Шпаргалка по "Налоги"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:21, шпаргалка

Краткое описание

Структура бюджетной системы РФ. Понятие и основные характеристики консолидированного бюджета РФ. бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;Бюджетная систем

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты.doc

— 360.00 Кб (Скачать файл)

Основные функции Пенсионного фонда: • сбор и аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов; • организация работы по взысканию с лиц, виновных в причинении вреда здоровью работников, сумм государственных пенсий по инвалидности, профессиональным заболеваниям; • капитализация средств ПФР, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;• совместный с налоговыми органами контроль за поступлением страховых вносов в ПФР и за правильным и рациональным их расходованием; • организация государственного банка данных по всем категориям плательщиков взносов; • межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам пенсионного обеспечения, разработка договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий; • изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты страховых взносов в ПФР и внесение предложений по ее совершенствованию; • научно-исследовательская работа в области государственного пенсионного страхования;• проведение разъяснительной работы среди

В соответствии с ним субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица. Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ. Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами. Страхователями по обязательному пенсионному страхованию выступают: 1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: - организации; - индивидуальные предприниматели; - физические лица; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты. Частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы приравниваются к индивидуальным предпринимателям. К страхователям также приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, то исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства: • работающие по трудовому договору или по договору гражданско - правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

• самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); • являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; • работающие за пределами территории РФ; • являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; • иные категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию. Страховым риском признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая. Страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию считается: • страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости; • страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности; • страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца; • социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ, учитываются на его индивидуальном лицевом счете. Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу). Регистрация страхователей в территориальных органах страховщика является обязательной и осуществляется в тридцатидневный срок. К полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в РФ относятся: • установление порядка принятия бюджета Пенсионного фонда РФ и порядка его исполнения; • утверждение бюджета Пенсионного фонда РФ и отчета о его исполнении; • определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений; • определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования; • управление системой обязательного пенсионного страхования;

• обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объеме, предусмотренном бюджетом Пенсионного фонда РФ; • определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; • осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии, в том числе ее накопительной составляющей. Законодательством также установлены права и обязанности страховщика и страхователя. Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. При формировании бюджета Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом РФ. Бюджет Пенсионного фонда РФ является консолидированным. В составе бюджета Пенсионного фонда РФ отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда РФ, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии. Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии учреждений Центрального банка РФ на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на u1082 конкурсной основе определяется Правительством РФ. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного пенсионного страхования не взимается. Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет: • страховых взносов; • средств федерального бюджета; • сумм пеней и иных финансовых санкций; • доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; • добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

• иных источников, не запрещенных  законодательством РФ.

Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", включая организацию их доставки, на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда РФ. Порядок возмещения указанных средств определяется федеральным законом. Расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ имеет целевое назначение и средства фонда направляются на: • выплату в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; • доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ; • финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов); • иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании. Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда РФ на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке. Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда РФ в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке: • на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда РФ на выплату страховой части трудовой пенсии; • на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год. Порядок использования временных свободных средств Пенсионного фонда РФ определяется федеральным законом. Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда РФ определяется в соответствии с законодательством РФ.

Для обеспечения в  среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда РФ создается резерв, формирование и расходование которого определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда РФ. Порядок формирования и индексации расчетного пенсионного капитала определяется следующим образом. Расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, подтвержденных данными органов федерального казначейства Министерства финансов РФ. Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. Индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ". Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ.

В настоящее время  основным источником финансовых ресурсов фонда является единый социальный налог. С 2001 года на территории РФ действует вторая часть НК РФ 24 главой которого установлен порядок расчета и уплаты единого социального налога - важного источника денежных средств внебюджетных фондов, в т.ч. пенсионного. Пенсионный фонд не занимается собственно выплатой пенсий, он лишь перечисляет необходимые для этого средства органам социальной защиты, которые осуществляют расчеты с пенсионерами. В соответствии с действующим с января 2001 г. законодательством о государственных пенсиях в РФ в настоящее время выплачиваются следующие виды пенсий. 2 Трудовые пенсии: - по старости и инвалидности, состоящие из базовой части (финансируемой за счет сумм ЕСН, перечисленных в федеральный бюджет), страховой и накопительной частей (финансируемых за счет страховых взносов, уплаченных по обязательному пенсионному страхованию; - по потери кормильца, состоящей из базовой части (финансируемой за счет сумм ЕСН, перечисленных в федеральный бюджет), страховой части (финансируемой за счет страховых взносов, уплаченных по обязательному пенсионному страхованию). Пенсии по государственному пенсионному обеспечению (финансируемые из бюджета): - по старости (для граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф);

- по выслуге лет  (для федеральных государственных  служащих и военнослужащих); - по  инвалидности (для военнослужащих, участников ВОВ, граждан пострадавших  в результате радиационных и  техногенных катастроф); - социальная (для нетрудоспособных граждан, не имеющих права на получение трудовой пенсии); - по потере кормильца (для членов семей военнослужащих, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф). Пенсии по старости занимают главное место в расходах Пенсион-ного фонда. Назначаются они мужчинам по достижении 60 лет и общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам — при достижении 55 лет и общем трудовом стаже не менее 20 лет с увеличением на 1% за каждый год стажа сверх этого, но не свыше 75%. Инвалидам Отечественной войны и приравненным к ним лицам пенсия по старости назначается: мужчинам — по достижении 55 лет и женщинам — 50 лет и при общем трудовом стаже, указанном выше. Женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, а также матери детей-инвалидов с детства, воспитавшие их до этого возраста, имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и общем трудовом стаже не менее 15 лет.

 

  1. Фонд социального страхования Российской Федерации.Фонд социального страхования РФ создан с 1 января 1991 года в соответствии с постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 “О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР”. Его деятельность осуществляется также в соответствии с ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. и др. нормативными актами.

В настоящее  время Фонд социального страхования  РФ является самостоятельным государственным  финансово-кредитным учреждением. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов РФ, других фондов и изъятию не подлежат. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ. Фонд социального страхования РФ осуществляет свою деятельность на основании Положения о фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101, и состоит из: - региональных отделений; - центральных отраслевых отделений; - филиалов отделений. Источниками финансовых ресурсов фонда длительное время были страховые взносы работодателей, уплачиваемые ими до 2001 г. на основании федеральных законов о тарифах страховых взносов во внебюджетные фонды, принимаемых ежегодно в размере 5,4% от выплат в денежной и натуральной форме, начисленных в пользу работников во всем основаниям независимо от источников финансирования. Плательщикам взносов в фонд социального страхования являлись все организации, осуществляющие деятельность на территории РФ. Устанавливался перечень выплат, на которые начислялись страховые взносы, а также перечень, на которые они не начислялись. Источниками финансовых ресурсов фонда также являются доходы от инвестирования временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады, добровольные взносы граждан и юридических лиц, ассигнования из федерального бюджета, кредиты Банка России и пр. доходы. Начиная с 2001 г., основным источником денежных средств фонда является единый социальный налог. Система государственного социального страхования в РФ

успешно выполняет возложенные  на нее функции, обеспечивая осуществление выплат разнообразных социальных пособий. Финансовые функции Фонда заключаются в: • регулировании финансовых потоков; • аккумулировании и перераспределении финансовых ресурсов системы государственного социального страхования, • обеспечении механизма дотаций региональных отделений Фонда, нуждающихся в средствах для исполнения своих обязательств по выплатам нормативно установленных социальных пособий и компенсаций.

Характерной особенностью функционирования системы государственного социального страхования в России является то, что основную работу по назначению и выплате пособий, прежде всего пособий по временной нетрудоспособности, осуществляет работодатель. Работодатели должны зарегистрироваться в качестве страхователей в региональных или центральных отраслевых отделениях (филиалов) Фонд социального страхования РФ не позднее 30 дней с момента государственной регистрации организации. За нарушение этого положения к работодателям применяются штрафные санкции: нарушение срока до 90 дней – штраф в размере 5000 рублей, более 90 дней – 10000 рублей. Фонд социального страхования РФ и его региональные отделения, являющиеся самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, фактически выполняют организационные и финансово - контрольные функции. Такое исторически сложившееся построение системы государственного социального страхования позволяет поддерживать низкий уровень затрат на содержание исполнительных органов Фонда и в то же время обеспечивать достаточно эффективное, рациональное ее функционирование. Средства централизованного резерва Фонда направляются на дотации региональных отделений Фонда с целью осуществления расходов по выплате пособий и на проведение оздоровительных мероприятий. Значительная часть средств направляется на финансирование обеспечения в порядке государственного социального страхования в регионах, находящихся в сложном социально-экономическом положении. Региональные отделения и центральный аппарат Фонда осуществляет контроль: - за своевременным и правильным начислением работодателями страховых взносов - за целевым использованием страховых средств, обоснованностью назначения и выплат различных пособий - поступлением средств по частичной оплате путевок на санаторно-курортное лечение. Распределением средств социального страхования на предприятии занимаются руководитель и главный бухгалтер, которые несут ответственность за правильность их использования. При этом рассмотрение спорных вопросов по обеспечению пособиями по социальному страхованию, а также распределения путевок на санаторно-курортное лечение, семейный отдых и т.д. должны осуществляться на этом предприятии комиссией по социальному страхованию. Средства фонда социального страхования с учетом его назначения и решаемых задач направляются на: выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ритуальные услуги; санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей; создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда; проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охраны труда, участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования и т.п.

Информация о работе Шпаргалка по "Налоги"