Совершенствование механизма привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование теоретических основ нарушений законодательства о налогах и сборах, а также проведение анализа арбитражной и судебной практики по вопросам налоговых правонарушений.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
1) рассмотреть классификацию и виды нарушений законодательства о налогах и сборах;
2) изучить особенности нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
3) раскрыть отличия налоговых правонарушений, налоговых проступков и налоговых преступлений;
4) рассмотреть ответственность за нарушение налогового законодательства;

Содержание

Введение…………………………………………………………………...
3
Глава 1.
Теоретические основы нарушений налогового законодательства в РФ……………………………………….

5
1.1.
Классификация и виды нарушений законодательства о налогах и сборах……………………………………………….

5
1.2.
Элементы состава нарушений налогового законодательства……………………………………………..

12
1.3.
Налоговые правонарушения, налоговые проступки и налоговые преступления…………………………………….

20
1.4.
Налоговая, административная и уголовная ответственность за нарушения налогового законодательства………………………………………………


36
Глава 2.
Совершенствование механизма привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства в РФ………………………………………


44
2.1.
Обзор и анализ арбитражной и судебной практики в РФ по вопросам нарушения законодательства о налогах и сборах…………………………………………………………


44
2.2.
Проблемы ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах в РФ………………………………………………………………


53
2.3.
Механизм привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства в РФ и пути его совершенствования….………………………………………..


59
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 172.13 Кб (Скачать файл)

-нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

-нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе;

-нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации;

-нарушение сроков представления налоговой декларации;

-непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

-нарушение порядка открытия счета налогоплательщику; 
         -нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса);

-неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

-неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда;

-грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности [5,c.198].

КоАП РФ устанавливает исчерпывающий перечень видов налоговых проступков, административных наказаний за эти проступки, порядок производства по делам об административных правонарушениях и использования постановлений о назначении административных наказаний, содержит нормы и положения, разработанные с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, Конституции РФ и российского законодательства.

Уголовные правонарушения в сфере законодательства о налогах  и сборах (налоговые преступления) – это виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие) в сфере налогообложения, за совершение которого  УК РФ предусмотрено наказание [10,c.227].

 К таким правонарушениям  относятся:

- уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица;

-уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации;

- неисполнение обязанностей налогового агента;

-сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов [16, с.114].

Как и любое правонарушение, налоговое преступление имеет свои отличительные признаки (рис.2).




 

 

Рис.2. Отличительные признаки налоговых преступлений

Источник: схема  составлена автором.

Общественная  опасность деяния является признаком налогового преступления, раскрывающим его социальную сущность. Она проявляется в том, что общественно опасное деяние причиняет вред или создает угрозу его причинения как напрямую – налоговой системе и государству, так и непосредственно - создают угрозу причинения вреда личности и обществу.

Противоправность означает запрещенность деяния уголовным законодательством. Значение данного признака состоит в том, что от его соблюдения зависит реализация принципа законности.

Виновность как признак означает необходимость наличия вины в действиях лиц. Общественно опасное деяние признается преступлением лишь с учетом психического отношения лица к действию (бездействию) и преступным последствием в форме умысла или неосторожности.

Наказуемость как признак заключается в угрозе применения наказания при нарушении норм уголовного законодательства, запрещающих совершать те или иные деяния. Таким образом, только запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания деяние признается преступлением [10,с.228].

 

    1. Элементы состава нарушений налогового законодательства

 

 У каждого конкретного  нарушения есть свой собственный  фактический состав, который является  основанием юридической ответственности.

Состав нарушения  налогового законодательства - это условия, закрепленные в законе, при выполнении которых в совокупности деяние участника налоговых отношений оценивается как нарушение, влекущее наложение взысканий.

Состав налогового правонарушения образуют четыре элемента (рис.3.).




 

Рис.3. Элементы состава  налогового правонарушения

Источник: схема  составлена автором.

Объект налогового правонарушения составляют охраняемые законодательством общественные отношения, складывающиеся в налоговой сфере. Объектом правонарушения является то, на что оно посягает, чему причиняет или может причинить какой-либо вред. Налоговые правонарушения характеризуются общностью объекта посягательств — это фискальная компетенция государства и его законные интересы в налоговых отношениях, охраняемые налоговым законодательством. Общим объектом налоговых правонарушений могут быть как материальные, так и процессуальные права государства: нарушения налогового законодательства препятствуют полноценному формированию доходных частей бюджетов и внебюджетных фондов, не позволяют осуществлять налоговый контроль, нарушают права законопослушных налогоплательщиков и т. д.

Непосредственными объектами  конкретного налогового правонарушения могут являться императивно установленные отношения по взиманию налогов и сборов, отношения по осуществлению налогового контроля, а также в случаях, прямо предусмотренных НК РФ, — отношения в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей.

Объективная сторона  налоговых правонарушений представляет собой совокупность признаков противоправных деяний, предусмотренных нормами налогового права и характеризующих внешнее отражение (проявление) налоговых правонарушений в реальной действительности. Основания привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, а также за нарушения банками законодательства о налогах и сборах установлены НК РФ.

Признаки противоправности деяний можно подразделить на обязательные и факультативные.

Обязательными признаками объективной  стороны налоговых правонарушений следует считать: само противоправное деяние и его результат, наличие  причинной связи между деянием  и результатом (последствиями). Нарушитель налогового законодательства подлежит ответственности только в том  случае, если наступившие общественно  опасные последствия находятся в прямой причинной связи с совершенным противоправным деянием. Относительно налоговых правонарушений с материальным составом следует учитывать, что отсутствие причинной связи является основанием для освобождения лица от налоговой ответственности.

Факультативными признаками объективной стороны налоговых  правонарушений являются место, способ, обстановка, время, систематичность  и повторность совершения правонарушения.

Обстановка совершения правонарушения учитывается для квалификации ряда налоговых правонарушений.

Время совершения налогового правонарушения имеет важное значение для его квалификации, поскольку позволяет определить налоговый период, в котором произошло нарушение, и, таким образом, правильно выбрать норму налогового права, подлежащую применению.

Систематичность также названа  законодателем в качестве одного из признаков налогового правонарушения. Например, п. 3 ст. 120 НК РФ квалифицирует  грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения  через систематическое несвоевременное  или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Повторность совершения налогового правонарушения отнесена НК РФ к квалифицирующим  признакам, влияющим на размер налоговой  санкции.

 Деяния, составляющие объективную сторону налоговых правонарушений, могут выражаться как в действиях, так и в бездействии. Относительно налоговых правонарушений юридическая характеристика бездействия не отличается от противоправного действия, поскольку сущность бездействия в налоговом праве заключается в несовершении фискально-обязанным лицом императивных предписаний правовых норм, хотя оно обязано и может их совершить. Совершая правонарушение в форме бездействия, субъект налоговых отношений не уплачивает причитающиеся налоги, не сдает декларации в налоговые органы, не ведет финансовый учет и т. д. В таком случае недобросовестный участник налоговых правоотношений подлежит ответственности за юридическое бездействие, выразившееся в невыполнении действий, установленных законодательством о налогах и сборах.

Субъектом налогового правонарушения является лицо, совершившее нарушение налогового законодательства и которое в соответствии с действующим законодательством может быть привлечено к ответственности.

 Субъекты налоговых правонарушений подразделяются на общие и специальные. Общий субъект определяется на основании положений НК РФ.                 

 Поскольку налоговые правонарушения совершаются физическими лицами и организациями, то общими субъектами налоговых правонарушений могут быть:

1) налогоплательщики: российские организации, иностранные и международные организации, созданные на территории Российской   Федерации  филиалы   и   представительства  иностранных и международных организаций, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

2) плательщики сборов;

3) налоговые агенты: российские и иностранные организации, а также индивидуальные предприниматели;

4) законные представители налогоплательщика — физического лица;

5) свидетели, переводчики, эксперты, специалисты и иные фискально-обязанные лица;

6) организации и физические лица, являющиеся адресатами установленных налоговым законодательством императивов (ограничений и властных предписаний), непосредственно не связанных с уплатой налогов и сборов.

Специальным субъектом налогового правонарушения может быть только лицо, прямо названное в норме НК РФ, описывающей конкретный состав налогового правонарушения. Например, субъектом такого правонарушения, как  уклонение от постановки на учет в  налоговом органе, может быть только организация или индивидуальный предприниматель.

Общая и специальная правосубъектность взаимосвязаны и взаимообусловлены. В определенных составах налоговых правонарушений специальная правосубъектность дополняет, развивает или конкретизирует общую, но не изменяет сущности общей правосубъектности. Установление состава других налоговых правонарушений требует выявления более сложной конструкции взаимодействия специальной и общей правосубъектности, когда специальная правосубъектность не только конкретизирует общую, но и тем самым видоизменяет и ограничивает ее.

По общему правилу ст. 107 НК РФ ответственности подлежат общие  субъекты, если норма НК РФ, описывающая  определенный вид налогового правонарушения, не содержит требований о наличии у субъекта специальных признаков, отражающих какие-либо характерные особенности.

Физические лица могут  быть привлечены к ответственности  за нарушения законодательства о  налогах и сборах с 16-летнего возраста. Кроме возраста, на возможность отнесения  физического лица к субъектам  налоговой ответственности влияют еще два обстоятельства. Во-первых, привлекаемое лицо должно быть вменяемым, т. е. понимать значение своих действий и руководить ими. Во-вторых, на момент совершения налогового правонарушения физическое лицо должно обладать гражданской  дееспособностью, необходимой для  исполнения обязанности по уплате налогов. По общему правилу, установленному ст. 21 ГК РФ, способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для  себя гражданские обязанности и  исполнять их возникает в полном объеме с 18-летнего возраста. Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным в случае, если он работает по трудовому договору, контракту, занимается предпринимательской деятельностью, либо вступил в брак до наступления совершеннолетия. Одновременно следует учитывать, что несовершеннолетний может быть ограничен или лишен дееспособности на основаниях, предусмотренных ГК РФ. Следовательно, недееспособность влечет отсутствие вины в действиях правонарушителя и, следовательно, отсутствие субъективной стороны налогового правонарушения. В таком случае привлечь физическое лицо к ответственности за нарушения налогового законодательства невозможно.

Законный представитель  налогоплательщика — физического  лица может являться субъектом налогового правонарушения только в случае не совершения тех действий, которые он обязан был осуществить в силу приобретенного статуса представителя.

Субъективная  сторона налогового правонарушения представляет собой совокупность признаков, отражающих внутреннюю сторону противоправного деяния (действия или бездействия) и характеризующих внутренние психические процессы, происходящие в сознании правонарушителя относительно содеянного и его последствий.

Принцип привлечения к  юридической ответственности только за совершение виновного деяния является исходным началом всех публичных  отраслей права, в том числе и  налогового права. Согласно п. 1 ст. 110 НК РФ налоговое правонарушение может быть совершенно умышленно или по неосторожности.

Налоговое     правонарушение     признается     совершенным  умышленно при наличии совокупности следующих признаков:

1) правонарушитель сознавал общественную опасность своих действий или бездействия;

2) правонарушитель желал или сознательно допускал наступление вредных последствий в результате осуществления своих действий (бездействия).

НК РФ предусматривает две формы вины — прямой умысел и косвенный умысел, различаемые между собой только по волевому критерию. Интеллектуальный критерий умысла в налоговых правонарушениях одинаков. Сущность налогового правонарушения, совершенного в форме прямого умысла, заключается в том, что лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия) и желало наступления вредных последствий в результате осуществления своих действий (бездействия). Сущность налогового правонарушения, совершенного в форме косвенного умысла, выражается в том, что правонарушитель хотя и не желал наступления вредных последствий, но сознательно допускал их появление в результате осуществления своих действий (бездействия).

 Вина в форме умысла является необходимым элементом для установления ряда составов налоговых правонарушений.

 Неосторожная форма вины не подразделяется в налоговом праве на какие-либо виды и по своей сущности во многом совпадает с преступной небрежностью. Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности при наличии следующего признака: правонарушитель не осознавал общественную опасность своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, причиняемых своим деянием, в то время как должен был или мог это осознавать.

 Неосторожная форма вины присутствует в тех налоговых правонарушениях, которые совершаются, как правило, вследствие недостаточной квалификации бухгалтеров, недисциплинированности, низкого уровня внутриведомственного финансового контроля и т. д.

Информация о работе Совершенствование механизма привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства в РФ