Экономическая сущность налогообложения физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2014 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследовать место и роль налогов физических лиц в финансовой системе государства, проанализировать налогообложение физических лиц в налоговой системе Российской Федерации и предложить пути совершенствования налогообложения физических лиц.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
Рассмотреть основные этапы становления и развития системы налогообложения физических лиц
Выявить особенности исчисления и уплаты налогов физических лиц в Российской Федерации
Оценить эффективность налогообложения физических лиц в налоговой системе РФ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 100.22 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

        В налоговой системе России имущественные налоги традиционно занимают незначительную долю в доходах государственного бюджета. Такое положение, безусловно, продиктовано проводимой в государстве налоговой политикой. Несмотря на это, на современном этапе формирования рыночной экономики в Российской Федерации возникла необходимость более эффективного, с точки зрения интересов государства и самих плательщиков, использования имущественного налогообложения. Такая необходимость продиктована не только целесообразностью повышения фискального значения этих налогов, но и отсутствием рационализма в использовании имущества его собственниками.

Мировая практика показывает, что для эффективного использования имущественного налогообложения во многих развитых странах осуществляется унификация налогообложения имущества различных категорий налогоплательщиков посредством взимания единого налога на недвижимость.

В РФ система налогообложения недвижимости, находящейся в собственности граждан, включает в себя налог на имущество физических лиц и земельный налог с физических лиц. Российская практика налогообложения недвижимости свидетельствует об отсутствии рационального отношения к использованию имущества физическими лицами. Система налогообложения недвижимости, существующая в РФ, не отвечает фискальным и регулирующим целям их взимания, что во многом связано с недостаточной эффективностью налоговой политики.

        Все выше  изложенное предопределяет выбор темы курсовой работы- Особенности налогообложения физических лиц при различных видах собственности.

        Цель курсовой работы - исследовать место и роль налогов физических лиц в финансовой системе государства, проанализировать налогообложение физических лиц в налоговой системе Российской Федерации и предложить пути совершенствования налогообложения физических лиц.

        В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

  1. Рассмотреть основные этапы становления и развития системы налогообложения физических лиц
  2. Выявить особенности исчисления и уплаты налогов физических лиц в Российской Федерации
  3. Оценить эффективность налогообложения физических лиц в налоговой системе РФ
  4. Разработать варианты совершенствования финансовых отношений между налогоплательщиками и государством.

        Объектом исследования является деятельность налоговых органов в общем на территории РФ.

        Предмет исследования- система налогообложения физических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.МЕСТО И РОЛЬ НАЛОГОВ  ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ФИНАНСОВОЙ  СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА

1.1. Экономическая сущность налогообложения физических лиц.

         Налог- это обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления, денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

         Налог на имущество-налог, устанавливаемый на имущество организаций или частных лиц.

         Экономическая сущность налогов с физ. лиц характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджета и внебюджетных фондов. 
Налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с федеральной властью и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками.

   Экономическая сущность налогов с населения выражается в их функциях.

        Функции налогов - проявление её сущности в действии, способ выражения её свойств.

        Функции налогов:

  1. Фискальная. Проявляется в обеспечении государственных органов финансовыми ресурсами необходимыми для осуществления его деятельности
  2. Регулирующая. Регулирование в государстве осуществляется в 2-х основных направлениях: регулирование рыночных, товарно - денежных отношений; регулирование развития народного хозяйства.
  3. Стимулирующая. С помощью налогов, льгот, санкций, освобождений государство стимулирует технический прогноз и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства сфер деятельности (например, увеличивает число рабочих мест)
  4. Перераспределительная. По средствам налогов в государстве осуществляется перераспределение ранее накопленных финансовых ресурсов для домашнего удовлетворения различных социально- экономических, политических и др. направлений
  5. Контрольная. По средствам данной функции происходит налоговое регулирование, всесторонний анализ налоговых систем и осуществляется налоговый контроль.

В налогообложении имущества населения должны быть реализованы общие принципы налогообложения:

    1. всеобщность и соразмерность охвата налогами;

    1. однократность налогообложения;

    1. определенность налога и др.

        Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный налог. Его идея – обеспечение равно напряженности налогообложения на основе прямого определения доходов плательщика. Профессор М.Н. Соболев писал, что «Подоходный налог представляет собой наиболее совершенную форму обложения в финансовой системе, потому что он охватывает чистый доход общества – тот основной источник, из которого платятся вообще все налоги».

         Еще одним, немаловажным налогом является- налог на имущество физических лиц. Налог на имущество физических лиц является местным налогом, зачисляется в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.

         А так же транспортный налог. Транспортный налог является региональным, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Все денежные средства от него поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации.

        Не стоит упускать из вида и земельный налог. Плательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).

        Не признаются налогоплательщиками физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

1.2. Основные этапы становления и развития системы налогообложения физических лиц.

         Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства.                                                                   

   Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на  общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

        Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226-1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

         По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так в Др. Греции в VII-VI вв. до н.э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, строительство храмов, укреплений и т.д.

В то же время в древнем мире имелось и серьезное противодействие прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин

не должен платить прямых налогов. Другое дело  добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.

         Многие же стороны современного государства зародились в Др. Риме.

        В IV-III в.в. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались все новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан, и их определение происходило каждые 5 лет. Римские граждане, проживавшие за пределами Рима, платили как государственные, так и местные налоги.

         Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был, по сути, сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдьем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею.

         Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады и пр.

          После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме «выхода» было еще несколько ордынских тягот.

          Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание  финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога  Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV  также ввел дополнительные налоги. Для определения размера прямых налогов служило «сошное письмо», которое предусматривало измерение земельных площадей и перевод  полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха как единица измерения была отменена лишь в 1679 г., когда единицей налогообложения стал двор.

           Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей - 10 денег с рубля оборота.

Хотя политическое объединение русских земель относится к концу XV в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода, однако одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В связи с этим финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутанна. Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655г. Счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет (выяснилось, что в 1680 г. 53,3% государственных доходов получено за счет косвенных налогов).

          Надо отметить, что неупорядоченность финансовой системы в то время  была характерна и для других стран.

         Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к 3-му сословию.

        Но отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой к тяжелым последствиям (примером чему могут являться соляные бунты  в царствование Алексея Михайловича).

         Эпоха  Петра I (1672-1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых  ресурсов из-за многочисленных войн,   крупного строительства и пр. Для пополнения казны вводились все новые налоги (гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и т.д.). Но в то же время был принят ряд мер для обеспечения справедливости налогообложения, была введена подушная подать.

Информация о работе Экономическая сущность налогообложения физических лиц