Сравнительная характеристика налоговых систем России и Испании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ…...5
Понятие налогов, их сущность, функции и классификации……..…...5
Понятие и структура налоговой системы РФ………………………...12
Принципы построения налоговой системы РФ……………………....14
Налоговые органы РФ………………………………………………….17
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ИСПАНИИ..24
2.1 Налоговая система Испании…………………………………………..24
2.2 Федеральные налоги…………………………………………………..26
2.3 Региональные налоги………………………………………………….30
2.4 Местные (муниципальные) налоги…………………………………...31
2.5 Особый налоговый режим Канарских островов…………………….33
2.6 Контроль за исполнением налоговых обязательств………………...34
2.7 Нерезиденты и конвенция об избежании двойного налогообложения……………………………………………………………...35
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РОССИИ И ИСПАНИИ…………………………………………..37
3.1 Сходство и различия налоговых систем……………………………..37
3.2 Анализ налоговых поступлений РФ…………………………….…....38
3.3 Тенденция развития налоговых систем………………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..45

Вложенные файлы: 1 файл

ХАРАК. НАЛОГИ ГОТ.docx

— 177.68 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования «Ижевский государственный

технический университет» им. М. Т. Калашникова

(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ» им. М. Т. Калашникова)

Факультет «Менеджмента и  Маркетинга»

Кафедра «Финансы и Кредит»

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: «Налог и  налогообложение»

По теме: Сравнительная  характеристика налоговых систем России и Испании»

 

 

 

 

Выполнил:                                                                 студентка гр. 6-22-45зт

                                                                                    Саитова К. Н.

 

Принял:                                                                      Глухова М. Н.

 

 

Ижевск – 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ…...5

    1. Понятие налогов, их сущность, функции и классификации……..…...5
    2. Понятие и структура налоговой системы РФ………………………...12
    3. Принципы построения налоговой системы РФ……………………....14
    4. Налоговые органы РФ………………………………………………….17

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ ИСПАНИИ..24

     2.1 Налоговая  система Испании…………………………………………..24

     2.2  Федеральные налоги…………………………………………………..26

     2.3  Региональные налоги………………………………………………….30

     2.4  Местные (муниципальные) налоги…………………………………...31

     2.5  Особый налоговый режим Канарских островов…………………….33

     2.6  Контроль за исполнением налоговых обязательств………………...34

     2.7  Нерезиденты и конвенция об избежании двойного налогообложения……………………………………………………………...35

ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ РОССИИ И ИСПАНИИ…………………………………………..37

     3.1 Сходство  и различия налоговых систем……………………………..37

     3.2 Анализ налоговых  поступлений РФ…………………………….…....38

     3.3  Тенденция развития налоговых систем………………………………42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..45

 

 

 

     ВВЕДЕНИЕ

     Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны. 

     В широком смысле под налогом понимается взимаемые на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

     В современной литературе о налогах приводится большое  количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог – платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления. Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи.

     Налоги – один из основных способов формирования доходов бюджета. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов.

     Налоговая система возникала и развивалась с момента образования государства. Развитие и изменение форм государственного устройства неизменно влекли преобразование налоговой системы. С развитием государства налоги постепенно стали главным источником пополнения государственной казны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ГЛАВА 1.  ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

    1. Понятие налогов, их сущность, функции и классификации

     В современном понимании налог - это обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных образований.

Признаками  налога являются:

     - императивность, которая означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно внести часть своего дохода (согласно закону), а в случае невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию;

     - смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства (субъекта федерации, местного самоуправления), обезличивается и используется государством по своему усмотрению;

     - безвозвратность и безвозмездность передаваемой части дохода, которые означают, что отданная часть дохода не возвратится субъекту налога и он не получит никаких прав, в том числе права на участие в распределении отданной части своего дохода;

     - законность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций.

     Налоги исторически являются одним из основных источников формирования бюджета любого государства и одним из методов мобилизации денежных средств на переустройство государства и общества. По своей сути налоги являются одним из самых доходных источников накопления казны, которые, во-первых, безвозмездно изымаются государством у налогоплательщиков и, во-вторых, поступая в бюджет, являются той его частью, на которую государство не затрачивает средств.       Социально-экономическая природа налогов, их назначение и влияние на экономическую и политическую жизнь государства определяются государственным строем и политикой, проводимой властью.

     С точки зрения формирования бюджетов (федерального, субъектов федерации и местных), налоги - есть необходимая экономическая составляющая, обеспечивающая решение задач и функций, возлагаемых на государство, а именно:

     -  удовлетворение общественных потребностей на содержание аппарата управления, органов безопасности, обороны, правопорядка, решение социальных проблем и т.д.;

     - регулирование экономической деятельности субъектов хозяйствования и развитие инфраструктуры;

     -   решение вопросов освоения новых технологий, программ и производств;

     - обеспечение международных договорных обязательств и т.д.

    Налоги как экономическую категорию, следует рассматривать с точки зрения их места в экономической системе, их сущности, назначения, построения системы налогообложения, определения структуры налогов и их взимания с субъектов налога (налогоплательщиков).

 

 

 

 

Функции налогов

     Регулирующая функция налогов. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Каковы бы ни были формы и методы регулирования, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

     Стимулирующая функция налогов. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

Распределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

     С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

     Перераспределительная функция налогов носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

     Фискальная функция налогов. Изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

     Классификация налогов, взимаемых  на территории РФ

    По способу взимания налогов различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. В этом случае размер налогового оклада точно известен налогоплательщику или его возможно рассчитать. В качестве примера можно привести подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и др. Косвенные налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, специальный налог на поддержание основных отраслей народного хозяйства и др.). Сумму, уплачиваемую налогоплательщиком, в этом случае подсчитать практически не представляется возможным. Однако очевидно, что основную часть бремени по уплате этих налогов несут конечные потребители, т.е. физические лица.

     По субъекту-налогоплательщику выделяются следующие группы налогов:   Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.). Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний и др.). Данная разновидность не случайно названа «налоги с предприятий и организаций», а не «налоги с юридических лиц». Это вызвано тем, что некоторые организации выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, в частности филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения.

     Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).

     По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги, действующие в Российской Федерации налоги можно разделить на три группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать: федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги.

     Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей ее территории.

     Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных налоговым законодательством, порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по данному региональному налогу.

     Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

     К федеральным налогам и сборам относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные  виды товаров (услуг);

- налог на прибыль организаций; 

- налог на добычу полезных  ископаемых;

- налог на доходы физических  лиц; 

- водный налог; 

- государственная пошлина; 

- сбор за право пользования  объектами животного мира и  водными биологическими ресурсами; 

     К региональным налогам и сборам относятся:

- налог на имущество  организаций; 

- налог на недвижимость;

- транспортный налог; 

     К местным налогам и сборам относятся:

- земельный налог; 

- налог на имущество  физических лиц; 

     По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулирующие (разноуровневые).

     Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонд.

     Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству. В современных условиях в налоговой системе России действуют такие регулирующие налоги, как налог на прибыль с предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. По целевой направленности введения налога можно выделить налоги абстрактные (общие) и целевые (специальные). Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства. К специальным налогам относятся, например, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели. Как правило, для целевых налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья. Любое разбиение налогов на определенные группы может носить только условный характер, так как все без исключения налоги в той или иной мере влияют на все стороны хозяйственной деятельности и по природе своей всегда оказывают комплексное воздействие на всю гамму экономических отношений. Поэтому при отнесении того или иного налога к конкретной группе подразумевается его доминирующее влияние на какую-либо группу экономических показателей.

Информация о работе Сравнительная характеристика налоговых систем России и Испании