Сравнительная характеристика налоговых систем России и Испании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ…...5
Понятие налогов, их сущность, функции и классификации……..…...5
Понятие и структура налоговой системы РФ………………………...12
Принципы построения налоговой системы РФ……………………....14
Налоговые органы РФ………………………………………………….17
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ИСПАНИИ..24
2.1 Налоговая система Испании…………………………………………..24
2.2 Федеральные налоги…………………………………………………..26
2.3 Региональные налоги………………………………………………….30
2.4 Местные (муниципальные) налоги…………………………………...31
2.5 Особый налоговый режим Канарских островов…………………….33
2.6 Контроль за исполнением налоговых обязательств………………...34
2.7 Нерезиденты и конвенция об избежании двойного налогообложения……………………………………………………………...35
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РОССИИ И ИСПАНИИ…………………………………………..37
3.1 Сходство и различия налоговых систем……………………………..37
3.2 Анализ налоговых поступлений РФ…………………………….…....38
3.3 Тенденция развития налоговых систем………………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..45

Вложенные файлы: 1 файл

ХАРАК. НАЛОГИ ГОТ.docx

— 177.68 Кб (Скачать файл)

     Федеральная налоговая служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

     Налоговые органы вправе:

  • Требовать от налогоплательщика документы, являющиеся основанием и подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
  • Проводить налоговые проверки;
  • При проверке производить выемку документов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, если есть основания полагать, что эти документы будут уничтожены, скрыты, изменены, заменены;
  • Вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов, либо в связи с налоговой проверкой;
  • Приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках, налагать арест на имущество налогоплательщиков;
  • Обследовать любые складские, торговые и иные помещения, используемые налогоплательщиком. Проводить инвентаризацию имущества;
  • Определять суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет, расчетным путем на основе имеющейся информации;
  • Требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений, контролировать выполнение указанных требований;
  • Взыскивать недоимки по налогам и сборам, пени;
  • Требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов сумм налогов и пени;
  • Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, переводчиков, экспертов;
  • Вызывать в качестве свидетелей лиц, которым известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  • Заявлять ходатайство об аннулировании, приостановлении действия лицензий, выданных юридическим и физическим лицам;
  • Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.

     Таким образом, права налоговых органов достаточно широки. Что касается обязанностей должностных лиц налоговых органов, то они обязаны:

  • действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами;
  • реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
  • корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям, иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

     Федеральная  налоговая служба, осуществляя свою  главную задачу, выполняет следующие  функции:

  • проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
  • производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
  • организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, кладов;
  • осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;
  • анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.

 

 

     ГЛАВА  2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ  ИСПАНИИ

         2.1 Налоговая система Испании

Налоговая система Испании - одна из самых молодых в Европе. По-настоящему она стала создаваться  лишь в постфранкистский период и в дальнейшем видоизменялась в соответствии с требованиями Европейского Союза.

Испанская налоговая служба была реорганизована в 1992 году, создан единый налоговый орган - Государственное  налоговое агентство, объединившее ряд разрозненных налоговых подразделений. Агентство приобрело статус юридического лица и право оставлять себе 18% от суммы собранных налогов.

Действующая система налогообложения  в Испании является важнейшей  составной частью современного экономического механизма страны, основным инструментом, обеспечивающим наполнение доходной части госбюджета и способствующим социальной защищенности населения. С помощью этого механизма осуществляется регулирование процесса недопущения социальной напряженности в стране, значительного разрыва в уровне доходов между наиболее материально обеспеченными и малоимущими слоями населения.

Испания имеет несколько  сходное с Российской Федерацией административное деление. Страна делится  на 17 автономных территорий, которые  включают в себя 56 провинций. Статус автономных территорий неодинаков. Две  из них — Наварра и Страна Басков - обладают большей автономией, чем  остальные, в том числе и в  области налогообложения. Так, они  пользуются правом самим вводить  различные виды региональных и местных  налогов. Они сами собирают федеральные  налоги, отчисляя законодательно установленный  процент от них в федеральный  бюджет. Далее идет группа регионов, включая Каталонию, имеющих полномочия регулировать налоговые ставки. Третья группа регионов не имеет прав проведения самостоятельной налоговой политики. Они строго следуют установленным федеральным законам в области налогообложения.

В соответствии с административно-территориальным  делением налоговая система Испании  трехступенчата: налогообложение осуществляется на государственном, региональном и местном уровнях.

Высшим органом власти, устанавливающим налоги, является парламент, высший орган, управляющий налоговой  системой, — Министерство экономики  и финансов. Последнее выпускает  разъяснения и инструктивные  письма в отношении применения налоговых  законов, а также отвечает на запросы  налогоплательщиков по отдельным нестандартным  случаям и ситуациям. Такие ответы служат руководством для налоговых  органов, хотя как налогоплательщики, так и налоговые органы могут  оспорить их в суде, если считают  не соответствующими действующим налоговым  законам.

Непосредственно сбором налогов  занимается Государственное агентство  налоговой службы, имеющее главную  контору в Мадриде и региональные управления в столице каждой провинции. Отдельные департаменты налоговой  службы управляют сбором прямых и  косвенных налогов.

Государственное агентство  налоговой службы Испании сумело успешно решить задачу регистрации  и учета налогоплательщиков через  свой информационный центр. Каждое юридическое  и физическое лицо имеет идентификационный  номер. Юридическому лицу он присваивается  налоговой службой при регистрации  новой компании. А для учета  физических лиц используются идентификационные  номера Министерства внутренних дел. Все  данные о налогоплательщиках страны находятся в компьютерной системе  налоговой службы в Мадриде.

 

 

    1.  Федеральные налоги

 

А) Подоходный налог с  физических лиц.

Наиболее высокие доходы бюджета обеспечиваются за счет подоходного  налога с физических лиц.

Испанцы исчисляют подоходный налог на основании заполняемых  всеми деклараций о доходах, в  которые вносятся данные о всех видах доходов. Помимо заработной платы, доходов от предпринимательской и профессиональной деятельности, дивидендов от капитала, поступлений от недвижимости, акций, сдачи в аренду жилья, наследства, торговых сделок в нее включаются пенсии, пособия по безработице и другие социальные выплаты.

С фиксированной заработной платы, получаемой по месту работы, налоги взимаются автоматически  на предприятии. Со всех остальных видов дохода, включенных в декларацию испанец платит непосредственно в налоговое управление Министерства финансов. Если налогоплательщик занимается частной практикой, то из получаемых им доходов вычитается оплата аренды снимаемого помещения и оборудования.

Не облагаются подоходным налогом пособия по болезни, государственные  стипендии, выигрыши в лотереях, разовые  пособия при увольнении с работы. Из налогооблагаемого дохода вычитается по 120 евро в год на каждого ребенка  и иждивенца в семье старше 65 лет.

Из годового дохода исключаются  отчисления на социальное страхование  и профсоюзные взносы, но не более 5% от дохода и не свыше суммы 1500 евро. Частично можно вычесть документированные  расходы на лекарства. Для исчисления налога к доходу добавляется 2% от стоимости  недвижимого имущества.

Таким образом, налог взимается  с общей суммы доходов за вычетом  суммы постоянного жалования  и различных льгот. Если остаток  получается отрицательным, государство  возмещает эту сумму.

Подоходный налог в  Испании уплачивается индивидуально  или семейной парой. Необлагаемый минимум  составляет в первом случае 2400 евро в год, во втором - 4800 евро.

Далее с ростом дохода действует  прогрессивная шкала из 16 ставок. Минимальная ставка - 20%, максимальная - 56%. Последняя применяется при  доходах свыше 57000 евро в год у  одного человека или свыше 66000 евро у семейной пары.

Законодательством Испании  установлены строгие сроки предоставления налоговой декларации - 20 июня. Если же последний срок предоставления падает на выходной день, срок переносится  на первый следующий за ней рабочий день. Просрочка карается штрафными санкциями. Налог можно выплачивать сразу, либо двумя частями: 60 % и 40 % в течение 6 месяцев с момента подачи декларации.

15% подоходного налога  из федерального бюджета передаются  в бюджеты регионов.

Б) Налог на прибыль корпораций.

Одним из основных прямых налогов  в Испании является налог на прибыль  корпораций. Ставка налога составляет 35%. Для кооперативов ставка понижается до 26%.

При этом в Испании действует  обширная система льгот по налогу на прибыль. За создание каждого дополнительного  рабочего места налогооблагаемая база уменьшается на 90 евро. А если компания организовала рабочее место для инвалида, сумма такого вычета увеличивается до 5000 евро в год на человека

Также испанское законодательство поощряет налоговыми льготами инвестиционную деятельность компаний как в собственные основные средства, так и в определенные отрасли экономики. Льгота выражается в предоставлении скидки с общей суммы налога на прибыль. Так, при инвестировании всей своей прибыли в основной капитал компания может получить скидку в размере 5 процентов (если доля инвестированной в основные средства прибыли меньше 100%, пропорционально снижается и скидка), в кинопромышленность -25 процентов, в культуру, образование, профессиональную подготовку - от 5 до 10 процентов.

С 2007 года льготы по налогу на прибыль получили также компании, занятые в отрасли коммунальных услуг (обслуживание жилых объектов, вывоз бытовых отходов и т. д.). Ранее подобная деятельность не льготировалась.

Кроме того, с 2008 года предусмотрено  сокращение размера общей ставки налога на прибыль с 35 до 30 процентов. К этому следует добавить возможность применения норм ускоренной амортизации.

Общая сумма применяемых  льгот не может превышать 35 процентов  от начисленного налога.

Отдельно стоит рассмотреть  налогообложение дивидендов в Испании. Если дивиденды выплачивает испанская  материнская компания дочерней, расположенной в Евросоюзе, они освобождены от налога на прибыль. Но при условии, что испанская холдинговая компания владеет не менее 25 процентами акций дочерней компании в течение не менее 12 месяцев. В остальных случаях полученные дивиденды облагаются корпоративным налогом по стандартной ставке 35 процентов.

Декларации по налогу на доход корпораций подаются в налоговый  орган раз в год - к 1 июля года, следующего за отчетным.

В) Налог на добавленную  стоимость.

Важное место в федеральной  налоговой системе Испании, как  и в Росси, занимает налог на добавленную стоимость (испанская аббревиатура -IVА). В доходной части федерального бюджета сумма НДС составляет около 25%.

Как и в большинстве  стран, налогом на добавленную стоимость  в Испании облагается внутренний оборот с освобождением экспортных операций. От обложения также освобождены  медицинские услуги в больницах, финансовые, банковские и страховые  операции, образование.

Общая ставка налога для  всех операций по реализации - 16%.

Кроме основной, функционируют  две пониженные ставки налога. Самая низкая - 4%. Она применяется при реализации товаров первой необходимости (хлеб, зерно, молоко, яйца, фрукты, овощи, книги, газеты, лекарства, муниципальное жилье, машины для инвалидов).

Вторая ставка - 7% - применяется  в отношении реализации продуктов  питания, которые не входят в первую группу (мясо, полуфабрикаты и т. п.), а также при налогообложении  профессиональной деятельности театров, музеев, выставок, культурных и спортивных мероприятий, гостиничных и транспортных услуг.

В законодательстве Испании  закреплена норма, аналогичная практике российских налоговиков: если размер вычетов  по НДС превышает определенную долю от начислений, должна проводиться  документальная проверка компании. Однако вернут НДС только по результатам  предоставления итоговой (годовой) декларации. При том что налоговый период - квартал. Квартальная декларация подается в течение месяца, следующего за истекшим кварталом.

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговых систем России и Испании