Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:02, лекция

Краткое описание

Законодательство РФ о налогах и сборах относится к публично-правовым отраслям законодательства, которому присущи: неравенство сторон, наличие субординации властных отношений, зависимость одной из сторон от волеизъявления другой, высшей иерархии. Российское законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный, субфедеральный и местные бюджеты, а также определяет основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по их уплате.

Вложенные файлы: 1 файл

Nal_proverka.docx

— 109.17 Кб (Скачать файл)

По результатам выездной налоговой  проверки составляются:

 

1)   справка о проведённой  налоговой проверке;

 

2)   акт выездной налоговой  проверки;

 

3)   решение (если в ходе  проверки были обнаружены нарушения  налогового законодательства).

Пребывание проверяющих на территории проверяемого налогопла тельщика завершается  составлением справки о проведённой  выездной налоговой проверки, форма  которой установлена в Приложении № 3 к Инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г. № 60.

 

Составление такой справки предусмотрено  ст. 89 НК РФ (последний абзац), но в  данной статье ничего не говорится  о том, что копия справки вручается  налогоплательщику либо что налогоплательщик дол жен быть ознакомлен со справкой. После подписания справки доступ проверяющих на территорию налогоплательщика  возможен только с его добровольного  согласия, даже если не истёк срок проведения проверки.

Акт выездной налоговой проверки составляется не позднее двух месяцев с момента  составления справки о проведённой  проверке.

Есть общие требования к составлению  акта (согласно Инструкции):

 

– составляется на бумажном носителе на русском языке;

 

– должен иметь сквозную нумерацию  страниц;

 

– не допускаются помарки, подчистки  и иные исправления, за ис ключением  исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписавших акт;

 

– все стоимостные показатели, выраженные в иностранной валю те, подлежат отражению в акте с одновременным  указанием их рублёво го эквивалента  по курсу, установленному Банком России;

 

– при использовании в тексте сокращённых наименований и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием  в скобках его сокращённого наименования или аббревиатуры;

 

– составляется в двух экземплярах, один из которых остаётся на хранении в налоговом органе, а другой передаётся руководителю проверяемой организации  либо индивидуальному предпринимателю (их пред ставителям).

 

При выявлении обстоятельств, позволяющих  предполагать нарушения налогового законодательства, содержащие признаки преступления, акт составляется в  трёх экземплярах. Третий экземпляр  акта приобщается к материалам, направляемым в органы налоговой полиции (п. 3 ст. 32 НК РФ).

К содержанию акта также предъявляются  определённые требования. Акт должен состоять из вводной, описательной и  итоговой части.

Во вводной части указываются  общие сведения о проводимой проверке и проверяемом налогоплательщике, его филиале или предста вительстве (в случае проведения соответствующей  проверки).

Описательная часть акта должна содержать систематизированное  изложение документально подтверждённых фактов налоговых правона рушений, выявленных в ходе проверки, или  указание на отсутствие таковых.

Итоговая часть акта содержит:

 

– сведения об общих суммах выявленных при проверки неуплаченных (не полностью  уплаченных) налогов и сборов в  результате занижения налоговой  базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия); о налогах и сборах, исчисленных в завышенных размерах, с разбивкой по видам и налоговым периодам, а также обобщённые сведения о других фактах налоговых и иных правонарушений;

 

– предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

 

 

 

 

 

 

 

Ответственность за непредставление  налоговой декларации.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее  – НК РФ) на налогоплательщика возложена  обязанность представлять в установленном  порядке в налоговый орган  по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность  предусмотрена законодательством  о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому  налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством  о налогах и сборах.

Согласно пункту 6 статьи 80 НК РФ налоговая  декларация (расчет) представляется в  установленные законодательством  о налогах и сборах сроки.

 

В случае неисполнения обязанности  по представлению налоговой декларации, налогоплательщик подлежит привлечению  к ответственности на основании  статьи 119 НК РФ.

 

Так, пунктами 1 и 2 статьи 119 НК РФ установлено, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством  о налогах и сборах срок налоговой  декларации в налоговый орган  по месту учета влечет взыскание  штрафа в размере 5 процентов суммы  налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и  не менее 100 рублей. При этом непредставление  налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение  более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.

 

 

 

Ответственность за непредставление  налоговому органу сведений, необходимых  для осуществления налогового контроля.

1. Непредставление в установленный  срок налогоплательщиком (плательщиком  сбора, налоговым агентом) в  налоговые органы документов  и (или) иных сведений, предусмотренных  настоящим Кодексом и иными  актами законодательства о налогах  и сборах, если такое деяние  не содержит признаков налоговых  правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 настоящего Кодекса, влечет  взыскание штрафа в размере  200 рублей за каждый непредставленный  документ.

 

2. Непредставление налоговому органу  сведений о налогоплательщике,  выразившееся в отказе организации  предоставить имеющиеся у нее  документы, предусмотренные настоящим  Кодексом, со сведениями о налогоплательщике  по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от  предоставления таких документов  либо предоставление документов  с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит  признаков нарушения законодательства  о налогах и сборах, предусмотренного  статьей 135.1 настоящего Кодекса,  влечет взыскание штрафа в  размере десяти тысяч рублей.

 

Ответственность за неправомерное  несообщение сведений налоговому органу.

1. Неправомерное несообщение (несвоевременное  сообщение) лицом сведений, которые  в соответствии с настоящим  Кодексом это лицо должно сообщить  налоговому органу, при отсутствии  признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего  Кодекса, влечет взыскание штрафа  в размере 5 000 рублей.

 

2. Те же деяния, совершенные повторно  в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в  размере 20 000 рублей.

 

 

Письменные возражения по акту налоговой проверки.

Исходя из содержания и смысла ст. 101 НК РФ лицо, привлекаемое к налоговой  ответственности, имеет право представить  в налоговый орган возражения по существу правонарушения и, соответственно, должно быть уведомлено о времени  и месте рассмотрения материалов проверки, после чего руководитель налогового органа принимает решение  о привлечении к налоговой  ответственности с учетом объяснений налогоплательщика.

Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой  проверки и другие материалы налоговой  проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах  и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято  в течение 10 дней со дня истечения  срока, указанного в п.

6 ст. 100 НК РФ <*>. Указанный срок  может быть продлен, но не  более чем на один месяц. 

В п. 6 ст. 100 НК РФ установлен срок представления  письменных возражений по акту налоговой  проверки.

"Пунктами 5 и 6 статьи 100 НК РФ  предусмотрено, что по истечении  двухнедельного срока со дня  получения акта проверки в  течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового  органа рассматривает акт налоговой  проверки, а также документы и  материалы, представленные налогоплательщиком. По результатам рассмотрения  материалов проверки в течение  указанного срока руководитель (заместитель  руководителя) налогового органа  выносит решение".

Поскольку статьей 88 НК РФ не предусматривается  специального срока для вынесения  решения по результатам камеральной  налоговой проверки, такое решение  должно быть принято в пределах срока  самой проверки".

 

 

Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки.

Процедура рассмотрения материалов налоговой  проверки представляет собой рассмотрение акта налоговой проверки, других материалов налоговой проверки, дополнительных мероприятий налогового контроля, в  ходе которых были выявлены нарушения  законодательства о налогах и  сборах, а также возражений проверяемого лица (его представителя), если такие  были заявлены.

 

Целью проведения рассмотрения материалов налоговой проверки является установление следующих обстоятельств (п. 5 ст. 101 НК РФ):

 

- нарушило ли лицо, в отношении  которого был составлен акт  налоговой проверки, законодательство  о налогах и сборах

 

- образуют ли выявленные нарушения  состав налогового правонарушения;

 

- имеются ли основания для  привлечения лица к ответственности  за совершение налогового правонарушения;

 

- имеются ли обстоятельства, исключающие  вину лица в совершении налогового  правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность  за совершение налогового правонарушения.

 

Также целью проведения рассмотрения материалов налоговой проверки является установление достаточности доказательств, свидетельствующих о совершении лицом нарушений законодательства о налогах и сборах (установленных  в акте проверки), в противном  случае налоговым органом может  провести дополнительные мероприятия  налогового контроля (п.6 ст. 101 НК РФ).

 

Процедура установления дополнительных мероприятий налогового контроля.

Пунктом 6 ст. 101 НК РФ (в ред . Закона N 137- ФЗ ) установлен правовой режим  дополнительных мероприятий налогового контроля.

 

Так, в случае необходимости получения  дополнительных доказательств для  подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах  и сборах или отсутствия таковых  руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение  о проведении в срок, не превышающий  одного месяца, дополнительных мероприятий  налогового контроля.

 

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость  проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма  их проведения.

 

В качестве дополнительных мероприятий  налогового контроля могут проводиться  истребование документов в соответствии со ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы. О конкретных мерах дополнительного контроля в рамках рассмотрения результатов  налоговой проверки будет сказано  ниже .

 

Здесь же необходимо отметить, что  Закон N 137-ФЗ установил сроки проведения дополнительных мероприятий налогового контроля: один месяц и их содержание.

 

Внимание! Редакция НК РФ, действовавшая  до вступления в силу Закона N 137-ФЗ, не предусматривала пресекательных сроков для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и  не определяла их содержание.

 

Президиум ВАС РФ в п. 11 Информационного  письма от 17.03.2003 N 71 отметил, что НК РФ не устанавливает специальный срок, в течение которого должны быть проведены  дополнительные мероприятия налогового контроля и принято окончательное  решение о привлечении либо отказе в привлечении налогоплательщика  к налоговой ответственности.

 

Привлечение эксперта для проведения экспертизы при проведении мероприятий налогового контроля.

Право налоговых органов привлекать для проведения налогового контроля экспертов закреплено пп. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Как установлено п. 6 ст. 101 НК РФ, в  случае необходимости получения  дополнительных доказательств для  подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах  и сборах или отсутствия таковых  руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение  о проведении в срок, не превышающий  одного месяца, дополнительных мероприятий  налогового контроля.

 

Итак, в качестве дополнительных мероприятий  налогового контроля могут проводиться  истребование документов в соответствии со ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

Информация о работе Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения