Налоговая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы. Исходя из цели поставлены следующие задачи:
-рассмотреть понятия, элементы и принципы налоговой системы РФ;
- дать определение понятию налоги и сборы, рассмотреть их признаки как системообразующих категорий налогового права;
-проанализировать классификацию налогов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Налоговая система России: понятие, элементы, принципы………..6
Глава 2. Налог и сбор как системообразующие категории налогового права: понятие, признаки……………………………………………………………..12
2.1. Понятие налога и элементы налога……………………………………...12
2.2. Налог и сбор: общее и отличное ………………………………………...17
2.3. Функции налогов …………………………………………………………19
Глава 3. классификация налогов……………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………..28
Список использованных нормативных-правовых актов и литературы…….30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИН.ПРАВО.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки  Российской Федерации

     Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

     Высшего профессионального образования

     Иркутский Государственный Технический Университет

     Заочно  – вечерний факультет

Кафедра уголовно-правовых дисциплин 
 
 
 
 

Курсовая  работа по финансовому праву

На тему «Налоговая система России» 
 
 
 

Выполнил:

Студент группы Юрз-08-2

Проверил: Доцент кафедры

Уголовно-правовых дисциплин 
 
 
 
 
 

Иркутск 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Налоговая система России: понятие, элементы, принципы………..6

Глава 2. Налог и сбор как системообразующие категории налогового права: понятие, признаки……………………………………………………………..12

2.1. Понятие налога и элементы налога……………………………………...12

2.2. Налог и сбор: общее и отличное ………………………………………...17

2.3. Функции налогов …………………………………………………………19

Глава 3. классификация налогов……………………………………………...23

Заключение……………………………………………………………………..28

Список  использованных нормативных-правовых актов и литературы…….30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Налоги  и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

     В условиях рыночных отношений налоговая  система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. В течение ряда нескольких последних лет Российская Федерация переживает экономический кризис, поэтому благоприятная налоговая атмосфера сейчас востребована как никогда.

     В настоящее время практически  всеми признается, что эффективная  реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы.

     Взимание  налогов – древнейшая функция  и одно из основных условий существования  государства, развития общества на пути к экономическому и социальному  процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как  взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

     Проблема  налогов - одна из наиболее сложных  в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономической сферы.

     Таким образом, налицо актуальность данной темы.

     Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы. Исходя из цели поставлены следующие задачи:

     -рассмотреть  понятия, элементы и принципы  налоговой системы РФ;

     - дать определение понятию налоги и сборы, рассмотреть их признаки как системообразующих категорий налогового права;

     -проанализировать  классификацию налогов.

     Объект  и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.

     Объектом  научного анализа настоящей работы является институт нало-говой системы  РФ как теоретическая категория  и как правовое явление соци-альной действительности.

     Предметная  направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников, принятых на федеральном уровне.

     Методологической  основой исследования является диалектический ме-тод. В ходе исследования использовались обще– и частнонаучные, а также специальные методы познания.

     Общими  явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, на-блюдения и  сравнения.

     Эмпирическая  база исследования построена на нормативном материале.

     Нормативную основу составили: Конституция РФ,  федеральное зако-нодательство, затрагивающее  вопросы налоговой системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Налоговая система России: понятие, элементы, принципы.

     Налоговые системы в разных странах отличаются по видам налогов, налоговых ставок и по многим другим параметрам. Налоговая система в России сформирована в ее основных чертах осенью 1991 года для обеспечения деятельности государства в критических условиях. По своей структуре и принципам построения российская налоговая система, сложившаяся к середине 90-х годов и доработанная к 2001-2003 гг., в основном соответствует общераспространенным в мировой практике налоговым системам. В Налоговом кодексе РФ четко закреплены контуры российской налоговой системы, соответствующей экономике рыночного типа.

     Но  в действующем законодательстве до настоящего врмени нет определения понятия «налоговая система».

     Закон Российской Федерации «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» определял налоговую  систему как совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке.(ст.2)

     Налоговая система любого государства является результатом исторического развития. Влияние на формирование налоговой  системы оказывает множество  факторов. В современных условиях нологовая система России находится в тесной взаимосвязи с конституционно- правовыми основами  и установившейся финансовой системы государства, поскольку сама налоговая система государства является составной частью финансовой системы. Наибольшее влияние на формирование налоговой системы имеет сформировавшаяся бюджетная система, так как налоги и сборы являются носителями фискальной (бюджетной) функции, призванной обеспечить бюджет государства финансовыми ресурсами.

     В юридической литературе нет единого мнения по поводу понятия «элементы налоговой системы».

     Рядом авторов дается следующее определение: «Налоговая система РФ представляет собой основанную  на определенных принципах систему урегулирования нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения».1 Другие авторы под «налоговой системой» понимают «единство входящих в нее налогов и сборов»,2 включающее в себя трехуровневое построение из федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

     При определении налоговой системы России  необходимо иметь ввиду все ее существенные элементы, а именно:

     - принципы налогообложения;

     - систему налогов и сборов;

     - правовой статус налогоплательщиков;

     - правовой статус налоговых и  приравненных к ним органов;

     - формы и методы налогового контроля;

     - налоговый учет;

     - институт налоговой тайны;

     - институт налогового правонарушения  и налоговой ответственности;

     -институт  защиты прав и интересов участников  налоговых правоотношений.

     При этом важную роль в налоговой системе  любого государства играют принципы, по которым она сформирована. Принципы построения налоговой системы - основные исходные положения системы налогообложения.

     Шотландский экономист Адам Смит в вышедшей в  1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов»3 первым сформулировал основные принципы: справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения.

     Базис действующей сегодня налоговой  системы РФ заложен в 1992 году, когда  был принят внушительный свод законов  РФ об отдельных видах налогов. Однако, даже принимая в расчет тот факт, что большинство из законодательных актов претерпели значительные изменения или вовсе были упразднены, основы построения налоговой системы остались неизменными.

     Единая  налоговая система России строится на следующих базовых принципах, установленных Налоговым Кодексом РФ:

     1. Принцип всеобщности налогообложения4. Согласно этому принципу каждая организация и физическое лицо без каких-либо исключений должны посредством уплаты налогов и сборов участвовать в финансировании общегосударственных расходов: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах равенства.

     2. Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы на принципах справедливости.

     3. Принцип равного налогообложения. Он предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами: налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

     4. Принцип соразмерности. Он заключается в том, что налоговое бремя должно быть экономически сбалансировано с интересами плательщика и интересы государства не должны оказывать неблагоприятные последствия для налогоплательщика.

     5. Принцип рентабельности налоговых мероприятий: налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование. Поэтому, во-первых, налоги должны быть экономически эффективны, т.е. суммы платежей по каждому налогу должны многократно превышать затраты по их сбору. Во-вторых, при установлении налогов необходимо учитывать экономические последствия для: государственного бюджета, развития экономики и налогоплательщика.

     6. Налоги и сборы не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав. Налогообложение всегда связано с ограничением прав. Но это ограничение должно происходить с учетом статьи 55 п.3 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.5

     7. Налоги и сборы не должны нарушать единое экономическое пространство, которое гарантировано ст. 8 Конституции Российской Федерации.6 Поэтому налоги не могут ограничивать свободное перемещение в пределах России товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо по-другому ограничивать или препятствовать законной деятельности налогоплательщика. Незаконно установление дополнительных пошлин, сборов или повышение ставок налогов на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимых в другие регионы.

     8. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также взносы и платежи, если они не обладают признаками налогов и сборов, установленных НК РФ, либо не предусмотрены НК РФ, либо установлены в ином порядке, чем это определено в Кодексе.

Информация о работе Налоговая система России