Современная налоговая политика в РФ. Основные направления НП на 2011-2012г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм.
Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Важной составляющей финансово-бюджетной системы являются налоги. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства.

Содержание

I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3
1. Введение 3
2. Теоретические основы формирования налоговой политики государства 5
2.1. Понятия, инструменты, и типы налоговой политики 5
2.2. Система органов государственной власти, осуществляющих реализацию налоговой политики 12
2.3. Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики 17
II АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 19
1. Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде 19
Выводы. 30
2. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2010 году и в плановом периоде 2011 и 2012 годов 31
3. Заключение. 55
4. Источники 59

Вложенные файлы: 1 файл

работа ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НП В РФ 2010.docx

— 224.09 Кб (Скачать файл)

Налогообложение операций с ценными бумагами

3. В современных условиях возрастает  потребность в совершении операций  по предоставлению займов ценными  бумагами. Законодательство о налогах  и сборах не устанавливает  особенностей налогообложения налогом  на прибыль организаций таких  операций, что создает для налогоплательщиков  значительные риски. В связи  с этим требуется установить  Кодексом правила налогообложения  налогом на прибыль организаций  таких операций, в том числе:

  • правила определения налоговой базы при совершении договоров займа, в том числе по займам, срок возврата по которым не определен или определен моментом востребования;
  • правила налогообложения дивидендов, процентов и иного распределения по ценным бумагам, полученных заемщиком, в том числе в случаях, когда одной из сторон сделки является нерезидент.

4. В рамках применения налога  на прибыль организаций выявляются  неурегулированные ситуации, в частности,  с операциями РЕПО, в т.ч. с  иностранными участниками, доверительным  управлением в случае, когда за  пределами России находится хотя  бы одно из трех лиц (учредитель, бенефициар, доверительный управляющий).

Если сделка РЕПО заключается между  иностранной организацией (продавец по первой части РЕПО) и российской организацией (покупатель по первой части  РЕПО) и в период, когда акции  находятся у российской организации, происходит выплата дивидендов, следует  предусмотреть норму, согласно которой  российская организация обязывается  удержать налог на дивиденды, не удержанный у источника выплаты дивидендов налоговым агентом или удержанный не в полной сумме.

В случае, когда доверительным управляющим  является российское лицо, а бенефициаром - иностранное, полагаем целесообразным предусмотреть обязанность доверительного управляющего, который может быть сам зарегистрирован в реестре  акционеров в качестве номинального владельца акций, представлять сведения о стране налогового резидентства бенефициара.

В этом случае эмитент акций сможет при выплате дивидендов доверительному управляющему удерживать налог по ставке, соответствующей соглашению об избежании  двойного налогообложения со страной  резидентства бенефициара, при условии  предоставления ему последним подтверждения  своего постоянного местонахождения  в этой стране.

5. В настоящее время операциями  РЕПО Кодекс признает только  операции с эмиссионными ценными  бумагами. Следует предусмотреть  норму, в соответствии с которой  сделками РЕПО будут признаваться  также операции с эмиссионными  ценными бумагами иностранных  эмитентов, соответствующих совокупности  признаков эмиссионной ценной  бумаги, указанной в статье 2 Федерального  закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О  рынке ценных бумаг". Это позволит  создать дополнительный инструмент  привлечения финансирования из-за  рубежа.

6. Следует законодательно закрепить  возможность прекращения обязательств  по операциям РЕПО зачетом  (взаимозачетом) однородных требований  и обязательств без переквалификации  сделок. При этом однородными  будут признаются требования  по поставке ценных бумаг одного  выпуска или требования по  оплате денежных средств в  той же валюте.

7. Принимая во внимание нестабильность  на финансовых рынках, требуют  уточнения установленные статьей  280 Кодекса правила определения  рыночных цен ценных бумаг  для налога на прибыль организаций.

В частности, необходимо сократить  срок, в течение которого цена на ценную бумагу, сложившаяся на торгах в прошлом, считается рыночной, с 12 месяцев до 90 дней. Аналогичный  срок используется для определения  рыночных цен на ценные бумаги в  соответствии с нормативными правовыми  актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять нормативно-правовое регулирование  в сфере финансовых рынков.

Представляется необходимым создать  условия для справедливой оценки ценных бумаг, не обращающихся на организованных рынках, для целей налогообложения  налогом на прибыль организаций. Следует отказаться от определения  рыночной цены ценных бумаг по цене аналогичных бумаг, поскольку применение критерия аналогичности на рынке  ценных бумаг невозможно (в силу уникальности каждой ценной бумаги) и  создает высокие риски признания  такой цены необоснованной. Необходимо рассмотреть вопрос о возможности  применения методики, установленной  федеральным органом исполнительной власти в сфере финансовых рынков, для определения рыночной стоимости  ценных бумаг.

8. В рамках системы мер, направленных  на создание стимулов к появлению  в России регионального финансового  центра, будут установлены особенности  порядка налогообложения прибыли  клиринговых организаций при  осуществлении централизованного  клиринга как составной части  организованных биржевых торгов.

9. Также предполагается рассмотреть  целесообразность уточнения правил  текущей переоценки отдельных  видов финансовых инструментов  срочных сделок (опционов) в целях  налога на прибыль организаций  для профессиональных участников  фондового рынка.

10. В рамках разработки концепции  создания в Российской Федерации  мирового финансового центра  в 2009 - 2010 годах будут дополнительно  рассмотрены вопросы, связанные  с налогообложением доходов "стратегических" акционеров.

В частности, предполагается снять  ограничение в 500 млн. рублей, необходимое  для применения нулевой ставки налога на прибыль организаций при налогообложении  дивидендов, получаемых российскими "стратегическими" акционерами, то есть лицами, владеющими более 50 процентами акций организации, выплачивающей дивиденды.

11. Предполагается уточнить порядок  определения налоговой базы налоговым  агентом по доходам от долевого  участия для организаций, получающих  доходы от долевого участия  в российских организациях. В частности, предполагается установить, что при определении налоговой базы для таких организаций не учитываются доходы, указанные в пунктах 1 и 3 статьи 275 Кодекса, а при определении суммы налога учитывается общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех получателей дивидендов, а не только налогоплательщиков - получателей дивидендов, как это предусмотрено в настоящее время.

12. Действующее законодательство  предусматривает, что при реализации  или ином выбытии ценных бумаг  налогоплательщик самостоятельно  в соответствии с принятой  в целях налогообложения учетной  политикой выбирает один из  следующих методов списания на  расходы стоимости выбывших ценных  бумаг:

1) по стоимости первых по времени  приобретений (ФИФО);

2) по стоимости последних по  времени приобретений (ЛИФО);

3) по стоимости единицы.

В то же время метод оценки ценных бумаг по стоимости последних  приобретений (ЛИФО) в международной  практике практически не применяется. В бухгалтерском учете от этого  метода уже отказались в рамках его  реформирования и приближения к  МСФО.

Необходимо отказаться от этого  метода для целей налогообложения  прибыли как при оценке ценных бумаг, так и при оценке материально-производственных запасов.

Вышеназванные меры в части совершенствования  правового регулирования налогообложения  финансовых инструментов срочных сделок возможно реализовать в 2009 году в  рамках рассмотрения проекта Федерального закона "О внесении изменений  в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесенного Правительством Российской Федерации  в Государственную Думу распоряжением  от 10 марта 2009 г. N 281-р, а также ряда проектов федеральных законов, внесенных  депутатами Государственной Думой, на которые Правительством Российской Федерации были даны положительные  заключения.

Учет отдельных  видов расходов

13. В 2009 году будут выработаны  подходы к решению отдельных  вопросов налогообложения налогом  на прибыль организаций розничной  и мелкооптовой торговли. В частности:

  • об отнесении к расходам торговых организаций при определении их налоговой базы по налогу на прибыль потерь, связанных с хранением товаров и оказанием торговых услуг (розничной и мелкооптовой реализации товаров). Для этих целей предполагается установить общий предельный размер товарных потерь (в частности, потерь от порчи, боя, лома товаров, потери товарного вида), возникающих при оказании услуг в области розничной торговли, а потери по конкретным товарным группам будут приниматься в пределах, утверждаемых Правительством Российской Федерации норм (в том числе естественной убыли, потерь от порчи, боя, лома товаров, потери товарного вида) при транспортировке и оказании торговых услуг;
  • о возможности уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций торговли с открытым доступом покупателей к товарам на сумму товарных потерь от недостачи товаров по неустановленным причинам, выявленных по результатам инвентаризации. Предполагается, что для учета указанных потерь в целях налогообложения прибыли в Кодексе будет установлен общий предельный размер таких потерь, а потери по конкретным товарным группам будут приниматься в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации; указанные предельные размеры товарных потерь предполагается установить в Кодексе в процентах от выручки от розничной реализации товаров;
  • о принятии к вычету из налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе амортизируемого имущества затрат, связанных с созданием и эксплуатацией объектов благоустройства (парковки, охрана);
  • об учете расходов на приобретение униформы для персонала;
  • об оценке излишков товарных и материально-производственных запасов при их реализации или отпуске в производство с целью исключения двойного учета сумм выявленных излишков в налоговой базе по налогу на прибыль организаций.

В настоящее время согласована  концепция соответствующего проекта  федерального закона. Дальнейшая работа над законопроектом обусловлена  подготовкой проектов нормативных  правовых актов Правительства Российской Федерации, разработка которых предусматривается  законопроектом, что позволит произвести оценку выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы при принятии законопроекта.

14. С 2010 года будет усовершенствован  механизм учета для целей налогообложения  расходов организаций на освоение  природных ресурсов.

В частности, в настоящее время  статьей 261 Кодекса установлен особый порядок признания расходов на освоение природных ресурсов, к которым  относятся расходы на поиск и  оценку месторождений полезных ископаемых. При этом расходы на строительство  и ликвидацию разведочной скважины на месторождениях нефти и газа, которая оказалась непродуктивной, относятся на расходы, связанные  с расходами на освоение природных  ресурсов, то есть уменьшают налоговую  базу в текущем периоде, не формируя первоначальную стоимость объекта  основных средств, которым является такая скважина.

Вместе с тем при поиске и  оценке месторождений полезных ископаемых налогоплательщики несут затраты, связанные со строительством и ликвидацией  иных скважин (опорных, параметрических, структурных, поисково-оценочных, водозаборных), которые необходимы, в частности  при поиске и оценке месторождений  углеводородного сырья. В связи  с тем, что перечисленные виды скважин прямо не перечислены  в Кодексе, в целях исключения различных трактовок законодательных  норм предлагается соответствующим  образом уточнить пункт 1 статьи 261 Кодекса.

В рамках совершенствования статьи 261 Кодекса необходимо разрешить  налогоплательщикам относить на расходы  при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций  затраты на освоение природных ресурсов, связанные с подготовкой территории к ведению горных работ по устройству временных подъездных путей и  дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, подготовку площадок для строительства  соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации  земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, а  также расходов по возмещению комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам землепользователями в процессе строительства и эксплуатации объектов, выплату компенсаций за снос жилья  в процессе разработки месторождений  в том периоде, в котором данные расходы были осуществлены.

Предлагается исключить пункт 5 статьи 261 Кодекса, в соответствии с  которым налогоплательщики не включают в состав расходов для целей налогообложения  расходы на безрезультатные работы по освоению природных ресурсов, если в течение пяти лет до момента  предоставления налогоплательщику  прав на геологическое изучение недр, разведку и добычу полезных ископаемых или иное пользование участком недр на этом участке уже осуществлялись аналогичные работы. В соответствии с действующей редакцией Кодекса  указанное ограничение не применяется, если указанные работы проводились  на основе принципиально иной технологии и (или) в отношении других полезных ископаемых, однако на практике это  ограничение не работает и является сложным в администрировании. Это  обусловлено тем, что, во-первых, в  соответствии с законом от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" выдача лицензии на геологическое изучение недр осуществляется на основании решения федерального органа исполнительной власти или на основании решения органа власти субъекта Российской Федерации, которые  и определяют планы и временные  сроки по геологическому изучению той  или иной территории. Во-вторых, будущий  недропользователь может не располагать  информацией о том, какие технологии применялись при геологическом  изучении данного участка недр предшествующим недропользователем.

Информация о работе Современная налоговая политика в РФ. Основные направления НП на 2011-2012г