Проблемы налогообложения физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выработка мероприятий по совершенствованию системы налогообложения физических лиц.
К задачам следует отнести следующие:
- раскрыть налог на доходы физических лиц в экономической системе общества;
- исследовать порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц;
- выявить пути совершенствования налога на доходы физических лиц.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы налогообложения физических лиц………5
1.1. Экономическое содержание и основные элементы налогообложения
доходов физических лиц ……………………………………………….5
1.2. Льготы, применяемые налогообложении физических лиц……………7
1.3. Основные налоговые вычеты…………………………………………..14
Глава 2. Анализ поступлений налогов, взимаемых с физических лиц
в местный бюджет (2006-2008 гг.)………………………………………….21
2.1. Анализ поступлений налога на имущество физических лиц
в местный бюджет (2006-2008 гг.)……………………………………...21
2.2. Анализ поступлений налога на имущество, переходящего
в порядке наследования или дарения (2006-2008 гг.)…………………22
Глава 3. Проблемы налогообложения физических лиц……………………24
Заключение…………………………………………………………………..30
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Налогообложение физических лиц.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы налогообложения физических лиц………5

1.1. Экономическое содержание  и основные элементы налогообложения

       доходов физических лиц ……………………………………………….5

1.2. Льготы, применяемые налогообложении физических лиц……………7

1.3. Основные налоговые  вычеты…………………………………………..14

Глава 2. Анализ поступлений налогов, взимаемых с физических лиц

в местный бюджет (2006-2008 гг.)………………………………………….21

2.1. Анализ поступлений налога на имущество физических лиц

       в местный бюджет (2006-2008 гг.)……………………………………...21

2.2. Анализ поступлений  налога на имущество, переходящего 

       в порядке наследования или дарения (2006-2008 гг.)…………………22

Глава 3. Проблемы налогообложения физических лиц……………………24

Заключение…………………………………………………………………..30

Список литературы………………………………………………………….32

Приложение……………………………………………………………….....36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Принятие в России нового Налогового кодекса выявило ряд острых проблем, требующих решения в ближайшее время. Многие из них связаны с введением новых ставок и льгот на доходы физических лиц. Существующий подход к налогообложению граждан не изменил коренным образом имеющиеся недостатки законодательства.

Налоговая политика в нашей стране направлена исключительно на поддержание бюджета, а не производителя. А принятые изменения в Налоговом кодексе, по моему мнению, не снимают налогового бремени с предприятий, зато «облегчили» жизнь состоятельных граждан.

В условиях рыночной экономики роль и значение налогов резко возрастает. Налоговая система оказывает существенное воздействие на экономику в целом. Она играет регулирующую роль в финансово-хозяйственной деятельности отдельных предприятий и в целом по стране.

Налоги в Российской Федерации уплачивают физические и юридические лица. Основными видами налогов, обеспечивающих большую долю поступлений в бюджет являются: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на доходы физических лиц.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что налог на доходы физических лиц является основным в системе налогообложения населения. Налог на доходы физических лиц входит в пятерку налогов, обеспечивающих свыше 90% поступлений в федеральный бюджет России. Его уплачивают десятки миллионов российских граждан - более половины всего населения страны.

Налог с доходов физических лиц является одним из экономических рычагов в руках государства, с помощью которого оно должно решать зачастую трудно совместимые задачи: обеспечивать достаточные поступления в бюджеты всех уровней; регулировать уровень доходов населения и соответственно структуру личного потребления и сбережения граждан; стимулировать наиболее рациональное использование получаемых доходов; помогать наименее защищенным категориям граждан. Налогообложение доходов физических лиц обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать предпринимательскую деятельность, обеспечивать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Ведущая роль в налоговой системе налогообложения личных доходов граждан объясняется и тем, что тяжесть индивидуального налога на доходы физических лиц во многом определяет уровень обложения и другими налогами.

Налогообложение физических лиц чрезвычайно многообразно. Подоходное налогообложение получило наибольшее распространение после Первой мировой войны. Подоходный налог в каждой стране имеет свои особенности, обусловленные историческими, политическими, экономическими и иными факторами.

Объектом изучения в работе выступает налоговая система Российской Федерации и, в частности, налогообложение физических лиц.

Целью данной работы является выработка мероприятий по совершенствованию системы налогообложения физических лиц.

К задачам следует отнести следующие:

- раскрыть налог на доходы физических лиц в экономической системе общества;

- исследовать порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц;

- выявить пути совершенствования налога на доходы физических лиц.

Информационную базу исследования составили материалы таких периодических изданий как: газеты «Экономика и жизнь», «Налоги», «Финансовая газета»; журналы «Горячая линия бухгалтера», «Бухгалтерский учт», «Налоги и платежи», «Эксперт», «Деньги», «Таможенные ведомости», «Финансы» и другие.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы налогообложения физических лиц

 

1.1. Экономическое  содержание и основные элементы  налогообложения доходов физических лиц

 

Исходной базой для расчета налоговых обязательств выступает совокупный годовой доход налогоплательщика, в который включаются все доходы, полученные данным физическим лицом в течение налогового (финансового) года от источников, указанных в налоговом законодательстве. В совокупный годовой доход, как правило, включаются наряду с заработной платой, доходами от предпринимательской деятельности другие выплаты и поступления: пособия, оплата натурой, компенсационные выплаты, а также полученные материальные и нематериальные выгоды.

Налоги на доходы физических лиц чаще всего относятся к группе общегосударственных (центральных, федеральных, конфедеральных) налогов, хотя во многих странах действуют различного рода дополнительные налоги на доходы физических лиц, надбавки к центральным налогам, поступающие в бюджеты регионов (штатов, провинций, земель) и в бюджеты органов местного самоуправления (городов, районов, округов, муниципалитетов, тауншитов и т.д.). При этом регламентация по взиманию налогов на доходы физических лиц, как правило, отнесена к исключительной компетенции центрального уровня власти (федерации, конфедерации). На общегосударственном уровне определяются объекты налогообложения, методика определения налогооблагаемого дохода, уровень общенациональных ставок, условия и размеры предоставляемых универсальных и специальных вычетов и зачетов, общие условия предоставления и получения налоговых льгот, сроки и порядок уплаты налогов и предоставления отчетности. На региональном и местном уровнях обычно могут изменяться лишь размеры ставок по дополнительным налогам или надбавкам к общенациональным налогам на доходы. Кроме того, в отдельных странах разрешено применять местные льготы для определенных категорий лиц, однако правила применения таких льгот в подавляющем большинстве стран также устанавливаются на общенациональном уровне. В федеративных и конфедеративных государствах могут существовать самостоятельные налоги на доходы физических лиц либо применяться различного рода надбавки к общегосударственному подоходному налогу.

Налоговый период по подоходному налогообложению физических лиц составляет один год. В большинстве случаев этот период совпадает либо с календарным годом, либо с установленным законодательно финансовым (налоговым, фискальным) годом.

Практически во всех странах налогоплательщику предоставляется возможность при расчете налоговых обязательств в той или иной форме учитывать фактически понесенные и документально подтвержденные убытки прошлых лет. В ряде стран разрешено при наличии соответствующих, определенных в законодательстве обстоятельств рассчитывать размер налоговых обязательств текущего года с учетом расходов будущих периодов.

Основные различия при исчислении налоговых обязательств физических лиц по подоходному налогообложению в развитых странах заключаются в следующем:

- расчет совокупного годового дохода, скорректированного валового дохода и налогооблагаемого дохода имеет свои особенности; существуют важные, а иногда и принципиальные различия в правилах по определению источников доходов;

- состав дохода, включаемого в совокупный годовой доход, отличается своей спецификой часто не только в одной стране, но и на региональном (земельном, провинциальном, штатном) уровне. Последнее особенно характерно для стран с федеративным и конфедеративным устройством. Для налогоплательщика также большое значение может приобретать специфика определения момента получения дохода;

- имеются различия при определении категории «объект налогообложения», т.е. объектом может выступать доход каждого члена семьи в отдельности или может применяться совокупное налогообложение дохода всей семьи как единого целого. Отдельные виды доходов могут быть самостоятельными объектами налогообложения;

- наиболее многообразен состав и характер налоговых зачетов, вычетов и льгот, применяемых при расчете величины налогооблагаемого дохода, определении величины налогового оклада или окончательных обязательств налогоплательщика;

- отмечаются существенные различия как в системах построения шкалы обложения подоходными налогами, так и в уровне минимальных, стандартных (средних) и максимальных ставок;

- значительным разнообразием характеризуются правила, регламентирующие налогообложение иностранных граждан, осуществляющих деятельность в стране, а также системы налогообложения граждан, длительное время работающих за рубежом и получающих доходы из иностранных источников. Правила, регламентирующие применение иностранного налогового кредита для принятия инвестиционных решений физическим лицом, могут иметь не менее важное значение, чем общий уровень налогообложения в той или иной стране.

 

  1.2. Льготы, применяемые при налогообложении физических лиц

 

Налоговые льготы при налогообложении физических лиц предоставляются в виде:

  • доходов, освобождаемых от обложения налогом (см. ниже);
  • налоговых вычетов (уменьшение базы налогообложения на определенную сумму), в том числе:
  • стандартных налоговых вычетов;
  • социальных налоговых вычетов;
  • имущественных налоговых вычетов;
  • профессиональных налоговых вычетов;
  • освобождения от уплаты налога в соответствии с международным договором РФ об устранении двойного налогообложения.

Освобождаются от налогообложения следующие виды доходов физических лиц:

  • государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации. К пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;
  • пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии;
  • все виды компенсационных выплат, связанных с:
    • возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, в том числе, например, суммы оплаты дополнительного отпуска, предоставляемого гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь или другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы;
    • бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;
    • оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
    • оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
    • увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;
    • гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей;
    • возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
    • исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов);
  • вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;
  • алименты, получаемые налогоплательщиками;
  • суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
  • суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, средств массовой информации по перечню премий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также в виде премий, присужденных руководителями субъектов РФ за выдающиеся достижения в перечисленных областях;
  • суммы единовременной материальной помощи, оказываемой:
    • налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью;
    • налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью независимо от источника выплаты;
    • работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
    • налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями);
    • налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой за счет бюджетных средств;
    • налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, а также членам семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории РФ, независимо от источников выплат;
    • работодателями работникам при рождении или усыновлении детей, в размере до 50 тыс. руб. на каждого ребенка;
  • вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам за оказание ими содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, за оказание содействия федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
  • суммы полной или частичной компенсации работодателями работникам и (или) членам их семей, а также бывшим работникам, вышедшим на пенсию, стоимости путевок, за исключением туристических, в находящиеся на территории России санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
  • суммы полной или частичной компенсации (как работодателями, так и за счет бюджета) стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
  • суммы, уплаченные работодателями за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей, суммы, уплаченные общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов при условии наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание;
  • стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов;
  • суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, получаемые налогоплательщиками от финансируемых из федерального бюджета государственных учреждений или организаций, направивших их на работу за границу;
  • доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде;
  • доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства - в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства;
  • доходы, получаемые от реализации для собственных нужд заготовленных физическими лицами дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других недревесных лесных ресурсов;
  • доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;
  • доходы от реализации пушнины, мяса диких животных и иной продукции, получаемой физическими лицами при осуществлении любительской и спортивной охоты;
  • доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов;
  • доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев;
  • некоторые доходы, полученные акционерами от акционерных обществ или других организаций;
  • призы в денежной и (или) натуральной формах, полученные спортсменами на Олимпийских, Параолимпийских и Сурдоолимпийских играх и других крупных спортивных состязаниях;
  • суммы, выплачиваемые организациями и (или) физическими лицами детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях, либо за их обучение указанным учреждениям;
  • суммы оплаты за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, а также оплата приобретения и содержания собак-проводников для инвалидов;
  • вознаграждения, выплачиваемые за передачу в государственную собственность кладов;
  • суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам, а также по облигациям и ценным бумагам органов местного самоуправления;
  • доходы, получаемые детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов и религиозных организаций;
  • доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками (как резидентами, так и нере3зидентами) по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если:
    • проценты по рублевым вкладам не превышают действующие ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в течение периода, за который начислены указанные проценты;
    • установленная ставка не превышает 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;
    • проценты по рублевым вкладам, которые на дату заключения договора либо продления договора были установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования, при условии, что в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался и с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования, прошло не более трех лет;
  • следующие доходы, не превышающие 4 000 руб., полученные за налоговый период:
    • стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей;
    • стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями органов государственной власти или органов местного самоуправления;
    • суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
    • возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом, при представлении документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение этих медикаментов;
    • стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг);
    • суммы материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов;
  • доходы солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, а также лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту службы, либо по месту прохождения военных сборов;
  • выплаты, производимые профсоюзными комитетами членам профсоюзов за счет членских взносов за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей;
  • выплаты, производимые молодежными и детскими организациями своим членам за счет членских взносов на покрытие расходов, связанных с проведением культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий;
  • выигрыши по облигациям государственных займов Российской Федерации и суммы, получаемые в погашение указанных облигаций.
  • помощь (в денежной и натуральной формах), а также подарки, которые получены ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в части, не превышающей 10 000 руб. за налоговый период;
  • средства материнского (семейного) капитала;
  • суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджета на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам);
  • суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств бюджетов (с 1 января 2008 г.);
  • суммы дохода от инвестирования, использованные для приобретения (строительства) жилых помещений участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;
  • взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений;
  • взносы работодателя на дополнительное финансирование накопительной части трудовой пенсии, в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателем.

 

                                 1.3. Основные налоговые вычеты

 

Ни в одной стране мира совокупный годовой доход налогоплательщика не совпадает с налогооблагаемым доходом, к которому применяется действующая шкала ставок подоходного налога. Налогооблагаемый доход по сравнению с совокупным годовым доходом всегда меньше на сумму разрешенных в соответствии с законодательством вычетов. Эти вычеты состоят, как правило, из необлагаемого минимума, профессиональных расходов, различного рода индивидуальных, семейных вычетов, вычетов на детей, сумм фактически уплаченных взносов в различного рода фонды социального назначения и обязательного страхования. Система разрешенных вычетов для определения налоговых обязательств физического лица имеет огромное значение. Большинство экспертов оценивают уровень налогообложения в той или иной стране, исходя не из размеров налоговых ставок, а из того, какой объем налоговых вычетов разрешено использовать в данной стране.

Наряду с налоговыми вычетами из совокупного дохода используется система налоговых зачетов. Если налоговый вычет применяется для исчисления налогооблагаемого дохода, то налоговый зачет уменьшает уже полученную в результате расчетов сумму налогооблагаемого дохода, т.е. это те суммы, на которые налогоплательщик может уменьшить свои обязательства по подоходному налогу.

Кроме вычетов из совокупного дохода и зачетов по налогооблагаемому доходу, носящих универсальный характер, т.е. действие которых распространяется на все категории налогоплательщиков, действуют специальные налоговые льготы. Для получения права на эти льготы необходимо подтверждение каких-либо особых обстоятельств.

Ставки подоходного налогообложения всегда устанавливаются законом. Изменение ставок подоходного налогообложения (так же, как и ставок по другим налогам) не допускается в течение всего налогового периода. Как правило, невозможен и пересмотр других существенных условий подоходного налогообложения. Во всех странах действует категорический запрет на предоставление индивидуальных налоговых льгот, т.е. льгот, которые могут получить отдельные лица. Льготы предоставляются только категориям лиц, т.е. всем без исключения лицам, которые могут подтвердить наличие оговоренных в законе особых обстоятельств.

Во всех развитых странах ставки по подоходному налогу являются прогрессивными и, как правило, построены по системе сложной прогрессии. Для большинства развитых стран в последние десятилетия характерны следующие изменения в ставках подоходных налогов: значительное снижение предельных (максимальных) ставок, сокращение числа применяемых ставок, увеличение размеров необлагаемого минимума, индивидуальных и семейных вычетов. Следовательно, можно говорить о возникновении тенденции плавного перехода от прогрессивного к пропорциональному налогообложению доходов.

Информация о работе Проблемы налогообложения физических лиц