Сравнительная характеристика налоговых систем России и Испании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ…...5
Понятие налогов, их сущность, функции и классификации……..…...5
Понятие и структура налоговой системы РФ………………………...12
Принципы построения налоговой системы РФ……………………....14
Налоговые органы РФ………………………………………………….17
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ИСПАНИИ..24
2.1 Налоговая система Испании…………………………………………..24
2.2 Федеральные налоги…………………………………………………..26
2.3 Региональные налоги………………………………………………….30
2.4 Местные (муниципальные) налоги…………………………………...31
2.5 Особый налоговый режим Канарских островов…………………….33
2.6 Контроль за исполнением налоговых обязательств………………...34
2.7 Нерезиденты и конвенция об избежании двойного налогообложения……………………………………………………………...35
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РОССИИ И ИСПАНИИ…………………………………………..37
3.1 Сходство и различия налоговых систем……………………………..37
3.2 Анализ налоговых поступлений РФ…………………………….…....38
3.3 Тенденция развития налоговых систем………………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..45

Вложенные файлы: 1 файл

ХАРАК. НАЛОГИ ГОТ.docx

— 177.68 Кб (Скачать файл)

 

 

 

     3.2 Анализ  налоговых поступлений Российской  Федерации 

     За 2010-2012 гг.

     Согласно динамике поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по данным государственной статистики можно видеть следующее.

     По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 9719,6 млрд. рублей, что на 26,8% больше, чем за 2010 год22.

     Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2011г. обеспечили поступления:

    налога на доходы физических лиц – 20,5% (1994,9 млрд. руб.);

    налога на прибыль организаций - 23,4% (2270,3 млрд. руб.),

    налога на добычу полезных ископаемых - 21% (2042,5 млрд. руб.),

     налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 19% (1844,9 млрд. руб.)23.

     По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2012г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 1316,3 млрд. рублей, что на 18,8% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В феврале 2012г. поступления в консолидированный бюджет составили 658,5 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 0,1%.

    Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-феврале 2012г. обеспечили поступления:

    налога на добычу полезных ископаемых - 30,7%;

    налога на доходы физических лиц - 21,4%;

     налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 19,4%;

    налога на прибыль организаций - 13,2%24.

     Со структурой поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет в январе-феврале 2012г. можно ознакомиться в.

     В январе-феврале 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 1231,3 млрд.рублей (93,6% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 22,1 млрд.рублей (1,7%), местных - 26,6 млрд.рублей (2,0%), налогов со специальным налоговым режимом - 35,7 млрд.рублей (2,7%).

     Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2012г. составило 174,2 млрд.рублей и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 41,1%. В общей сумме поступлений по данному налогу в январе-феврале 2012г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 0,6 процентного пункта и составила 94,9%; доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов увеличилась на 1,0 процентного пункта и составила 2,4%. В феврале 2012г. поступление налога на прибыль организаций составило 102,7 млрд.рублей и увеличилось по сравнению с предыдущим месяцем на 43,4%.

     В январе-феврале 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 112,9 млрд.рублей, что на 42,9% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (95,3%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, дизельное топливо, пиво, алкогольную продукцию (за исключением пива и вин). В феврале 2012г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 43,5 млрд.рублей, что на 37,4% меньше по сравнению с предыдущим месяцем.

     В январе-феврале 2012г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 404,0 млрд.рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 40,6%. Доля поступлений налога на добычу нефти составила 87,7% и уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 1,9 процентного пункта. В феврале 2012г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 214,3 млрд.рублей, что на 12,9% больше по сравнению с предыдущим месяцем.

     На основе данных государственной статистики по динамике задолженности по налогам и сборам можно видеть, что общая задолженность постепенно снижает. И если по данным на 1 апреля 2010 она составляла – 775,5 млрд. руб., то уже 1 января 2012 – 675,3. Таким образом, общая сумма задолженности по налогам и сборам за период с 1 апреля 2010 года по 1 января сократилась на 13%25.

     По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 марта 2012г. составила 689,4 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2012г. она увеличилась на 2,1%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых - на 7,1%, налогу на добавленную стоимость - на 5,9%, налогу на прибыль организаций - на 2,2%, акцизам в целом - на 1,6%.

     Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 марта 2012г. составила 321,3 млрд.рублей и сократилась по сравнению с 1 января 2012г. на 2,4%26.

     Проанализировав налоговые поступления за последние три года, мы можем увидеть, что экономика страны в целом показывает рост. Одной из основных причин такого подъема является совершенствование налоговой политики страны, в том числе и в части сокращения задолженности по начисленным налогам и сборам.

     Можно сделать вывод, что эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Тенденция развития налоговых систем

     Важнейшим, определяющим фактором в развитии налогообложения в экономически развитых странах является тенденция глобализации мировой экономики. Переход субъектов предпринимательства разных стран к сотрудничеству, размещению капиталов в разных странах и организации производств в различных экономических зонах позволил налогоплательщику самому выбрать страну, в которой будет уплачена часть налоговых платежей. При этом в стране, на территории которой реализуются отдельные этапы производственного процесса, налицо будет наблюдаться сокращение налоговой базы. А наличие низких налоговых ставок в одном из государств становится фактором, влияющим на размещение инвестиционных потоков денежных средств. Причем глобализация экономики окажет влияние на собираемость как прямых, так и косвенных налогов. В частности, повышение акцизов на какой-либо товар в одной стране в условиях ликвидации таможенных границ непременно породит бум «туристов» в страну с целью приобретения дешевого товара. В условиях глобализации экономики становится очевидным факт противоречия между глобальным характером налогообложения и доходами юридических и физических лиц. Данная ситуация обострит конкуренцию между государствами за право сбора налогов с субъектов предпринимательства. Особенно это становится заметным в условиях создания оффшорных зон и «налоговых гаваней» в странах, которые предоставляют предпринимателям возможности законной оптимизации налоговых платежей.

      Несмотря на то, что промышленно развитые страны отказались от ликвидации оффшорных зон и «налоговых гаваней», но вместе с тем приняли пакет налоговых мер, ориентирующих национальные налоговые системы не на конфронтацию с «налоговыми гаванями», на снижение высоких налоговых ставок до пониженных их размеров. Это достигается за счет льгот или прямых субсидий и компенсаций для экспортной деятельности инвестирования, создания новых рабочих мест и т. д. Это положение весьма благоприятно может сказаться на тех компаниях, которые не ведут активной производственной деятельности в странах основного местонахождения. Кроме того, в развитых странах нередко предоставляются отсрочки от налогообложения доходов, полученных за рубежом. Все государства понимают, что даже выведенные в оффшорные зоны капиталы только базируются в них, а реально функционируют в промышленно развитых странах. В эти же страны переводятся и доходы с этих капиталов. Правительства развитых стран осознают, что жесткая позиция по отношению к налогообложению и взаимоотношениям крупных компаний с «налоговыми гаванями» может побудить инвесторов и компании покинуть данную страну. Правительства развитых стран понимают, что «налоговые гавани» или «убежища» играют важную роль в смягчении остроты конкурентной борьбы и противоречий между развитыми странами за привлечение капиталов и дают правительству важный аргумент для внутриполитической борьбы в них, позволяя властям защищать предоставление существенных налоговых льгот предпринимателям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговые системы Российской Федерации и Испании во многом схожи. Налогообложение в Испании  также осуществляется на трех уровнях: государственном, региональном и местном, что свидетельствует о возможности  сочетания государственных интересов  с интересами автономных областей и  провинций. Некоторые виды испанских  налогов перекликаются с российскими: НДС, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы и другие. В России, как и в Испании, основу федерального бюджета составляют налоговые поступления.

Однако, принимая во внимание молодость испанской системы, нельзя отвергать полезные новшества, такие  как регистрация и учет налогоплательщиков через единый информационный центр, присвоение юридическим и физическим лицам идентификационных номеров. Некоторые моменты из налоговой  системы Испании налоговые органы России могли бы заимствовать и с  успехом внести в свое законодательство. Например, проблему занятости населения  правительство Испании решает путем  установления специальных льгот  для предприятий, создающих новые  рабочие места; предприниматели, использующие труд инвалидов и лиц, старше 45 лет, получают прямые субсидии.

 

 

 

 

 

 

 

 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Цыганков В.В. Совершенствование процедуры оформления и рассмотрения дополнительных мероприятий налогового контроля Налоги и налогооблажение. - 2010. - № 4. - С. 4.
  2. Врублевская О. В. Налоги и налогообложение   М.: Питер, 2009. - С. 77
  3. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение  Юткина Т.Ф. - ИНФРА-М, 2008. – С. 72
  4. Костикова Е.Г. Налоговое право России: Учебник / Костикова Е.Г., Мамилова Е.Г., Кирилина В.Е., Шарандина Н.Л., Цинделиани И.А. - М.: Эксмо, 2008. - С. 27
  5. Экономический словарь / Под ред. Архипова А.И. – М.: Проспект, 2010. - С. 351
  6. Абдулгалимов А.М. Теория и история налогообложения: Учебное пособие Алиев Б.Х. Алиев М.Б..,- 2008. – С. 117
  7. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник / Майбуров И.А. - СПб.: Питер, 2006. – С. 54.
  8. Перов А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Перов А.В. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – С. 89
  9. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: по сост. на 15 фев. 2007 г. – М.: Проспект, 2007. – 656 с.
  10. Конституция Российской Федерации: официальный текст. – М.: ОМЕГА-Л, 2009. – 40 с.
  11. Официальный сайт Министерства Финансов РФ

 

 

 

 


Информация о работе Сравнительная характеристика налоговых систем России и Испании