Совершенствование механизма привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование теоретических основ нарушений законодательства о налогах и сборах, а также проведение анализа арбитражной и судебной практики по вопросам налоговых правонарушений.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
1) рассмотреть классификацию и виды нарушений законодательства о налогах и сборах;
2) изучить особенности нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
3) раскрыть отличия налоговых правонарушений, налоговых проступков и налоговых преступлений;
4) рассмотреть ответственность за нарушение налогового законодательства;

Содержание

Введение…………………………………………………………………...
3
Глава 1.
Теоретические основы нарушений налогового законодательства в РФ……………………………………….

5
1.1.
Классификация и виды нарушений законодательства о налогах и сборах……………………………………………….

5
1.2.
Элементы состава нарушений налогового законодательства……………………………………………..

12
1.3.
Налоговые правонарушения, налоговые проступки и налоговые преступления…………………………………….

20
1.4.
Налоговая, административная и уголовная ответственность за нарушения налогового законодательства………………………………………………


36
Глава 2.
Совершенствование механизма привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства в РФ………………………………………


44
2.1.
Обзор и анализ арбитражной и судебной практики в РФ по вопросам нарушения законодательства о налогах и сборах…………………………………………………………


44
2.2.
Проблемы ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах в РФ………………………………………………………………


53
2.3.
Механизм привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства в РФ и пути его совершенствования….………………………………………..


59
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 172.13 Кб (Скачать файл)

4. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).

Объект — экономические и финансовые интересы государства. Объективная сторона преступления выражается в действии (бездействии) — сокрытии в крупном размере денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Субъект преступления специальный — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, имеющее статус индивидуального предпринимателя, собственник имущества организации, руководитель организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, связанные с распоряжением ее имущества [13,с.309].

 

1.4. Налоговая,  административная и уголовная  ответственность за нарушения  налогового законодательства

 

Ответственность за нарушение законодательства о  налогах и сборах– это охранительное правоотношение, возникающие на основании законодательства о налогах и сборах между государством и нарушителем законодательства относительно возложения на виновного субъекта дополнительной обязанности, связанной с лишениями личного и материального характера [14,с.209].

Решение о привлечении  налогоплательщика к ответственности  за совершение налогового правонарушения может быть вынесено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки.

 В НК РФ установлены следующие условия привлечения к ответственности за налоговые правонарушения:

1. Никто не может быть  привлечен к ответственности  за налоговые правонарушения  иначе как по основаниям и  в порядке, предусмотренным НК  РФ.

2. Никто не может быть  привлечен к ответственности  повторно за совершение одного  и того же налогового правонарушения.

3. Предусмотренная НК  РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом,  наступает в случае, если оно  не содержит признаков состава  преступления, предусмотренного уголовным  законодательством РФ.

4. Привлечение юридического  лица к ответственности за  совершение налогового правонарушения  не освобождает должностных лиц  от административной, уголовной  и иной ответственности, предусмотренной  законами РФ.

5. Привлечение налогоплательщика  к ответственности за совершение  налогового правонарушения не  освобождает его от обязанности  уплатить причитающиеся суммы  налога и пени.

6. Лицо считается невиновным  в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет  доказана в предусмотренном федеральным  законом порядке и установлена  вступившим в законную силу  решением суда.

Налоговое законодательство выделяет несколько видов обстоятельств, которые принимаются во внимание при рассмотрении вопроса об ответственности  плательщика.

Как и во многих других отраслях права, налоговое право содержит перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного обстоятельств, указанных в ст.109 НК РФ (рис.5).


 




 




 

 

 

 

 

 

Рис.5. Перечень обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

Источник: схема  составлена автором на основании  ст.109 НК РФ.

В соответствии со ст.113 НК РФ, срок давности привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения составляет 3 года, по истечении которого налогоплательщик не может быть привлечен  к ответственности за его совершение.

При этом срок исковой давности исчисляется двумя способами:

1) со дня, следующего  за окончанием налогового периода,  в котором было совершено налоговое  правонарушение (применяется в отношении  налоговых правонарушений, предусмотренных  ст.120 и 122 НК РФ);

2) со дня совершения  налогового правонарушения (применяется  в отношении всех остальных  налоговых правонарушений).

Также в НК РФ предусмотрены  обстоятельства, смягчающие ответственность  за нарушение налогового законодательства. К таким обстоятельства относятся:

1) совершение правонарушения  вследствие стечения тяжелых  личных или семейных обстоятельств  (применяется только в отношении  к физическим лицам);

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное  положение физического лица, привлекаемого  к ответственности;

4) иные обстоятельства, которые  налоговым органом или судом  могут быть признаны смягчающими  ответственность.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению  с размером, установленным соответствующей  статьей НК РФ.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее  привлекаемым к ответственности  за аналогичное правонарушение. При наличии отягчающих обстоятельств размер штрафа увеличивается на 100%. Если одно и то же лицо совершило два и более налоговых правонарушения, то налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Согласно НК РФ и КоАП РФ, единственной мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является санкция, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов). А в УК РФ помимо штрафов за нарушение налогового законодательства предусмотрены принудительные работы и лишение свободы.

В ст.111 НК РФ определено три  основания, исключающих вину лица в  совершении налогового правонарушения. Этот перечень является исчерпывающим (рис.6) [10,с.214].


 


 


 

 

 

 

 

 

 

Рис.6. Перечень оснований, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения

Источник: схема  составлена автором на основании  ст.111 НК РФ.

Налоговая ответственность  регулируется главами 16 и 18 НК РФ. В  этих главах приводится исчерпывающий  перечень составов противоправных деяний, являющихся нормативным основанием для наступления налоговой ответственности  за совершение противоправных деяний в налоговой сфере  (приложение 2).

Наложение налоговой санкции  носит имущественный характер и  связано с принудительным изъятием части собственности налогоплательщика. Согласно КРФ и НК РФ взыскание  штрафов за совершенные налоговые  правонарушения производится только в  судебном порядке.

До обращения в суд  налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно  уплатить сумму налоговой санкции. Если эта процедура не выполнена, то суд возвращает исковое заявление  согласно п.1 ст.108 АПК РФ по основанию  несоблюдения истцом досудебного порядка  урегулирования спора с ответчиком.

Налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании  санкции не позднее шести месяцев  со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Исковое заявление в отношении  юридического лица или индивидуального  предпринимателя подается в арбитражный  суд, а в отношении физического  лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции [14,с.282]. 

За совершение административных правонарушений в сфере налогообложения  в настоящее время применяются меры административной ответственности в форме административного штрафа (приложение 3).

Как уже отмечалось ранее, субъектами административной ответственности за совершение норм налогового законодательства о налогах и сборах являются должностные лица организации.

Должностное лицо организации  привлекается к административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в сфере налогообложения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, выразившимся в нарушении руководимой им организации норм налогового законодательства. В отдельных случаях в качестве субъектов административной ответственности в КоАП РФ названы физические лица (индивидуальные предприниматели) и организации.

Назначение административного  наказания юридическому лицу не освобождает  от административной ответственности  за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение  к административной или уголовной  ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее  административное правонарушение, от административной ответственности  и ограничиться устным замечанием [14,с.303].

Особенности совершения отдельных  противоправных деяний в налоговой  сфере, размеры и характер нанесенного  посредством их ущерба обусловили необходимость  отнесения их к группе наиболее опасных  противоправных посягательств –  преступлений. В отношении указанной  категории деяний был введен специальный  термин «налоговое преступление».

Уголовная ответственность  за совершение налоговых преступлений является самым тяжелым видом  ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (приложение 4).

Уголовная ответственность  характеризуется следующими юридическими особенностями:

1) субъектами являются  только юридические лица;

2) осуществляется только  в судебном порядке;

3) применяется за наиболее  общественно опасные деяния;

4) предусматривает строгие  меры государственного принуждения;

5) производство по делам  о налоговых преступлениях осуществляется  подразделениями по налоговым  преступлениям МВД.

Мерами наказания в  рамках уголовной ответственности  за совершение налоговых преступлений являются в основном пени и штрафы. По закону не всякая недоимка признается преступлением. Для возбуждения  уголовного дела важен размер налогового долга. Уголовному преследованию подвергаются два вида неуплат: в крупном и  особо крупном размерах.

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд 500 000 рублей,  при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 500 000 рублей. А особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд 2 500 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7 500 000 рублей [14,с.308].

Вывод. Исходя из анализа главы 1,нужно отметить, что выделяют три вида нарушений законодательства о налогах и сборах: налоговые правонарушения, налоговые проступки и налоговые преступления, за которые предусмотрены три вида юридической ответственности - налоговая, административная и уголовная. Таким образом, в законодательстве о налогах и сборах необходимо урегулировать вопрос о разграничении налоговых правонарушений предусмотренных НК РФ и КоАП РФ, так как дублирование положений этих двух кодексов создает затруднения при применении статьей к налоговому правонарушению.

 

 

 

 

Глава 2. Совершенствование механизма привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства в РФ

2.1. Обзор и анализ арбитражной и судебной практики в РФ по вопросам нарушения законодательства о налогах и сборах

 

Рассмотрим подробно на примерах, как привлекаются к ответственности участники налоговых отношений по налоговым правонарушениям, налоговым проступкам и налоговым преступлениям и какие решения выносит суд.

Пример 1.

12 декабря 2012 была рассмотрена кассационная жалоба № А12-5212/2012 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области.

Согласно решению  арбитражного суда Волгоградской области от 16.05.2012 и постановлению Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012, заявление ОАО «Капустник» о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области от 06.02.2012 N 98 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения удовлетворено.

Причиной обращения в  суд ОАО «Капустник» состояла  следующем, инспекция направила обществу требование, в котором предложила налогоплательщику в десятидневный срок представить документы, подтверждающие правомерность отражения в разделе 7 налоговой декларации "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения). Кроме того, в указанном требовании инспекция запросила также книги покупок, книги продаж, оборотно-сальдовые ведомости, счета-фактуры, договора займов и т.п.

Непредставление налогоплательщиком в установленный срок истребованных  документов явилось основанием для  составления налоговым органом  акта налоговой проверки и вынесения решения о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде 800 рублей штрафа.

Суды пришли к выводу о том, что нормами Кодекса и иными актами законодательства о налогах и сборах не предусмотрено представление документов, которые были запрошены по данному делу.

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.05.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 по делу N А12-5212/2012 оставить без изменения кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области - без удовлетворения.

Пример 2.

12 мая 2011 г. было рассмотрено обращение налоговой инспекции в арбитражный суд  N 12953/2011 по Краснодарскому краю.

Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества – банка.

Решением инспекции банк привлечен к налоговой ответственности  по пункту 1 статьи 132 Налогового кодекса  Российской Федерации в виде 50 000 рублей штрафа и статье 134 Кодекса в виде 2 895 269 рублей 52 копеек штрафа. На основании указанного решения инспекция выставила требование об уплате 2 945 269 рублей 52 копеек налоговых санкций.

Информация о работе Совершенствование механизма привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства в РФ