России - 35% (хотя во Франции  -42%).

  По   НДС   в Великобритании - 17,5%,  в Финляндии - 19,5%, в России - 20%, хотя в Дании - 25%. Но это некорректные сопоставления. Любой налог следует  сравнивать не отдельно, а в контексте всей налоговой структуры и  учитывать экономическое положение страны, социальную политику государства, военную.

  Например, в  Японии на оборонные нужды  в бюджете предусмотрено не  более 1% годового ВВП (в России более 4,4% в 1993г.)

  Таким образом,  исходя  из совокупности функций,  принимаемых на себя государством, определяется  расходная  часть бюджета и путем оптимизации ее структуры выводится уровень налоговая емкости ВВП.

 Сегодня  можно сетовать о том, что   российская  налоговая система  совершенствуется методом проб и ошибок:

  - нарушается  принцип  стабильности,  десятки   раз вносятся  изменения в механизм налогообложения, увеличилось количество  налогов, менялся их перечень и состав; 

  - игнорируется  принцип справедливости; вносимые  изменения

нередко утверждаются "задним числом", вопреки ст.57 Конституции, в соответствии с которой законы, устанавливающие новые  налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной  силы не имеют.

 В этой  связи полезно выполнить заповедь  нашего  финансиста Н.И.Тургенева: "Так как налоги, взимаемые  правительством с подданых сделались везде единственным источником доходов государственных, то правительство обязано стремиться к усовершенствованию сей части государственного управления; искусство которого  в  том, чтобы  народ платя сколь можно более, думал  при  том, что  платит  сколь можно менее".

  В переходный  период отмечается усиление инфляции  при спаде производства, все зависит от того,  как  организовано  формирование гос.финансов и их расходование.

  Из опыта  соц.стран, меры по стабилизации финансовой системы сводятся к следующему:

  - вводится  жесткое ограничение объема бюджетного  дефицита;

  - существенно   перестраивается  структура   расходной  части бюджета: сокращается поддержка (ссуды, дотации) гос.сектору  экономики;

  - уменьшаются  дотации убыточным предприятиям;

  - вводится механизм ликвидации неплатежеспособных предприятий через процедуру банкротства.

  Перестраивается  и структура доходной части  бюджета. Стимулируется расширение производства и, следовательно, базы налогообложения. Вырастают неналоговые поступления в бюджет (от приватизации и сдачи в аренду гос. имущества, от операций на рынке ценных бумаг).

  Причины инфляции в России состоят в увеличении прибыльности предприятий при постоянном сокращении объемов производства, монополизме производителя, отсутствии конкуренции, ликвидации зависимости между увеличением доходов и производительностью труда.

   Известны  и последствия: 

     - эмиссия денег, их обесценивание;

     - растущий дефицит бюджета;

     - увеличение гос.долга (табл).

                

        Таблица  № 2.1 Государственные доходы и расходы

___________________________________________________________________________

       ¦                                           ¦  В процентах к ВВП   

       ¦          Доходы и расходы                 ________________________

       ¦                                           ¦  1993 г.   ¦ 1994 г. 

___________________________________________________________________________

Информация о работе Возникновение и развитие налогообложения