Экономическая сущность акцизного налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:40, реферат

Краткое описание

В России акцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится к акцизам на алкогольную продукцию: хмельные напитки – квас, пиво и питной мед с давних времен считались на Руси неплохим источником пополнения казны. Помимо акцизов на алкогольную продукцию В России издавна широко использовались акцизы на предметы массового потребления. Печально известна попытка царя Алексея Михайловича установить высокий акциз на соль, которая закончилась его отменой в результате народных "соляных" бунтов. В период первой мировой войны после запрета торговли спиртными напитками для восполнения недополученных доходов от производства и реализации алкоголя были резко повышены акцизы на табак, спички, керосин

Содержание

Введение. 2
1. Основные положения законодательства об акцизах. 2
1.1. Объекты обложения акцизами и налогоплательщики акцизов. 2
1.2. Налоговый период и ставки. 3
1.3. Операции, признаваемые объектами налогообложения. 7
1.4. Порядок исчисления и уплаты акцизов. 9
2. Экономическая сущность акцизного налогообложения. 12
Заключение. 13
Литература. 13

Вложенные файлы: 1 файл

налог.docx

— 73.33 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

 

 

 

 

Содержание. 1

Введение. 2

1. Основные положения  законодательства об акцизах. 2

1.1. Объекты обложения  акцизами и налогоплательщики  акцизов. 2

1.2. Налоговый период и  ставки. 3

1.3. Операции, признаваемые  объектами налогообложения. 7

1.4. Порядок исчисления  и уплаты акцизов. 9

2. Экономическая сущность  акцизного налогообложения. 12

Заключение. 13

Литература. 13

Введение.

 

Государственная власть всегда стремилась создать такую систему  налогообложения, которая позволяла  бы процесс уплаты налогов сделать  как можно менее заметным для  плательщиков, а взимание налогов  производить "автоматически-принудительно". Хотя более простой и исторически более ранней формой налогообложения были прямые налоги, взимаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, более широкое применение получили менее заметные косвенные налоги. Пошлины - разновидность косвенных налогов – стали первыми видами денежных платежей в казну государства.

Объяснение столь широкого распространения косвенных налогов  давали многие русские и западные экономисты. Английский экономист Уильям Пети отмечал следующие преимущества косвенных налогов перед другими  налогами:

- налог взимается с  того, кто оплачивает какие-либо  товары или услуги, при этом  налог никому не навязывается  и его легко уплатить;

- исключается двойное  налогообложение за один и  тот же товар, поскольку его  нельзя употребить дважды;

- сбор налогов дает  информацию о благосостоянии  государства и его граждан  в конкретный момент времени.

Кроме того, широкое распространение  косвенного налогообложения было обусловлено  его фискальными выгодами. Налог  уплачивается незаметно для потребителя, так как включается в цену приобретаемого товара. Подчас покупатель, совершая покупку, даже не подозревает о том, что  он становится плательщиком налога.

К косвенным налогам относятся  индивидуальные акцизы, сущность и  природа которых сходна с налогом  на добавленную стоимость. Отличительной  особенностью индивидуальных акцизов  является то, что ими облагается вся стоимость реализованных  подакцизных товаров (либо весь объем  реализованной или полученной продукции  в натуральном выражении). Причем перечень подакцизных товаров устанавливается  государством.

В России акцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится к акцизам на алкогольную продукцию: хмельные напитки  – квас, пиво и питной мед с давних времен считались на Руси неплохим источником пополнения казны. Помимо акцизов на алкогольную продукцию В России издавна широко использовались акцизы на предметы массового потребления. Печально известна попытка царя Алексея Михайловича установить высокий акциз на соль, которая закончилась его отменой в результате народных "соляных" бунтов. В период первой мировой войны после запрета торговли спиртными напитками для восполнения недополученных доходов от производства и реализации алкоголя были резко повышены акцизы на табак, спички, керосин. В период НЭПа существовало огромное количество всевозможных акцизов на чай, кофе, сахар, соль, табак, спички, нефтепродукты, текстильные изделия.

Таким образом, на протяжении веков акцизы играли важную роль в  налоговой системе России, прежде всего как крупный фискальный источник. Целью данной работы является анализ сложившейся ситуации в области  акцизного налогообложения в  Российской Федерации.

1. Основные положения  законодательства об акцизах.

1.1. Объекты  обложения акцизами и налогоплательщики  акцизов.

Непосредственным и неизбежным эффектом установления акциза на тот  или иной товар является повышение  его цены. Поэтому круг товаров  народного потребления, включенных в перечень подакцизных товаров, определен государством и строго ограничен. Из него исключены потребительские  товары первой необходимости, которые  обладают социальной значимостью для  населения страны.

С 1 января 2001 года, в связи  с введением в действие части  второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и признанием Закона об акцизах утратившим силу, перечень подакцизных товаров регламентируется пунктом 1 статьи 181 главы 22 "Акцизы" НК РФ.

Согласно НК РФ подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый из  всех видов сырья, за исключением  спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция  (растворы, эмульсии, суспензии и  другие виды продукции в жидком  виде) с объемной долей этилового  спирта более 9 процентов.

Не рассматриваются как  подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:

• лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства и препараты, если они внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций. Аналогично не облагаются препараты ветеринарного назначения, внесенные в Государственный реестр ветеринарных препаратов, разлитые в сосуды вместимостью не более 100 мл;

• парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию, если вместимость сосуда, в который она разлита, не превышает 270 мл;

• спиртосодержащие товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;

• подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в РФ;

3) алкогольная продукция  (спирт питьевой, водка, ликероводочные  изделия, коньяки, вино и иная  пищевая продукция с объемной  долей этилового спирта более  1,5 процента, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые  и мотоциклы с мощностью двигателя  свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для  дизельных и (или) карбюраторных  (инжекторных) двигателей.

10) прямогонный бензин. Под  прямогонным бензином понимают  бензиновые фракции1, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного.

Налогоплательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели, совершающие операции, подлежащие обложению акцизами, включая  лица, признаваемые плательщиками акцизов  в связи с перемещением подакцизных  товаров через таможенную границу  РФ.

1.2. Налоговый  период и ставки.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей налоговый период составляет один календарный месяц.

В соответствии с п. 1 ст. 193 НКРФ налогообложение подакцизных  товаров и подакцизного минерального сырья осуществляется по следующим  единым на территории Российской Федерации  налоговым ставкам:

 

Виды  подакцизных

товаров

 

Налоговая ставка (в % или рублях и копейках за единицу измерения.

Этиловый спирт из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)

 

18 руб. за 1 литр безводного  этилового спирта

Алкогольная продукция с  объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и спиртосодержащая продукция

 

135 руб. за 1 литр безводного  этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с  объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25% включительно (за исключением вин)

 

100 руб. за 1 литр безводного  этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах

Алкогольная продукция с  объемной долей этилового спирта до 9 % включительно (за исключением  вин)

 

70 руб. за 1 литр безводного  этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах

 

Вина нетрадиционные крепленные

 

88 руб. за 1 литр безводного  этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах

Вина (за исключением натуральных, натуральных нетрадиционных и (или) некрепленых, натуральных нетрадиционных некрепленых, вин шампанских и игристых)

 

52 руб. за 1 литр безводного  этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах

Вина натуральные нетрадиционные некрепленые

 

4 руб. за 1 литр

Вина шампанские и вина игристые

 

10 руб. 50 коп. за 1 литр

Вина натуральные (за исключением  нетрадиционных некрепленых)

 

2 руб.20 коп. за 1 литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием доли этилового спирта до 0,5 % включительно

 

0 руб. за литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием доли этилового спирта свыше 0,5 до 8,6 % включительно

 

1 руб. 55 коп. за литр

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием доли этилового спирта свыше 8,6 % включительно

 

5 руб. 30 коп. за 1 литр

Табачные  изделия:

Табак трубочный

574 руб. за 1 кг

Табак курительный, за исключением  табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции

 

235 руб. за 1 кг

Сигары

14 руб. за 1 штуку

Сигариллы

157 руб. за 1000 штук

Сигареты с фильтром

60 руб. за 1000 шт. + 5%

Сигареты без фильтра, папиросы

 

23 руб. за 1000 шт. +5%

Автомобили легковые с  мощностью двигателя до 67,5 КВт (90 л.с.) включительно

 

0 руб. за 0,75 КВт (1 л.с.)

Автомобили легковые с  мощностью двигателя свыше 67,5 КВт (90 л.с.) и до 112,5 КВТ (150 л.с.) включительно

 

14 руб. за 0,75 КВт (1 л.с.)

Автомобили легковые и  мотоциклы с мощностью двигателя  свыше 112,5 КВТ (150 л.с.)

 

142 руб. за 0,75 КВт (1 л.с.)

Бензин автомобильный  с октановым числом до "80" включительно

 

2460 руб. за 1 тонну

Бензин автомобильный  с иными октановыми числами

 

3360 руб. за 1 тонну

Дизельное топливо

1000 руб. за 1 тонну

Масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

 

2732 руб. за 1 тонну

Прямогонный бензин

0 руб. за 1 тонну


 

Налоговым кодексом РФ установлен особый режим налогового склада в  отношении алкогольной продукции. Под режимом налогового склада понимается комплекс мероприятий налогового контроля, осуществляемый налоговыми органами в  отношении алкогольной продукции  с момента окончания ее производства и поступления на акцизный склад  до момента ее отгрузки (передачи) покупателям. Под действием режима налогового склада находится территория, на которой  расположены производственные помещения, используемые для производства алкогольной  продукции, а также находящиеся  вне этой территории акцизные склады для ее хранения. Алкогольная продукция, находящаяся в режиме налогового склада, хранится под контролем сотрудников  налоговых органов в специально обустроенных помещениях до момента  ее отгрузки (акцизные склады).

Должностные лица акцизного  склада обязаны:

• вести учет хранящихся на складе подакцизных товаров и представлять налоговым органам отчетность об этих товарах;

• обеспечивать невозможность выбытия с акцизного склада подакцизных товаров без контроля сотрудников налоговых органов;

• обеспечивать невозможность доступа на акцизный склад посторонних лиц;

• выполнять требования налоговых органов по обустройству склада, обеспечению доступа сотрудников налогового органа к хранящимся товарам и предоставлению указанным сотрудникам безвозмездно оборудованных помещений и средств связи в целях обеспечения налогового контроля;

• по требованию налоговых органов оборудовать склад двойными запорными устройствами, одно из которых должно находиться в ведении налогового органа.

В связи с действием  режима налогового склада в отношении  производства и реализации алкогольной  продукции налогообложение производится по следующим ставкам:

• при реализации покупателям, не являющимся акцизными складами, по обычным ставкам;

• при реализации на акцизные склады оптовых организаций — в размере 50 % от действующих ставок;

• при реализации оптовыми организациями с акцизных складов конечным потребителям — в размере 50 % от действующих ставок;

• при реализации оптовыми организациями с акцизных складов на акцизные склады других оптовых организаций акцизы не взимаются.

При реализации подакцизной  продукции налогоплательщик обязан предъявлять сумму налога покупателю. В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и аккредитивов, первичных учетных документах, счетах-фактурах, сумма акциза выделяется отдельной строкой, за исключением случаев реализации подакцизной продукции за пределы территории Российской Федерации.

Вместе с тем продавцы подакцизных товаров, которые не являются налогоплательщиками акцизов, не обязаны выделять сумму акциза в расчетных документах и счетах-фактурах. Поэтому, если в указанных документах акциз не будет выделен, у налогоплательщика акцизов, использующих в процессе производства подакцизные товары, приобретаемые у продавцов, не являющихся их непосредственными производителями, не будет оснований для налоговых вычетов.

При уплате акцизов налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога, подлежащую перечислению в бюджеты, на некоторые  вычеты. Так, например, вычетам подлежат суммы акцизов, уплаченные при приобретении или ввозе подакцизных товаров, если в дальнейшем они используются в качестве сырья для дальнейшей обработки. Вычитаются также суммы уплаченных ранее акцизов при возврате покупателями подакцизных товаров или отказе от них. Алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора.

Постановлением Правительства  РФ от 29 декабря 2001 г. № 915 «Об установлении ставок авансового платежа, уплачиваемого  при покупке региональных специальных  марок по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке» ставки авансового платежа определены в следующих  размерах:

• на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 25 % включительно — 0,3 руб. за марку;

• на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 % — 0,8 руб. за марку.

Стоимость авансового платежа, уплаченного при приобретении специальных  акцизных либо региональных марок, также  подлежит вычету. Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные на территории РФ по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному  для производства виноматериалов, в  дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции. При этом вычету подлежит сумма налога в размере, не превышающем сумму налога, исчисленную по формуле:

С = (А х К) : 100 %) х О,

где: С — сумма акциза, уплаченная по спирту этиловому, использованному для производства вина;

А — налоговая ставка на 1 литр стопроцентного (безводного) этилового спирта;

К — крепость вина;

О — объем реализованного вина.

Если к вычету предъявлена  сумма, превышающая величину, рассчитанную по этой формуле, сумма превышения (отрицательная  разница) относится на убытки предприятия.

К вычету принимаются только суммы, фактически уплаченные налогоплательщиком при условии наличия подтверждающих счетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами подакцизной  продукции. Суммы акцизов по подакцизным  товарам, использованным в качестве сырья для производства других подакцизных  товаров, принимаются к вычету при  односменном соблюдении двух условий: их фактической оплаты и списания стоимости использованных подакцизных товаров на затраты по производству реализованных подакцизных товаров.

Если сумма налоговых  вычетов в каком-либо налоговом  периоде превысит общую сумму  акциза по реализованным подакцизным  товарам, то в этом периоде акциз  не уплачивается. Сумма превышения налоговых вычетов подлежит зачету в следующем налоговом периоде. Если и после зачета останется некоторая сумма превышения, то она может быть направлена на исполнение налоговых обязательств по другим налогам и сборам, на уплату пени, на погашение недоимки и присужденных санкций в рамках одного бюджета. По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.

Информация о работе Экономическая сущность акцизного налогообложения