Современная налоговая политика в РФ. Основные направления НП на 2011-2012г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм.
Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Важной составляющей финансово-бюджетной системы являются налоги. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства.

Содержание

I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3
1. Введение 3
2. Теоретические основы формирования налоговой политики государства 5
2.1. Понятия, инструменты, и типы налоговой политики 5
2.2. Система органов государственной власти, осуществляющих реализацию налоговой политики 12
2.3. Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики 17
II АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 19
1. Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде 19
Выводы. 30
2. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2010 году и в плановом периоде 2011 и 2012 годов 31
3. Заключение. 55
4. Источники 59

Вложенные файлы: 1 файл

работа ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НП В РФ 2010.docx

— 224.09 Кб (Скачать файл)

Также предполагается внести в законодательство о налогах и сборах иные изменения, направленные на уточнение порядков:

  • признания расходов, связанных с участием в конкурсе, по результатам которого не заключено лицензионное соглашение на пользование недрами;
  • ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов;
  • отнесения на расходы разовых платежей за пользование недрами.

15. Начиная с 2010 года должна  быть введена в действие новая  редакция статьи 275.1 Кодекса, направленная  на уточнение порядка налогообложения  прибыли налогоплательщиков, осуществляющих  деятельность, связанную с использованием  объектов обслуживающих производств  и хозяйств. Редакция данной статьи, действующая в настоящее время,  содержит определение объектов  обслуживающих производств и  хозяйств, не позволяющее однозначно  определить, на доходы (убытки) от  каких видов деятельности распространяется  установленный этой статьей режим  определения налоговой базы. Также  требуют уточнения критерии признания  убытков обслуживающих производств  (хозяйств), установленные данной  статьей.

Сближение бухгалтерского и налогового учета

16. Различия предусмотренных налоговым  и бухгалтерским учетом порядков  переоценки сумм авансов и  задатков, выраженных в иностранной  валюте, приводят к тому, что организации,  осуществляющие операции в иностранной  валюте на условиях предварительной  оплаты, фактически, обязаны вести  два учета, в которых имущество,  обязательства и требования имеют  различную стоимостную оценку  и порядок переоценки.

Предполагается отказаться в налоговом  учете от переоценки полученных и  выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте. В этом случае доходы, расходы, а также стоимость  товаров (работ, услуг), имущественных  прав, оплаченных в порядке предварительной  оплаты в иностранной валюте, при  применении метода начисления будут  определяться по курсу Центрального Банка Российской Федерации, действующему на дату перечисления суммы аванса (в части, приходящейся на аванс или  задаток).

 

2.2. Совершенствование налога на добавленную стоимость

В части налога на добавленную стоимость  предполагается продолжить работу по его совершенствованию, с тем  чтобы этот налог, оставаясь одним  из наиболее важных источников доходов  бюджета, не являлся слишком обременительным  для налогоплательщиков с точки  зрения администрирования.

1. В плановом периоде предполагается  продолжить работу по оптимизации  перечня документов, подтверждающих  обоснованность применения нулевой  ставки, по мере осуществления  мероприятий по реализации Концепции  создания системы контроля вывоза  товаров с таможенной территории  Российской Федерации и контроля  правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную  стоимость, одобренной распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 7 марта 2008 г. N 288-р, и создания  указанной системы.

2. В целях совершенствования  процедуры возмещения налога  целесообразно рассмотреть вопрос  о внесении в Кодекс изменений,  направленных на сокращение сроков  возмещения при осуществлении  отдельных операций, облагаемых  налогом по нулевой ставке. В  частности, предполагается установить  особый порядок возмещения налога, при котором решение о возмещении  будет приниматься налоговыми  органами до прекращения камеральной  проверки налоговой декларации  и документов, на основании которой  налог предъявлен к возмещению.

3. Как показывает практика, необходимо  уточнить порядок ведения раздельного  учета для целей налога на  добавленную стоимость организациями,  осуществляющими клиринговую деятельность (клиринговыми организациями) на  рынке ценных бумаг, деятельность  по определению (сверке) обязательств  из заключаемых на биржах (организаторах  торговли) гражданско-правовых договоров,  предметом которых является товар  или иностранная валюта, финансовых  инструментов срочных сделок, а  также обеспечению и (или) контролю  их исполнения.

В связи с этим следует рассмотреть  вопрос о возможности при расчете  пропорции, используемой для определения  сумм налога, принимаемых к вычету либо учитываемых в стоимости  приобретаемых клиринговыми организациями  товаров (работ, услуг), не учитывать  сделки с ценными бумагами, финансовыми  инструментами срочных сделок, иные сделки, по которым такие клиринговые  организации являются сторонами  сделок в целях осуществления  их клиринга, а также сделки, совершаемые клиринговыми организациями в целях обеспечения исполнения обязательств участников клиринга.

4. Целесообразно внесение изменений  в порядок оформления счетов-фактур, а также решение вопроса о  возможности оформления счетов-фактур  с отрицательными показателями (кредит-счетов) с целью урегулирования порядка  применения налоговых вычетов.

В целях снижения издержек налогоплательщиков по исполнению налогового законодательства будет рассмотрен вопрос о внесении изменений в законодательство в  отношении незначительных нарушений  правил заполнения счета-фактуры. Указанные  изменения должны определить, при  незаполнении или неверном заполнении каких показателей счет-фактура  может быть признан несоответствующим  установленным требованиям.

5. В настоящее время осуществляется  подготовка к проведению пилотного  проекта по созданию системы  составления и выставления счетов-фактур  в электронном виде. В ходе  пилотного проекта должен быть  выработан порядок взаимодействия  хозяйствующих субъектов, налоговых  органов, операторов электронного  документооборота счетов-фактур  в рамках электронного документооборота  счетов-фактур по телекоммуникационным  каналам связи при взаимодействии  налогоплательщиков между собой  и при представлении документов  в налоговые органы. По результатам  пилотного проекта в третьем  квартале 2009 года будут подготовлены  предложения по внесению изменений  в нормативные правовые акты  для внедрения системы составления  и выставления счетов-фактур в  электронном виде.

6. В конце 2008 года в главу  21 Кодекса были внесены изменения,  направленные на создание возможности  принятия к вычету сумм налога  на добавленную стоимость, уплаченного  в составе авансовых платежей. С учетом практики реализации  этой нормы в первой половине 2009 года в Кодекс будут внесены  изменения, направленные на уточнение  этого порядка - прежде всего,  в части уточнения понятия  "предварительной оплаты", порядка  выставления счетов-фактур при  получении авансовых платежей, принятия  налога, уплаченного в составе  авансового платежа, к вычету  при осуществлении операций, облагаемых  по нулевой ставке, а также  прочие изменения, направленные  на то, чтобы исполнение новых  норм было менее обременительным  для налогоплательщика.

 

2.3. Совершенствование акцизного налогообложения

В ближайшее время не планируется  существенных изменений в акцизном налогообложении. Вместе с тем, планируется  внести ряд поправок, направленных на уточнение действующего порядка  налогообложения с целью повышения  его эффективности.

1. В настоящее время статьей  204 Кодекса установлен порядок,  в соответствии с которым уплата  акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных  ими подакцизных товаров производится  за истекший налоговый период  равными долями не позднее  25-го числа месяца, следующего  за отчетным месяцем, и не  позднее 15-го числа второго  месяца, следующего за отчетным  месяцем. Эта норма была введена  с целью снижения акцизного  бремени на некоторых налогоплательщиков  акцизов (прежде всего, акцизов  на нефтепродукты). Однако, как представляется, с учетом отсутствия индексации  ставок акцизов на нефтепродукты  в течение ряда лет указанный  порядок уплаты акциза потерял  свою актуальность - в настоящее  время нет необходимости фактического  предоставления отсрочки налогоплательщикам  акцизов на срок до 20 дней.

В связи с этим, начиная с 1 января 2010 года, предлагается отказаться от данного  порядка, установив единую дату уплаты налога - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

2. В настоящее время одним  из способов уклонения от уплаты  акцизов на алкогольную продукцию  является использование так называемой "спиртосодержащей схемы". Суть  этой схемы заключается в том,  что производители алкогольной  продукции в нарушение требований  нормативно-технической документации  используют в качестве сырья  для производства такой продукции  не спирт этиловый, а спиртосодержащую  продукцию. При этом налогоплательщики  акцизов имеют право уменьшить сумму акциза, исчисленную по алкогольной продукции на сумму акциза, уплаченную ими при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья.

Таким образом, неправомерная замена товаров, используемых в качестве сырья, является причиной завышения суммы  акциза, подлежащей налоговым вычетам, то есть возмещаемой из бюджета.

Кроме того, как показывает практика, завышение суммы акциза, возмещаемой  из бюджета, происходит в случае возврата производителю реализованных им подакцизных товаров покупателем, в случаях утраты (недостачи) в  процессе производства и хранения до момента реализации налогоплательщиком произведенных им подакцизных товаров, а также в случае уничтожения  бракованных подакцизных товаров. Так, в настоящее время налоговые  вычеты производятся налогоплательщиком акцизов после оплаты приобретенного подакцизного сырья и списания его  в производство. При этом исключения для перечисленных случаев в  части осуществления налоговых  вычетов не предусмотрено. Вследствие этого налогоплательщику из бюджета  возмещаются суммы акциза, уплаченные при приобретении сырья, израсходованного на производство продукции, которая  реализации не подлежит.

С целью решения указанных проблем  предлагается уточнить действующий  порядок исчисления и уплаты акцизов, указав, что суммы акциза, уплаченные при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, принимаются  к вычету только в том случае, если использование этого сырья  предусмотрено ГОСТами, ТУ, рецептурами  и другой нормативно-технической  документацией, согласованной с  соответствующим федеральным органом  исполнительной власти. Одновременно предполагается также дополнить  перечень документов, подтверждающих право на налоговые вычеты, документами, подтверждающими количество сырья, фактически использованного в производстве.

Предполагается также включение  в соответствующие статьи Кодекса  норм, предусматривающих обязанность  налогоплательщиков акцизов восстанавливать  суммы акциза, принятые к вычету, по использованному подакцизному сырью  в случае возврата налогоплательщику  произведенных им подакцизных товаров, их утраты (недостачи), произошедшей в  процессе производства и хранения до момента реализации, а также в  случае уничтожения налогоплательщиком произведенных им подакцизных товаров.

3. В соответствии с действующим  порядком исчисления и уплаты  акцизов налогоплательщики, реализующие  произведенные ими подакцизные  товары на экспорт, имеют право  на освобождение от уплаты  акциза при условии представления  в налоговый орган поручительства  банка или банковской гарантии. При этом не уточнено, в течение  какого периода после отгрузки  товаров могут быть представлены  в налоговый орган поручительство  или гарантия банка, на какой  период должно распространяться  действие этих документов, в частности  должно ли их действие распространяться  на период проведения проверки  налоговым органом представленных  налогоплательщиком документов, подтверждающих  факт экспорта, а также в каком  порядке должен исчисляться акциз  и применяться санкции к налогоплательщику,  если срок действия поручительства (гарантии) закончился до представления  налогоплательщиком указанных документов.

С этой целью предполагается уточнить нормы, регламентирующие представление  банковской гарантии (поручительства банка), при осуществлении налогоплательщиками  реализации подакцизных товаров  на экспорт.

4. Действующей редакцией статей 202 и 203 Кодекса установлены взаимоисключающие  нормы, касающиеся порядка зачета  суммы превышения налоговых вычетов  над исчисленной суммой акциза. Так, согласно статье 202 Кодекса  налогоплательщик имеет право  самостоятельно зачесть указанную  сумму в счет предстоящей уплаты  акциза, а согласно статье 203 Кодекса  такой зачет должен производить  налоговый орган.

Кроме того, статьей 203 Кодекса предусмотрен только порядок возмещения налогоплательщику, реализующему подакцизные товары на экспорт, суммы акциза, уплаченной им поставщику при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья. Такой порядок может быть применен только в случае реализации подакцизных товаров на экспорт при представлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии. В то же время согласно статье 184 Кодекса в случае отсутствия поручительства банка или банковской гарантии налогоплательщики, реализующие подакцизные товары на экспорт, исчисляют и уплачивают акциз в общеустановленном порядке и после представления документов, подтверждающих факт экспорта, имеют право на возмещение уплаченной в бюджет суммы акциза не только по товарам, использованным в качестве сырья, но и по товарам, произведенным и реализованным на экспорт налогоплательщиком акцизов.

Информация о работе Современная налоговая политика в РФ. Основные направления НП на 2011-2012г