Экономическая сущность налогообложения физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2014 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследовать место и роль налогов физических лиц в финансовой системе государства, проанализировать налогообложение физических лиц в налоговой системе Российской Федерации и предложить пути совершенствования налогообложения физических лиц.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
Рассмотреть основные этапы становления и развития системы налогообложения физических лиц
Выявить особенности исчисления и уплаты налогов физических лиц в Российской Федерации
Оценить эффективность налогообложения физических лиц в налоговой системе РФ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 100.22 Кб (Скачать файл)

– российские организации;

– иностранные организации (иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации);

– граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

– индивидуальные предприниматели (зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты).

         Таблица 1 - Анализ отчетов о налоговой базе и структуре начислений по земельному налогу по физическим лицам за 2010-2012гг.

Показатели

2010г.

2011г.

2012г.

1. Количество налогоплательщиков, которым исчислен налог к уплате, единиц

28 250 910

31 197 150

33 574 450

2 Количество земельных  участков, учтенных в базе данных  налоговых органов, единиц

25 750 236

27 430 550

28 630 437

3. Количество земельных  участков, по которым предъявлен налог к уплате, единиц

23 437 903

24 977 979

26 374 956

4. Кадастровая стоимость

8 566 566 617

9 618 447 353

11 252 396 664

5. Сумма налога, подлежащая  уплате в бюджет

14 803 736

19 448 256

22 985 918

6. Сумма налога, не поступившая  в бюджет в связи с предоставлением  налогоплательщикам льгот по  налогу – всего

1 518 303

1 572 254

1 904 049


 

 

         Количество налогоплательщиков, которым исчислен налог к уплате в период с 2010 по 2012 года выросло, что связанно с большим количеством приобретаемых, физическими лицами, земельных участков на территории Российской Федерации.

         Количество земельных участков, учтенных в базе данных налоговых органов также выросло.

         Таким образом, количество земельных участков, по которым предъявлен налог к уплате повысил свой показатель, что повлекло за собой повышение суммы налога, подлежащая уплате в бюджет.

         Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот по налогу незначительно увеличилась.

         Кадастровая стоимость земельных участков, в связи с увеличением количества налогоплательщиков, которым исчислен налог к уплате возросла за налоговый период с 2010 по 2012 гг.

         В связи с увеличением приобретаемых, физическими лицами, земельных участков, возрастает и сумма земельного налога подлежащая к уплате в местные бюджеты.

         Налог на имущество физических лиц является общеобязательным налогом, который уплачивают собственники имущества (как граждане РФ, так и иностранные подданные и лица без гражданства).

         Порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

         Налог на имущество физических лиц является местным налогом, зачисляется в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.

        Налоговой базой по налогу на имущество физических лиц является суммарная инвентаризационная стоимость строений по состоянию на 1 января каждого года.

        Суммарная инвентаризационная стоимость — это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектом налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

         Инвентаризационная стоимость — это восстановительная стоимость объекта налогообложения с учетом износа и динамики цен на строительную продукцию.

        Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогу, установленному Законом №2003–1, и основания для их использования налогоплательщиками.

        Для получения льгот по уплате налогов физические лица, имеющие право на них, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

        Таблица 2 - Анализ отчетов о налоговой базе и структуре начислений по налогу на имущество физических лиц за 2010-2012 гг.

Показатели

2010г.

2011г.

2012г.

1. Количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых  органов

64 675 833

69 058 939

71 006 437

2. Количество строений, помещений и сооружений, учтенных  в базе данных налоговых органов

53 214 446

53 867 452

55 118 084

3. Количество строений, помещений и сооружений, по которым налог предъявлен к уплате

35 113 474

35 408 957

35 790 485

4. Общая инвентаризационная  стоимость строений, помещений и  сооружений, по которым предъявлен  налог к уплате

8 042 185 439

9 456 765 178

10 599 535 817

5. Сумма налога, подлежащая  уплате в бюджет

17 471 177

24 191 031

27 353 408

6. Сумма налога, не поступившая  в бюджет в связи с предоставлением  налогоплательщикам льгот

12 299 036

15 688 702

18 209 100


 

        Количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов, в период с 2010 по 2012 год возросло, что повлекло за собой увеличение количества строений, помещений и сооружений, учтенных в базе данных налоговых органов.

        В связи с этим возросло и количество строений, помещений и сооружений, по которым налог предъявлен к уплате в незначительном размере.

        Общая инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений, по которым предъявлен налог к уплате за период с 2010 по 2012 года, повышается, что обуславливается возросшим количеством строений, помещений и сооружений, учтенных в базе данных налоговых органов.

          Увеличилась и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, что повлекло за собой повышение сумма налогов, не поступивших в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот в период с 2010 по 2012 года.

2.2. Анализ отчета о структуре начисления по транспортному налогу

        Транспортный налог – это налоговые сборы, которые отчисляют владельцы автомобильного транспорта, а также владельцы водного транспорта и авиационного. Данное название появилось с 2003 года.

       Транспортный налог является региональным, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Все денежные средства от него поступают в бюджеты субъектов Российской   Федерации.

       Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ).

        Плательщиками налога также признаются физические лица, получившие транспортные средства по доверенности, выданной до 29 июля 2002 года. При этом в статье 186 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что срок действия доверенности не может превышать трех лет.

        Следовательно, по истечении трех лет с момента выдачи доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством, выданной до 29 июля 2002 года, плательщиком транспортного налога признается физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.

         Сведения о владельцах в налоговые органы направляют органы осуществляющие регистрацию транспортных средств. (ст. 362 НК РФ)

         Физические лица, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

          Если этот документ владельцы собственности не получат до конца сентября, ФНС России рекомендует проявить инициативу, обратившись в инспекцию лично.

          Таблица 3 - Анализ отчетов о структуре начисления по транспортному налогу в период с 2010 по 2012 года.

Показатели

2010г.

2011г.

2012г.

1. Количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых  органов, единиц

28 180 601

30 585 723

32 565 032

2. Количество транспортных  средств, учтенных в базе данных  налогового органа, единиц

38 937 265

42 928 433

45 934 829

3. Количество транспортных  средств, по которым предъявлен налог к уплате

36 694 928

38 980 445

40 608 623

4. Сумма налога, подлежащая  уплате в бюджет

73 922 736

83 684 845

94 160 262

5. Сумма налога, не поступившая  в бюджет в связи с предоставлением  налогоплательщикам налоговых льгот

4 744 015

5 413 332

6 321 732


 

 

          Количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов, возросло, что повлекло за собой увеличение количество транспортных средств, учтенных в базе данных налогового органа, соответственно возросло и количество транспортных средств, по которым предъявлен налог к уплате в период с 2010 по 2012 года.

          Из этого следует, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет повысится, в данном случае сумма налога за 2011 год повысилась на 13,2% относительно суммы налога за 2010год,соответственно за 2012 год сумма налога увеличилась на 27, 4% относительно 2010 года и на 12,5% относительно 2011 года.

          Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот составила 4 744 015 единиц за 2010 год, что на 669 317 единиц меньше чем в за 2011 год, сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот за 2012 год возросла на 16, 9% относительно 2011 года, что составило 908 400 единиц за год.

2.3. Особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в Российской Федерации

 

Порядок исчисления налога – это совокупность действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Исчисление налога может осуществляться по некумулятивной системе, (обложение налоговой базы предусматривается по частям) или по кумулятивной системе (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода) .

         Для упорядочения процесса внесения налога в бюджет определяется порядок уплаты налога – нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет показаны в приложении № 6.

 Существует три основных способа уплаты налога:

  1. Уплата налога по декларации, т. е. на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах;

  1. Уплата налога у источника дохода, т. е. моменту получения дохода предшествует момент уплаты налога, это как бы автоматическое удержание, безналичный способ;

  1. Кадастровый способ уплаты налога, т.е. налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. При уплате платежа устанавливаются фиксированные сроки их взноса.

Сроки уплаты налога – это дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет. Согласно ст.226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц.

Налог на доходы физических лиц взимается двумя способами:

    1. Безналичным (у источника выплаты)

    1. Декларационным.

         Безналичным когда налог исчисляется бухгалтерией предприятия, учреждения, организации, которая выплачивает налогоплательщику доход, уменьшенный на сумму налога.

         При декларационном способе налогоплательщик подает в налоговые органы по месту жительства (прописки) декларацию, где указывает размер дохода.

Информация о работе Экономическая сущность налогообложения физических лиц