Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:02, лекция

Краткое описание

Законодательство РФ о налогах и сборах относится к публично-правовым отраслям законодательства, которому присущи: неравенство сторон, наличие субординации властных отношений, зависимость одной из сторон от волеизъявления другой, высшей иерархии. Российское законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный, субфедеральный и местные бюджеты, а также определяет основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по их уплате.

Вложенные файлы: 1 файл

Nal_proverka.docx

— 109.17 Кб (Скачать файл)

 

Последующий контроль является неотъемлемой частью налогового контроля. Он сводится к проверке финансово- хозяйственной  деятельности организаций и физических лиц за истекший период на предмет  правильности исчисления, полноты и  своевременности поступления налоговый  и иных платежей.

 

Также различают государственный  контроль, осуществляемый государственными органами, и негосударственный, проводимый аудиторскими фирмами, внутренними  службами предприятий.

 

Формы и методы налогового контроля в Российской Федерации установлены  Налоговым кодексом РФ.

 

В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса  РФ налоговый контроль проводится посредством (формы): • налоговых проверок;

 

Налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные.  Камеральная  налоговая проверка проводится по месту  нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и  документов, представленных налогоплательщиком. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) или несоответствия и противоречия между сведениями, содержащимися в представленных налогоплательщиком документах и сведениями, содержащимися в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие пра­вильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

 

Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае, если у налогоплательщика  отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая  проверка может проводиться по месту  нахождения налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении  одного налогоплательщика может  проводиться по одному или нескольким налогам. Предметом выездной налоговой  проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий  трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение  о проведении проверки. Налоговые  органы не вправе проводить две и  более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая  проверка не может продолжаться более  двух месяцев. Указанный срок может  быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести  месяцев.

 

• получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;  • проверок данных учета  и отчетности;

 

• осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

 

• других форм, предусмотренных Налоговым  кодексом РФ.

 

Налоговый контроль осуществляется путем  применения различных приемов и  способов, а также использования  специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур налогового контроля образует методы налогового контроля.

 

Каждой форме налогового контроля присущи свои методы. Применение конкретного  метода зависит и от правового  положения и особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, его  форм, объекта и цели.

 

Методы налогового контроля:

 

- общенаучные методические приемы  исследования объектов контроля, к числу которых относятся  анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование и абстрагирование;

 

- собственные эмпирические методические  приемы, включая такие, как инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные  запуски оборудования, формальная  и арифметические проверки, встречная  проверка, способ обратного счета,  сопоставление однородных фактов, логическая проверка, сканирование, письменный и устный опросы;

 

- специфические приемы смежных  экономических наук, такие, например, как экономический анализ, экономико-математический  метод, метод теории вероятностей  и математической статистики.

    1. Принципы налогового контроля.

Принципы налогового контроля - это  «закрепленные в налоговом законодательстве руководящие начала и идеи, выражающие сущность налогового контроля и определяющие организацию и эффективное осуществление  налогового контроля, которыми должны руководствоваться субъекты налогового контроля при осуществлении ими  контрольных мероприятий в сфере  налогообложения».

 

. Принцип законности, который «означает,  во-первых, необходимость строгого  соблюдения требований предписаний  законодательных актов и основанных  на них предписаний иных правовых  актов всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности», а, во-вторых, «устанавливается запрет произвола, «самовольное» принятие решений, без учета критериев и общепринятых представлений о справедливости».

 

В рамках налогового контроля принцип  законности проявляется, в том, что, согласно ст. 1 НК РФ, полномочия налоговых  и таможенных органов, а также  формы и методы налогового контроля, его регулирование устанавливаются  исключительно НК РФ. Кроме того, согласно ст. 32 НК РФ на налоговые органы возлагается обязанность осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства и принятых в соответствии с ним нормативных актов.

 

. Принцип юридического равенства.  Данный принцип закрепляется  в Конституции РФ в ст. 19 и  заключается в том, что все  равны перед законом и судом,  и недопустимо какое-либо ограничение  в правах по признакам социальной, расовой, национальной, языковой  или религиозной принадлежности.

 

«Данный принцип закрепляется и  в Налоговом Кодексе РФ в ст. 3, которая также не допускает  какую-либо дискриминацию в налоговой  сфере по социальным, расовым, национальными  иным критериям и говорит о  формально-юридическом равенстве  налогоплательщиков перед законом  и судом, о равенстве их правовых статусов». Принцип означает запрет на установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот  в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или  места происхождения капитала (за исключением таможенных пошлин), а  также в зависимости от того, кто  является налогоплательщиком или покупателем  товаров, работ или услуг (ст. 353 НК РФ).

 

В рамках налогового контроля необходимо сказать, что по принципу юридического равенства также ни одна организация  не может быть освобождена налоговыми органами от проведения в отношении  нее мероприятий налогового контроля и предполагает единство форм, методов  проведения налогового контроля, применяемых  на всей территории России.

 

. Принцип соблюдения прав человека  и гражданина. Конституция РФ  провозгласила, что человек, его  права и свободы являются высшей  ценностью и должны соблюдаться  всеми государственными органами  и организациями (ст. 2). Данный принцип проявляется через «призму» права на судебную защиту, так как «право на правосудие есть основная гарантия, предоставляемая гражданину для реализации свобод и всего того, что связано с этой реализацией (а именно: защиты личности, имущественных прав, законных интересов и др.)».

 

Данный принцип универсален, является основным для всех отраслей российской права, поэтому, применительно к  налоговому контролю также необходимо говорить о приоритете прав и свобод человека в деятельности налоговых  органов, организаций. Также в рамках принципа соблюдения прав человека и  гражданин можно говорить о таком  принципе налогового контроля, как  принцип защиты прав налогоплательщика, который гарантируется на любом  этапе проведении мероприятий налогового контроля. Контролируемые субъекты могут  обжаловать действия и акты налоговых  органов на любой стадии осуществления  контрольной деятельности.

 

. Принцип гласности означает  открытую и доступную для всех  организаций и граждан деятельность  государственных органов, а также  возможность получения информации. В сфере налогового контроля  принцип гласности реализуется,  в частности, при официальном  опубликовании сведений о действующих  на территории России налогах  и сборах (ст. 16 НК РФ) и при исполнении  налоговыми органами своих обязанностей  по информированию налогоплательщиков  о действиях налоговых органов,  по даче разъяснений о порядке  исчисления и уплаты налогов  и сборов (ст. 32 НК РФ).

 

. Принцип соблюдения налоговой  тайны - данный принцип соответствует  требованиям соблюдения специального  режима доступа к сведениям  о налогоплательщике, полученным  должностными лицами уполномоченных  контрольных органов. Налоговую  тайну составляют любые полученные  налоговым органом сведения о  налогоплательщике, за исключением  сведений, определенных в ст. 102 НК  РФ. Налоговая тайна не подлежит  разглашению должностными лицами  уполномоченных органов, привлекаемыми  специалистами, экспертами, переводчиками  за исключением случаев, предусмотренных  законом.

 

. Принцип ответственности. Заключается  в том, что «к лицу, совершившему  правонарушение, применяются меры  налоговой, административной и иной ответственности, наступающей за нарушение правил поведения в сфере налоговых отношений». Естественно, что данный принцип является основополагающим для института ответственности за совершение налоговых правонарушений. Виды налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение установлены в гл. 16 НК РФ.

 

. Принцип презумпции невиновности  налогоплательщика. Во-первых, каждый  налогоплательщик считается невиновным  в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет  доказана в предусмотренном федеральным  законом порядке и установлена  вступившим в законную силу  решением суда. Во-вторых, обязанность  по доказыванию обстоятельств,  свидетельствующих о факте налогового  правонарушения и виновности  налогоплательщика, возлагается  на налоговые органы. В-третьих,  все неустранимые сомнения в  виновности налогоплательщика толкуются  в его пользу.

 

. Принцип независимости. В настоящее  время налоговые органы РФ  представляют собой организованную  государством единую централизованную  систему контрольных органов,  объединенную в самостоятельное  федеральное министерство, призванную  реализовывать интересы государства  в сфере налогообложения и  независимую от каких-либо организаций  или физических лиц. Органы  налогового контроля исполняют  возложенные на них задачи  во взаимодействии между собой  и с другими государственными  органами.

 

. Принцип планомерности. Под  принципом планомерности подразумевает,  что любая контрольная деятельность, для которой характерно ее  постадийное осуществление, всегда  должна быть тщательно подготовлена, а конкретные действия по проведению  контроля должны быть соотнесены  с временными рамками их осуществления.  Данный принцип призван обеспечивать  более эффективное выполнение  разработки на основе постепенного  наращивания функциональных возможностей  контроля, что позволит своевременно  корректировать разработку и  на каждом последующем этапе  оценивать целесообразность использования  решений, принятых на изначальном  этапе.

 

. Принцип объективности и достоверности.  Данный принцип обеспечивает  обоснованность и достоверность  аналитических оценок для целенаправленного контроля, а также снижения степени субъективности при принятии решений налоговым инспектором.

 

Итак, к основным принципам осуществления  налогового контроля относятся: принцип  законности, юридического равенства, соблюдения прав человека и гражданина, независимости, презумпции невиновности налогоплательщика, ответственности, соблюдения налоговой  тайны, гласности, защиты прав налогоплательщика, планомерности, объективности и  достоверности и др.

    1. Налоговый контроль как форма реализации налоговых правоотношений

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками  сборов законодательства о налогах  и сборах в порядке, установленном  НК РФ.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов  в пределах своей компетенции, проверки данных учета и отчетности, при  получении объяснений от налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора.

 

Согласно статье 32 НК РФ налоговые  органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о  налогах и сборах, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, а также вести в установленном  порядке учет организаций и физических лиц.

 

Налоговые органы вправе осуществлять контроль за соблюдением порядка  постановки на учет в налоговом органе, а также принимать решения  о привлечении к ответственности  за нарушение срока постановки на учет и за уклонение от постановки на учет в налоговом органе, в  т.ч. без проведения налоговых проверок.

Информация о работе Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения