Совершенствование механизма привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование теоретических основ нарушений законодательства о налогах и сборах, а также проведение анализа арбитражной и судебной практики по вопросам налоговых правонарушений.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
1) рассмотреть классификацию и виды нарушений законодательства о налогах и сборах;
2) изучить особенности нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
3) раскрыть отличия налоговых правонарушений, налоговых проступков и налоговых преступлений;
4) рассмотреть ответственность за нарушение налогового законодательства;

Содержание

Введение…………………………………………………………………...
3
Глава 1.
Теоретические основы нарушений налогового законодательства в РФ……………………………………….

5
1.1.
Классификация и виды нарушений законодательства о налогах и сборах……………………………………………….

5
1.2.
Элементы состава нарушений налогового законодательства……………………………………………..

12
1.3.
Налоговые правонарушения, налоговые проступки и налоговые преступления…………………………………….

20
1.4.
Налоговая, административная и уголовная ответственность за нарушения налогового законодательства………………………………………………


36
Глава 2.
Совершенствование механизма привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства в РФ………………………………………


44
2.1.
Обзор и анализ арбитражной и судебной практики в РФ по вопросам нарушения законодательства о налогах и сборах…………………………………………………………


44
2.2.
Проблемы ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах в РФ………………………………………………………………


53
2.3.
Механизм привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства в РФ и пути его совершенствования….………………………………………..


59
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 172.13 Кб (Скачать файл)

Таблица 2

Статьи НК РФ и КоАП РФ, дублирующие друг друга.

НК РФ

КоАП РФ

Статьи 116 "Нарушение  срока постановки на учет в налоговом  органе" и 117 "Уклонение от постановки на учет в налоговом органе" Налогового кодекса РФ

Статья 15.3 "Нарушение  срока постановки на учет в налоговом  органе"

Статьей 118 "Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке"

Статья 15.4 "Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации"

Статья 119 "Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества) ", Статья 119.1 "Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) "

Статья 15.5 "Нарушение  сроков представления налоговой

декларации"

Статью 126 "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля"

Статья 15.6 "Непредставление  сведений, необходимых для осуществления  налогового контроля"

Статья 120 "Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения"

Статья 15.11 "Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской  отчетности"


Источник: таблица составлена автором.

Встает вопрос о целесообразности дублирования данных норм налоговой  и административной ответственности, о правовом соответствии одновременного применения двух видов юридической  ответственности при совершении одного правонарушения.

Процедуры привлечения к административной и к налоговой ответственности  значительно различаются. В Налоговом  кодексе РФ данная процедура практически  сводится к вынесению решения  руководителем (его заместителем) по результатам налоговой проверки. Налоговым кодексом, в отличие от КоАП РФ, не предусмотрены такие понятия, как "возбуждение дела", "участник производства", "доказательства" и "доказывания", не определены процессуальные права и обязанности участников производства.

На несовпадение налоговой и  административной ответственности  дополнительно указывает пункт 4 статьи 108 Налогового кодекса РФ, из которого следует, что привлечение  организации к ответственности  за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц  при наличии соответствующих  оснований от административной ответственности. В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях  должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих  служебных обязанностей.

В примечании статьи 2.4 КоАП РФ определено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. В статье 15.3 КоАП РФ в целях исключения двойного привлечения индивидуальных предпринимателей одновременно к налоговой и к административной ответственности как должностных лиц предусмотрено, что в отношении индивидуальных предпринимателей исключается применение административной ответственности, закрепленной в статьях 15.4 - 15.9, 15.11 КоАП РФ (то есть по составам правонарушений в области налогов и сборов). Таким образом, индивидуальные предприниматели за нарушение законодательства о налогах и сборах несут только налоговую ответственность и не привлекаются к административной ответственности как должностные лица.

Пункт 4 ст. 110 НК РФ определяет вину организации  в зависимости от вины ее должностных  лиц либо ее представителей, действие (бездействие) которых обусловили совершение налогового правонарушения. Формы вины должностных лиц устанавливаются  в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, следовательно, форма вины организации в налоговом  правонарушении будет соответствовать  вине должностных лиц в административном правонарушении.

Статья 2.1 КоАП РФ содержит определение вины юридического лица - юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелись возможности для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях содержат различные подходы к определению вины юридических лиц в совершении налогового и административного правонарушения.

Существует несколько подходов к вопросу правовой природы налоговой ответственности:

1) налоговая ответственность - это  административная ответственность  за налоговые правонарушения; какие-либо  основания для выделения налоговой  ответственности в качестве самостоятельного  вида юридической ответственности  (включая употребление самого  термина "налоговая ответственность") отсутствуют;

2) налоговая ответственность - это  разновидность административной  ответственности со значительной  процессуальной спецификой;

3) налоговая ответственность - это  новый, самостоятельный вид юридической  ответственности, обладающий значительной  отраслевой спецификой;

4) налоговая ответственность - это  научная категория (разновидность  научной категории "финансовая  ответственность"), раскрывающая  специфику применения административных, уголовных, гражданско-правовых  санкций за нарушение налогово-правовых  норм действующего законодательства.

Административная ответственность  это особый вид юридической ответственности. Ей присущи следующие свойства:

- основанием является административное  правонарушение;

- состоит в применении к нарушителям  административных взысканий, является  карательной ответственностью, мерой  принуждения;

- к административной ответственности  вправе привлекать органы, которым  такое право предоставлено законом  (суды, органы исполнительной власти);

- урегулирована нормами административного права [4,с.16].

Из нормативной конструкции  административной ответственности  следует ряд признаков, которые  находят свое отражение применительно  к налоговой ответственности:

1) налоговое правонарушение  является разновидностью административного  правонарушения, т.к.:

- посягает на установленный государством порядок управления (ст. 1.2 и ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ; п. 1 ст. 2 и ст. 106 НК РФ);

- не имеет общественной опасности преступления (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ; ст. 106 и п. 3 ст. 108 НК РФ);

- обусловливает привлечение физического лица к ответственности с 16-летнего возраста (ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ; п. 2 ст. 107 НК РФ);

- налоговая ответственность в отношении физических лиц наступает постольку, поскольку в их деянии не содержится признаков состава соответствующего преступления (п.3 ст.108 НК РФ);

2) субъектами налоговых правонарушений  являются наряду с физическими лицами также организации (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ; п.1 ст.107 НК РФ);

3) налоговые санкции применяются  за деяния, совершение которых  не обусловлено наличием служебных  (трудовых) правоотношений между  налоговым органом и правонарушителем (ст.106 НК РФ) и по своей сути являются административными взысканиями - штрафами (п.2 ст.114 НК РФ).

Отграничение уголовной ответственности  за нарушения законодательства о  налогах и сборах, содержащие признаки преступления, представляется менее  сложным, чем разграничение финансовой и административной ответственности. Налоговые преступления существенно  отличаются от правонарушений других видов в силу своей повышенной общественной опасности и наказуемости исключительно в соответствии с  УК РФ.

Уголовная ответственность часто  применяется за те налоговые правонарушения, за которые виновные лица привлекаются к административной ответственности.

Отличительным признаком преступления, влекущего за собой уголовную  ответственность, является повышенная общественная опасность деяния и  наступление тяжких последствий.

В то же время по вопросу о том, какие составы преступлений являются "налоговыми", единства мнений ученых до настоящего времени не достигнуто.

Согласно наиболее распространенной точке зрения к собственно налоговым  преступлениям относятся лишь те деяния, которые непосредственно  посягают на отношения, возникающие  в связи с уплатой налогов  и сборов в бюджет и государственные  внебюджетные фонды (ст. 198-199.2 УК РФ) [2].

Таким образом, основными проблемами ответственности в налоговом  законодательстве являются:

1) дублирование норм налоговой  и административной ответственности;

2) научно не урегулированный  вопрос о правовой природе  налоговой ответственности;

3) различные мнения ученых о  том, какие преступления являются  «налоговыми».

 

2.3. Механизм привлечения  к ответственности за нарушения  налогового законодательства в  РФ и пути его совершенствования

 

 

 В соответствии со статьей 10 НК РФ порядок  привлечения к ответственности  и производство по делам о налоговых  правонарушениях осуществляются в  порядке, установленном главами 14,15 НК РФ.

Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и  сборах, содержащих признаки административного  правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В ходе рассмотрения материалов налоговой  проверки руководитель (заместитель  руководителя) налогового органа:  

- устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен  акт налоговой проверки, нарушение  законодательства о налогах и  сборах;

- устанавливает, образуют ли  выявленные нарушения состав  налогового правонарушения;

- устанавливает, имеются ли основания  для привлечения лица к ответственности  за совершение налогового правонарушения - выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. 

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, согласно пункту 7 статьи 101 НК РФ, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: 

- о привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения;  

- об отказе в привлечении  к ответственности за совершение  налогового правонарушения. 

В пункте 8 статьи 101 НК РФ установлены требования к решениям, принимаемым по результатам налоговых проверок.

Так, решение о привлечении к  ответственности за совершение налогового правонарушения должно содержать:

- изложение обстоятельств совершенного  привлекаемым к ответственности  лицом налогового правонарушения  так, как они установлены проведенной  проверкой, со ссылкой на документы  и иные сведения, подтверждающие  указанные обстоятельства;

- доводы, приводимые лицом, в  отношении которого проводилась  проверка, в свою защиту, и результаты  проверки этих доводов;

- само решение о привлечении  налогоплательщика к налоговой  ответственности за конкретные  налоговые правонарушения с указанием  статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. 

В решении о привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также  подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, а также могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

В решении о привлечении к  ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.

Решение о привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в  силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении  которого было вынесено соответствующее  решение. При этом соответствующее  решение должно быть вручено в  течение пяти дней после дня его  вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Информация о работе Совершенствование механизма привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства в РФ