Современная налоговая политика в РФ. Основные направления НП на 2011-2012г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм.
Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Важной составляющей финансово-бюджетной системы являются налоги. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства.

Содержание

I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3
1. Введение 3
2. Теоретические основы формирования налоговой политики государства 5
2.1. Понятия, инструменты, и типы налоговой политики 5
2.2. Система органов государственной власти, осуществляющих реализацию налоговой политики 12
2.3. Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики 17
II АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 19
1. Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде 19
Выводы. 30
2. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2010 году и в плановом периоде 2011 и 2012 годов 31
3. Заключение. 55
4. Источники 59

Вложенные файлы: 1 файл

работа ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НП В РФ 2010.docx

— 224.09 Кб (Скачать файл)

Г)  подзаконные нормативные  правовые акты по вопросам, связанным  с налогообложением и сборам, принятые исполнительными органами местного самоуправления (аналогично пункту В)

  • Акты органов специальной компетенции

К этой группе относятся ведомственные  подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам  органов специальной  компетенции, издание которых прямо  предусмотрено НК РФ. Данные  нормативные  правовые акты не могут изменять или  дополнять законодательство о налогах  и сборах. Органами специальной компетенции  являются - Министерство РФ по налогам  и сборам, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет  РФ, органы государственных внебюджетных фондов и другие органы государственной  власти.

  1. Решения  Конституционного Суда РФ, содержащие нормы, так или иначе регулирующие налогообложение, являются важными источниками налогового права. Достаточно напомнить, что правовые позиции КС были во многом учтены при принятии Налогового кодекса РФ.
  2. Нормы международного права и международные договора РФ.

В настоящее время выделяют две  группы международных актов, являющихся источниками налогового права России:

  • Международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения, признанные цивилизованными нациями.(Европейская социальная хартия, принятая 18 октября 1961г, вступившая в силу в 1965г.)
  • Международные межправительственные конвенции по вопросам налогообложения.(соглашения об устранении двойного налогообложения, а также соглашения, носящие индивидуальный характер и направленные на освобождение от уплаты налогов представительств и штаб-квартир конкретных международных организаций (ООН,ФИФА и т.д.) в странах пребывания и ряд других.

 

II АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2010 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ

(Одобрено Правительством Российской  Федерации 25 мая 2009 года)

1. Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде

"Основные направления налоговой  политики в Российской Федерации  на 2008 - 2010 годы", одобренные Правительством  Российской Федерации (протокол  от 2 марта 2007 г. N 8), предусматривали  внесение изменений в законодательство  о налогах и сборах по следующим  направлениям:

1. Совершенствование налога на  прибыль организаций

2. Совершенствование налога на  добавленную стоимость

3. Индексация ставок акцизов

4. Совершенствование налога на  доходы физических лиц

5. Введение налога на недвижимость  взамен действующих земельного  налога и налога на имущество  физических лиц

6. Совершенствование налога на  добычу полезных ископаемых

7. Совершенствование налогообложения  в рамках специальных налоговых  режимов

8. Международное сотрудничество, интеграция  в международные организации  и соглашения, информационный обмен

По указанным направлениям в 2008 году был принят целый ряд решений. Большая часть из этих решений  была принята в качестве антикризисных  мер налогового стимулирования, отчет  о которых, в том числе их бюджетная  оценка, отражены в одобренной Правительством Российской Федерации Программе  антикризисных мер Правительства  Российской Федерации на 2009 год.

 

1.1. Совершенствование налога на прибыль организаций

1.1. Изменения, внесенные в Налоговый  кодекс Российской Федерации  (далее по тексту - Кодекс) в 2008 году, предусматривали следующее:

  • начиная с 1 января 2009 года ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 процентов до 20 процентов;
  • в четвертом квартале 2008 года, вопреки общему правилу и не дожидаясь начала нового налогового периода, налогоплательщики получили право перейти на уплату налога по фактически полученной прибыли и отказаться, таким образом, от уплаты авансовых платежей, рассчитанных исходя из достигнутого уровня прибыли за предыдущий отчетный период (9 месяцев);
  • в период с 1 сентября 2008 г. по 31 декабря 2009 г. предельная величина процентов по долговым обязательствам, которая может быть учтена в расходах для целей налогообложения прибыли, установлена в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,5 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте (ранее по долговым обязательствам в рублях она равнялась ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, а по обязательствам в иностранной валюте - 15 процентам).

1.2. Изменения, внесенные в Кодекс  в 2008 году, позволили увеличить  объем относимых на расходы  при налогообложении прибыли  экономически обоснованных затрат  организации по обучению, лечению,  пенсионному обеспечению работников.

Начиная с 2009 года взносы по договорам  добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками  медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов  от суммы расходов на оплату труда  вместо 3 процентов по ранее действовавшему законодательству.

С 2009 года расширены условия для  принятия в расходы, уменьшающие  налоговую базу по налогу на прибыль  организаций, затрат налогоплательщика  на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным  программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, а также  физических лиц, не являющихся сотрудниками организаций - налогоплательщиков, заключивших  с ними договор, предусматривающий  обязанность такого физического  лица отработать у налогоплательщика  по трудовому договору не менее одного года. Соответствующая оплата обучения также не будет включаться в базу для налогообложения налогом  на доходы физических лиц и единым социальным налогом.

В части пенсионного обеспечения  следует отметить, что с 2009 года в  состав расходов включаются суммы дополнительных взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным  законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О  дополнительных страховых взносах  на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке  формирования пенсионных накоплений".

Начиная с 2009 года реализована возможность  учета при определении налоговой  базы по налогу на прибыль организаций  расходов на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство  жилого помещения. Данная мера носит  временный характер (действует до 1 января 2012 года), при этом сумма  таких расходов не должна превышать 3 процентов от суммы расходов на оплату труда (соответствующая оплата также не подлежит налогообложению  налогом на доходы физических лиц  и единым социальным налогом).

1.3. В последние годы был принят  ряд мер, направленных на стимулирование  расходов организации на научные  исследования и (или) опытно-конструкторские  разработки. В качестве дополнительной  меры с 2009 года установлена  возможность использования повышающего  коэффициента (1,5) в целях ускоренного  учета текущих затрат на научные  исследования и разработки. Вместе  с тем одобренный Правительством  Российской Федерации перечень  соответствующих научных исследований  и опытно-конструкторских разработок  потребует уточнения с точки  зрения возможности его администрирования  налоговыми органами.

1.4. В целях повышения эффективности  освоения природных ресурсов  уточнен порядок ведения налогового  учета соответствующих расходов, что предоставляет налогоплательщикам  возможность учитывать соответствующие  расходы в ускоренном порядке.  В частности, начиная с 2009 года, расходы на приобретение лицензий  на право пользования недрами  могут учитываться при определении  налоговой базы по налогу на  прибыль организаций в составе  прочих расходов, связанных с  производством и реализацией,  в течение 2 лет. При этом  в рамках нового порядка налогового  учета таких расходов понесенные  в прошлом расходы организаций  на указанные цели, не учтенные  на начало 2009 года при определении  налоговой базы по налогу на  прибыль, могут быть отнесены  на расходы в течение 2 лет  (2009 и 2010 годов).

1.5. В рамках совершенствования  амортизационной политики, начиная  с 2009 года, концептуально пересмотрен  подход к начислению амортизации  в налоговых целях. Кодексом  для налогоплательщиков налога  на прибыль организаций предусмотрена  возможность отказа от пообъектного  начисления амортизации и переход  к начислению амортизации методом  убывающего остатка по укрупненным  амортизационным группам (пулам). При применении нелинейного метода  начисления амортизации налогоплательщики  получили возможность относить  на расходы до 50 процентов первоначальной  стоимости амортизируемого имущества  в первую четверть срока его  полезного использования. При  этом у налогоплательщиков сохраняется  право выбора одного из двух  методов начисления амортизации.

Одновременно для основных средств, относящихся к 3 - 7 амортизационным  группам, величина так называемой "амортизационной  премии" (то есть, возможности относить на расходы текущего периода до начала начисления амортизации определенную долю расходов на приобретение или  создание основных средств) была увеличена  с 10 процентов до 30 процентов. Таким  образом, при комбинации нелинейного  метода начисления амортизации и  амортизационной премии по 3 - 7 амортизационным  группам налогоплательщики получили возможность относить на расходы основную часть стоимости приобретаемых основных средств, что является существенной льготой, оправданной во многих случаях в условиях высокой инфляции и отсутствия переоценки основных средств в целях начисления амортизации.

 

1.2. Совершенствование налога на добавленную стоимость

Для преодоления кризиса ликвидности  в 2008 году был изменен порядок  уплаты налога на добавленную стоимость  по результатам деятельности налогоплательщиков за квартал. Начиная с четвертого квартала 2008 года суммы налога, исчисленные  налогоплательщиками по операциям  по реализации товаров (работ, услуг), признаваемым объектом налогообложения этим налогом, уплачиваются в бюджет равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом, то есть фактическая уплата налога производится не единовременно  до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, как  это было предусмотрено ранее, а  ежемесячно в размере 1/3 в течение  трех последующих месяцев. Данный порядок  уплаты налога позволил снизить текущий  дефицит оборотных средств и  стабилизировать деятельность налогоплательщиков. Фактически подобная мера представляет собой беспроцентную рассрочку  по уплате сумм налога в бюджет соответственно на 1 и 2 месяца на 1/3 общей суммы налога.

В целях совершенствования порядка  применения нулевой ставки налога по операциям, связанным с реализацией  товаров, помещенных на территории Российской Федерации под таможенные режимы экспорта, международного таможенного  транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года, увеличен до 270 дней срок сбора документов, обосновывающих правомерность применения нулевой  ставки, что является актуальным в  связи с мировым финансовым кризисом. При этом экспортерам предоставлено  право представлять в налоговые  органы для подтверждения правомерности  применения нулевой ставки реестры  таможенных деклараций взамен копий  таможенных деклараций.

Согласно вступившим в силу изменениям в законодательство о налогах  и сборах был освобожден от налогообложения  ввоз на территорию Российской Федерации  технологического оборудования, в том  числе комплектующих и запасных частей к нему, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, и российских судов рыбопромыслового флота, в  отношении которых за пределами  таможенной территории Российской Федерации  до 1 сентября 2008 года были выполнены  работы по капитальному ремонту и (или) модернизации. При этом режим освобождения российских судов применяется до 1 января 2010 года.

Также начиная с 1 января 2009 года были освобождены от налогообложения  операции по реализации лома и отходов  черных металлов.

В целях уточнения порядка налогообложения  налогом на добавленную стоимость  были установлены особенности определения  налоговой базы при реализации (передаче) государственного (муниципального) имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, не закрепленного за государственными (муниципальными) учреждениями, и при  передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, не состоящими на налоговом  учете, по договорам поручения, комиссии, агентским договорам.

Кроме того, с 1 января 2009 года отменена обязанность по перечислению налога отдельным платежным поручением при безденежных формах расчетов; установлен вычет налога по строительно-монтажным  работам для собственного потребления  в том же налоговом периоде, в  котором осуществляется начисление налога на добавленную стоимость  по этим работам; предоставлено право  на вычет налога по авансовым платежам, перечисляемым продавцам товаров (работ, услуг).

В качестве важной меры, направленной на ускорение возмещения налога, необходимо отметить вступившее в силу с 1 января 2009 года уточнение порядка оформления результатов камеральных налоговых проверок налоговых деклараций, в которых заявлена сумма налога к возмещению. Согласно данному порядку по результатам налоговой проверки одной декларации налоговые органы вправе выносить два решения: одно - в отношении сумм, правомерность принятия которых к вычету документально подтверждена, второе - в отношении сумм, по которым необходимо представление дополнительных обосновывающих материалов. В отличие от ранее действовавшего порядка, когда по результатам камеральной проверки одной декларации даже в случае подтверждения права на возмещение части заявленной суммы, выносилось одно решение об отказе в возмещении, в настоящее время налогоплательщики вправе возместить из бюджета часть суммы, в отношении которой налоговые органы не имеют возражений. В среднем это позволило сократить сроки  порядком.

Информация о работе Современная налоговая политика в РФ. Основные направления НП на 2011-2012г