Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:02, лекция

Краткое описание

Законодательство РФ о налогах и сборах относится к публично-правовым отраслям законодательства, которому присущи: неравенство сторон, наличие субординации властных отношений, зависимость одной из сторон от волеизъявления другой, высшей иерархии. Российское законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный, субфедеральный и местные бюджеты, а также определяет основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по их уплате.

Вложенные файлы: 1 файл

Nal_proverka.docx

— 109.17 Кб (Скачать файл)

 

По истечении двух недель с момента  окончания срока представления  соответствующей декларации налоговый  орган формирует список налогоплательщиков, не представивших отчетность, а также  проекты решений о приостановлении  операций по счетам налогоплательщика.

 

Налогоплательщик может попасть  в ситуацию, когда налоговый орган  отказывает в принятии налоговой  отчетности организации из-за отсутствия отметки (штампа) территориального органа статистики о представлении ему  бухгалтерской отчетности. Такие  требования налоговиков не соответствуют  законодательству (см. Письмо Минфина  России от 18 декабря 2004 г. N 16-00-10/3).

 

Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством  о налогах и сборах сроки.

    1. Форма налоговой декларации (расчета) для камеральной проверки.

В соответствии с п. 7 ст. 80 НК РФ формы  налоговых деклараций (расчетов) и  порядок их заполнения утверждаются Минфином России, если иное не предусмотрено  НК РФ.

Абзацем 19 п. 4 ст. 1 Закона N 268-ФЗ данный пункт дополнен новым положением, согласно которому форматы представления  налоговых деклараций (расчетов) в  электронном виде утверждаются федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области  налогов и сборов, на основании  форм налоговых деклараций (расчетов) и порядков их заполнения, утвержденных Минфином России.

 

Минфин России не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с  исчислением и (или) уплатой налогов  и сборов, за исключением:

 

1) вида документа: первичный  (корректирующий);

 

2) наименования налогового органа;

 

3) места нахождения организации  (ее обособленного подразделения)  или места жительства физического  лица;

 

4) фамилии, имени, отчества физического  лица или полного наименования  организации (ее обособленного  подразделения);

 

5) номера контактного телефона  налогоплательщика.

 

В случае отсутствия в представленных налоговых декларациях и бухгалтерской  отчетности какого-либо из вышеуказанных  реквизитов сотрудник отдела работы с налогоплательщиками должен в  устной форме предупредить налогоплательщика  или его представителя об этом и предложить внести необходимые  изменения.

В соответствии с п. 2.4 Регламента при  отказе налогоплательщика (его представителя) внести необходимые изменения в  налоговые декларации и бухгалтерскую  отчетность на стадии приема, а также  в случае представления налоговых  деклараций и бухгалтерской отчетности по почте и отсутствия в них  какого-либо из вышеуказанных реквизитов налоговый орган в трехдневный  срок с даты регистрации должен письменно  уведомить налогоплательщика о  необходимости представления им документа по форме, утвержденной для данного документа, в следующих случаях:

 

- отсутствия в представленных  налогоплательщиком налоговых декларациях  и бухгалтерской отчетности какого-либо  из вышеуказанных реквизитов;

 

- если имеет место нечеткое  заполнение отдельных реквизитов  документа, делающее невозможным  их однозначное прочтение, заполнение  их карандашом, наличие не оговоренных  подписью налогоплательщика (руководителя  и главного бухгалтера организации-налогоплательщика)  или его представителя исправлений; 

 

- составления налоговых деклараций  и бухгалтерской отчетности на  иных языках, кроме русского;

 

- несовпадения сведений о постоянно  действующем исполнительном органе  юридического лица и сведений  о руководителе юридического  лица, подписавшем налоговую декларацию  и бухгалтерскую отчетность, содержащихся  в Едином государственном реестре  юридических лиц.

 

    1. Прием уточненной налоговой декларации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговый орган  не вправе отказать налогоплательщику  в принятии налоговой декларации (расчета).

 

Положениями статьи 81 Кодекса предусмотрено  право налогоплательщиков представлять в налоговые органы уточненные декларации (расчеты) и это право не ограничено сроком.

 

Таким образом, в случае представления  в текущем году налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за периоды, по которым истек срок исковой давности, налоговый орган  не вправе ему отказать в принятии такой декларации (расчета).

 

В соответствии со статьей 87 Кодекса  налоговой проверкой могут быть охвачены три календарных года деятельности налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), непосредственно  предшествовавшие году проведения проверки. Следовательно, проведение контрольных мероприятий с истребованием документов в отношении поданной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за периоды, по которым истек срок исковой давности, не представляется возможным.

Согласно положениям статьи 78 Кодекса  сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих  платежей налогоплательщика по этому  или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в  установленном указанном статьей  порядке. При этом заявление о  зачете суммы излишне уплаченного  налога может быть подано в течение  трех лет со дня уплаты указанной  суммы.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) к уменьшению за период, который  в соответствии со статьей 87 Кодекса  не может быть охвачен камеральной  налоговой проверкой, а также  в случае подачи налогоплательщиком в налоговый орган заявления  о зачете суммы излишне уплаченного  налога в порядке, предусмотренном  статьей 78 Кодекса, возможно возникновение  коллизии норм статей 78 и 87 Кодекса, в  части применения установленных  ими сроков. С одной стороны, не представляется возможным проведение полноценных контрольных мероприятий  в отношении поданной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета), с другой - срок подачи заявления  о зачете излишне уплаченной суммы  налога может еще не истечь.

 

На основании изложенного налоговый  орган обязан принять данную уточненную налоговую декларацию (расчет), а  поданное налогоплательщиком заявление  о зачете суммы излишне уплаченного  налога может быть рассмотрено с  учетом самостоятельно представленных налогоплательщиком подтверждающих документов, с последующим вынесением решения  в соответствии с нормами статей 78 и 87 Кодекса.

Согласно пункту 2.5.1 Регламента принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых  органов данных, представляемых налогоплательщиками  налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской  отчетности, утвержденного Приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76, не позднее  рабочего дня, следующего за датой принятия, данную уточненную налоговую декларацию (расчет) необходимо зарегистрировать.

 

В программном комплексе "Система  ЭОД местный уровень" существует возможность регистрации налоговых  деклараций (расчетов), бухгалтерской  отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, без создания строк начислений налога (сбора) в карточке расчета  с бюджетом. Данная функция реализована  в режиме "Регистрация входящих документов/Входящие документы" через  подрежим "Регистрация нового документа". Таким образом, уточненную налоговую  декларацию (расчет) за отчетный период, по которому истек срок исковой давности, полученную в текущем году и последующие  годы, инспектор обязан зарегистрировать. В случае если налоговый орган  принял решение об отказе зачета сумм излишне уплаченного налога, то данная налоговая декларация (расчет) будет  только зарегистрирована.

 

В противном случае инспектору необходимо:

- аннулировать регистрацию данной  уточненной налоговой декларации (расчета), при этом ввести обоснование  аннулирования;

- вновь зарегистрировать принятую  уточненную налоговую декларацию (расчет) через режим "Документы  с начислениями, отсрочками, рассрочками  и зачетами" с одновременным  созданием строк начислений налога (сбора) в карточке расчета  с бюджетом.

 

Виды иных документов (помимо налоговой декларации), представляемых при камеральной налоговой проверке.

Согласно ст. 313 НК РФ налоговый  учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей  налогообложения хозяйственных  операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения  информацией внутренних и внешних  пользователей для контроля за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Учитывая вышеизложенное, налоговым  органом при проведении камеральной  налоговой проверки могут быть истребованы  первичные документы для проверки правильности исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие данные налогового учета".

Так, истребование документов допускается  в следующих случаях.

1. При проведении камеральных  налоговых проверок налоговые  органы вправе также истребовать  в установленном порядке у  налогоплательщиков, использующих  налоговые льготы, документы, подтверждающие  право этих налогоплательщиков  на эти налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).

2. При подаче налоговой декларации  по налогу на добавленную стоимость,  в которой заявлено право на  возмещение налога, налоговый орган  вправе истребовать у налогоплательщика  документы, подтверждающие в соответствии  со ст. 172 НК РФ правомерность  применения налоговых вычетов  (п. 8 ст. 88 НК РФ).

3. При проведении камеральной  налоговой проверки по налогам,  связанным с использованием природных  ресурсов, налоговые органы вправе  помимо документов, указанных в  п. 1 ст. 88 НК РФ, истребовать у налогоплательщика  иные документы, являющиеся основанием  для исчисления и уплаты налогов  (п. 9 ст. 88 НК РФ).

 

 

Порядок и сроки представления иных документов (помимо налоговой декларации) при проведении камеральной налоговой проверки.

В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное  лицо налогового органа, проводящее налоговую  проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы  посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о  представлении документов.

При этом п. 3 ст. 93 НК РФ устанавливает  сроки представления документов по требованию налогового органа. Заметим, что срок изменяется. Если до вступления в силу Закона N 137-ФЗ он составлял  пять дней, то после вступления в  силу Закона N 137-ФЗ он составляет 10 дней.

Кроме этого, п. 3 ст. 93 НК РФ установлено, что в случае, если проверяемое  лицо не имеет возможности представить  истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении  документов, письменно уведомляет проверяющих  должностных лиц налогового органа о невозможности представления  в указанные сроки документов с указанием причин, по которым  истребуемые документы не могут  быть представлены в установленные  сроки, и о сроках, в течение  которых проверяемое лицо может  представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения  такого уведомления руководитель (заместитель  руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления  продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное  решение.

В п. 4 ст. 93 НК РФ теперь прямо прописано, что отказ проверяемого лица от представления  запрашиваемых при проведении налоговой  проверки документов или непредставление  их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

 

Сроки представления документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках при проведении камеральной налоговой проверки.

В п. 1 ст. 93.1 НК РФ закреплено, что должностное  лицо налогового органа, проводящее налоговую  проверку, вправе истребовать у контрагента  или у иных лиц, располагающих  документами (информацией), касающимися  деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

 

Исходя из изложенного такая  информация (документы) может быть затребована  при проведении и камеральной  налоговой проверки.

 

В п. 3 ст. 93.1 НК РФ установлено, что  налоговый орган, осуществляющий налоговые  проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение  об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый  орган по месту учета лица, у  которого должны быть истребованы указанные  документы (информация).

Информация о работе Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения