Шпаргалка по "Налоги"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 14:21, шпаргалка

Краткое описание

Структура бюджетной системы РФ. Понятие и основные характеристики консолидированного бюджета РФ. бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;Бюджетная систем

Вложенные файлы: 1 файл

Билеты.doc

— 360.00 Кб (Скачать файл)

части - в форме выигрышей. Беспроигрышные выпуски займов гарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш упадет на каждую облигацию. В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в нашей стране не выпускаются. Беспроцентные (целевые) займы не предусматривают выплату доходов держателям облигаций, но гарантируют получение соот-ветствующего товара, спрос на который полностью пока не удов-летворяется. Примером беспроцентной государственной кредитной операции является государственный целевой заем 1990 г. Облигации выпущены каждая достоинством, равным цене соответствующего то-вара: легкового автомобиля, мотоцикла, мини-трактора, цветного те-левизора, видеомагнитофона, холодильника, микроволновой печи, швейной машины, персонального бытового компьютера. Местные ор-ганы власти могут проводить целевые займы на строительство дорог, осуществление работ по охране окружающей среды, финансирование других мероприятий, в которых заинтересовано население админист-ративно-территориальной единицы. По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 – 30 лет). В нашей стране предусмотрена возможность функционирования всех видов ценных бумаг государства. По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные.

Наконец, государственные  займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне. В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой в СССР опосредовалось системой сберегательных учреждений (банков, касс и т.п.): обращение части вкладов населения в государственные займы, при

которой в отличие от первой сберегательные учреждения предоставляли  кредит государству за счет заемных  средств.

Позаимствование средств общегосударственного ссудного фонда проявляется в том, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционировала в тоталитарном обществе и способствовала развитию инфляционных процессов,

Казначейские  ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. В настоящее время в нашей стране эта форма государственного кредита активно не используется.

Международный государственный  кредит представляет совокуп-ность отношений, в которых государство выступает на мировом фи-нансовом рынке в роли заемщика или кредитора.

Государственные внешние  займы предоставляются в денежной или товарной форме. Как правило, они бывают среднесрочными или долгосрочными. Денежные займы выпускаются в  валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны.

 

  1. Государственный кредит и государственный долг. Источники погашения государственного долга.

 

Для покрытия своих расходов, связанных  с бесперебойным финансированием  многообразных потребностей обществ, государство привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Основным способом их получения является государственный кредит – являющийся одной из форм кредита, при котором государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта. Внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. Если правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему в случае неплатежеспособности плательщика, то речь идет об условном государственном кредите - гарантированных займах.

Государственный кредит функционирует  на принципах возвратности, срочности и платности (в порядке исключения может использоваться беспроцентный заем ресурсов) предоставляемых взаймы средств, ему присущи все свойства кредита.

Объективная необходимость  использования государственного кредита  на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов.

Как экономическая категория  государственный кредит находится  на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита и совмещает их особенности. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов. Сущность государственного кредита как экономической категории раскрывается в функциях: распределительной, контрольной и регулирующей.

Важнейшая функция государственного и муниципального кредита — распределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностям этой категории. Контроль осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется в воздействии государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег капиталов и занятость.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это обусловливает интенсивное развитие международного государс-венного кредита, осуществляемого в иностранной валюте. В систему госкредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п. Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.щпат Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц;

внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте;внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации;

Государство в  лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают обязательства или требования. Условиями кредитного договора обычно являются: • срок предоставления или получения кредита; • обязанности сторон;• условия обеспечения возврата ссуды;• размер процентной ставки за пользование ссудой;• другие условия.

Различают капитальный государственный долг, представляющий собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам, и текущий, включающий расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Необходимость погашения  государственного долга требует  изыскания дополнительных ресурсных  поступлений в бюджет, а они  могут быть получены (если не считать  новых займов) только с помощью  налогов. К тому же погашение долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекает часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества, за что расплачиваются уже будущие поколения. На его обслуживание последние годы уходило почти четверть расходов бюджета.

 

  1. Управление государственным долгом.Под управлением государственным долгом понимается совокуп-ность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, оп-ределению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг. Управление осуществляется Правительством Российской Федерации, в пределах полномочий, устанавливаемых Федеральным Собранием РФ. Основными целями управления государственным долгом являются: • сохранение стоимости обслуживания государственного долга; • обеспечение исполнения обязательств государства в полном объёме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга. Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов

Займы погашаются путем проведения тиражей выигрышей (когда вместе с суммой выигрыша выплачивается и нарицательная  стоимость облигации), а также  тиражей погашения по выигрышным и процентным займам или посредством выкупа государственных ценных бумаг у кредиторов. Выплата доходов по займам производится путем проведения тиражей выигрышей, ежегодной оплатой купонов банками или переводом суммы дохода в безналичном порядке на счета предприятий и организаций.

Выплата выигрышей, годовых  процентов, сумм по погашению займов составляет основную долю расходов по управлению государственным долгом. К последним относятся также  расходы по изготовлению, пересылке  и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей, тиражей погашения и некоторые другие расходы.

Государство должно заботится  об эффективности государственного кредита. Поверхностное представление  о результативности заемных операций можно получить из сопоставления сумм ежегодных поступлений по системе государственного кредита. Относительно полное представление об эффективности государственных кредитных операций дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита к сумме расходов, выраженное в процентах.

По внешнему государственному долгу  определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах.

На достижение эффективности  государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов. Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов.

Увеличение срока действия уже  выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга. Таким образом, под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками.

Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита.

В исключительных случаях правительство  может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.

Отсрочка погашения  займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему.

Информация о работе Шпаргалка по "Налоги"