Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:02, лекция

Краткое описание

Законодательство РФ о налогах и сборах относится к публично-правовым отраслям законодательства, которому присущи: неравенство сторон, наличие субординации властных отношений, зависимость одной из сторон от волеизъявления другой, высшей иерархии. Российское законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный, субфедеральный и местные бюджеты, а также определяет основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по их уплате.

Вложенные файлы: 1 файл

Nal_proverka.docx

— 109.17 Кб (Скачать файл)

 

Руководитель налогового органа рассматривает  выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, отраженные в акте налоговой проверки и других материалах налоговой проверки, а  также представленные проверяемым  лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту. Решение  по ним принимается в течение 10 дней со дня истечения срока представления учреждением письменных возражений по акту камеральной налоговой проверки (в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки).

 

В соответствии с п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа может быть вынесено решение:

 

- о привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения;

 

- об отказе в привлечении  к ответственности за совершение  налогового правонарушения.

 

Решение должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась  налоговая проверка (его представителю), в течение пяти дней после дня  его вынесения (п. п. 7 и 9 ст. 101 Кодекса).

 

Налогоплательщик вправе обжаловать решение налогового органа по камеральной  проверке. Он может подать апелляционную  жалобу в вышестоящий налоговый  орган (ст. 101.2 НК РФ).

  1. Понятие налоговой декларации и расчета.

Налоговая декларация представляет собой  письменное заявление налогоплательщика  об объектах налогообложения, полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговой базе, налоговых льготах, исчисленной  сумме налога и (или) других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (п. 1 ст. 80 Налогового кодекса РФ).

 

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому  налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством  о налогах и сборах (абз. 2 п. 1 ст. 80 НК РФ).

 

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика  о базе исчисления, используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа  и (или) других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа  представляется в случаях, предусмотренных НК РФ, применительно к конкретному налогу (абз. 3 п. 1 ст. 80 Налогового кодекса РФ).

 

Расчет сбора представляет собой  письменное заявление плательщика  сбора об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной  сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено  Налоговым кодексом РФ. Расчет сбора  представляется в случаях, предусмотренных  ч. 2 Налогового кодекса РФ, применительно  к каждому сбору (абз. 4 п. 1 ст. 80 Налогового кодекса РФ).

 

Налоговый агент представляет в  налоговые органы расчеты, предусмотренные  ч. 2 Налогового кодекса РФ. Указанные  расчеты представляются в порядке, установленном ч. 2 Налогового кодекса  РФ, применительно к конкретному  налогу (абз. 5 п. 1 ст. 80 Налогового кодекса  РФ).

 

Не подлежат представлению в  налоговые органы налоговые декларации (расчеты), по которым налогоплательщики  освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением  специальных налоговых режимов (п. 2 ст. 80 Налогового кодекса РФ).

 

При отсутствии финансово-хозяйственной  деятельности, а также в иных случаях, предусмотренных НК РФ, налогоплательщик представляет налоговую декларацию по упрощенной форме, утверждаемой Министерством  финансов РФ.

 

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту  учета налогоплательщика (плательщика  сбора, налогового агента) по установленной  форме на бумажном носителе или в  электронном виде в соответствии с законодательством РФ. Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего календарного года превышает 100 человек, представляют налоговые декларации в налоговый  орган в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством  РФ. Бланки налоговых деклараций (расчетов) представляются налоговыми органами бесплатно (ст. 80 Налогового кодекса РФ).

  1. Порядок и сроки представления налоговой декларации (расчета) для камеральной проверки.

Подача уточненной декларации  прекращает камеральную проверку поданной ранее декларации, но при условии, что проверка первой еще не закончена (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

 

 Новая проверка начинается  с момента подачи «уточненки».  При этом прекращение камеральной  налоговой проверки означает  прекращение всех действий налогового  органа в отношении ранее поданной  налоговой декларации (расчета).

  

 Следует отметить, что ст. 81 НК  РФ не установлен особый порядок  представления уточненной налоговой  декларации, соответственно, декларация  подается в порядке, определяемом  ст. 80 НК РФ.

 

 Сроки представления уточненных  налоговых деклараций НК РФ  не установлены, поэтому налоговые  органы не вправе отказать  в принятии таких деклараций.

 

 Документами (сведениями), полученными  в рамках прекращенной камеральной  проверки, налоговые органы праве  пользоваться в дальнейшем, например, при проведении в отношении  налогоплательщика мероприятий  налогового контроля  или выездной  налоговой проверки. Следовательно,  при подаче налогоплательщиком  уточненной декларации налоговые  органы не должны требовать  представления документов, которые  уже были сданы в рамках  первоначальной камеральной проверки.

 

Количество уточненных деклараций

 

На вопрос, сколько раз налогоплательщик может подавать уточненные декларации в ходе камеральной проверки поданной ранее декларации, Налоговый кодекс прямого ответа не дает. При отсутствии ограничения на количество подаваемых «уточненок», полагаем, делать это налогоплательщики  могут неоднократно , в зависимости  от преследуемой цели (включая и  затягивание в случае необходимости  сроков проводимых налоговиками проверок). Какой-либо ответственности налогоплательщика  за такие действия налоговым законодательством  не предусмотрено.

 

 При этом окончание камеральной  проверки поданной налоговой  декларации до момента подачи  налогоплательщиком новой, уточненной  декларации свидетельствует о  соблюдении налоговым органом требований действующего налогового законодательства, поскольку п. 9.1 ст. 88 НК РФ подразумевает прекращение проверки по ранее представленной декларации только в том случае, если новая, уточненная декларация подана до окончания проверки предыдущей

 

27.0собенности порядка  представления налоговой декларации (расчета) для камеральной проверки  через представителя, посредством  почтовых отправлений и по  телекоммуникационным каналам связи.

Согласно п. 4 ст. 80 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или  через представителя, направлена в  виде почтового отправления с  описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Напомним, что в соответствии со ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его  интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах  и сборах.

 

Внимание! Не могут быть уполномоченными  представителями налогоплательщика  должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных  внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

 

Уполномоченный представитель  налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном  гражданским законодательством  Российской Федерации.

 

Уполномоченный представитель  налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании  нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к  нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством  Российской Федерации.

 

Итак, принятие налоговых деклараций от налогоплательщиков (их представителей) производится работниками отдела работы с налогоплательщиками.

 

Датой представления налоговых  деклараций отчетности считается дата фактического представления их в  налоговый орган на бумажных носителях  или дата отправки заказного письма с описью вложения.

 

Актуальная проблема. В случае если налогоплательщик представляет отчетность посредством почтовых отправлений, одной из наиболее частых ошибок является направление налоговых деклараций письмом без описи вложения, а  также обычным заказным письмом. В таком случае налогоплательщик рискует попасть в ситуацию, когда  на него будет наложен штраф в  случае, если налоговый орган не получит письмо. Квитанция отделения  почтовой связи в данном случае не освободит от ответственности, так  как из нее не следует, что содержимым отправления является именно необходимая  форма отчетности.

 

Сотрудник налогового органа, принимающий  у налогоплательщика декларацию, должен по требованию последнего проставить на копии налоговой декларации отметку  о принятии декларации с указанием  даты.

 

Автор советует ни в коем случае не пренебрегать этим правилом - при текущем  уровне документооборота в налоговых  инспекциях декларации зачастую теряются, что может впоследствии обернуться для налогоплательщика штрафными  санкциями.

 

Сотрудники налогового органа на стадии приема налоговых деклараций подвергают визуальному контролю все получаемые документы на наличие ряда обязательных реквизитов, а именно:

 

· полного наименования (ф.и.о. физического  лица, даты его рождения) налогоплательщика;

 

· идентификационного номера налогоплательщика;

 

· кода причины постановки на учет (для юридических лиц);

 

· периода, за который представляются налоговые декларации;

 

· подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений налоговых деклараций и бухгалтерской  отчетности налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика) или его представителя.

 

В случае отсутствия в представленных налоговых декларациях какого-либо из вышеуказанных реквизитов сотрудник  отдела работы с налогоплательщиками  должен в устной форме предупредить налогоплательщика или его представителя  об этом и предложить внести необходимые  изменения.

 

Внимание! Сотрудник налогового органа не вправе отказать в принятии налоговых  деклараций, за исключением случая представления вышеуказанных документов не по установленной форме.

 

При отказе налогоплательщика (его  представителя) внести необходимые  изменения в налоговые декларации отчетность на стадии приема, а также  в случае представления налоговых  деклараций отчетности по почте, налоговый  орган в трехдневный срок с  даты регистрации должен письменно  уведомить налогоплательщика о  необходимости представления им документа по форме, утвержденной для  данного документа, в следующих  случаях:

 

- отсутствие в представленных  налогоплательщиком налоговых декларациях  какого-либо из вышеуказанных  реквизитов;

 

- нечеткое заполнение отдельных  реквизитов документа, делающее  невозможным их однозначное прочтение,  заполнение их карандашом, наличие  не оговоренных подписью налогоплательщика  (руководителя и главного бухгалтера  организации-налогоплательщика) или  его представителя исправлений;

 

- составления налоговых деклараций  на иных языках, кроме русского;

 

- несовпадения сведений о постоянно  действующем исполнительном органе  юридического лица и сведений  о руководителе юридического  лица, подписавшем налоговую декларацию  и бухгалтерскую отчетность, содержащихся  в Едином государственном реестре  юридических лиц.

 

После получения налоговой декларации она вводится в информационные ресурсы  налоговых органов и поступает  в отдел камеральных проверок (см. гл. 2 "Камеральная проверка налоговой  декларации").

 

По истечении шести дней после  установленного законодательством  о налогах и сборах срока представления  в налоговый орган налоговых  деклараций отчетности работники отдела камеральных проверок осуществляют сверку списка состоящих на учете  налогоплательщиков, обязанных представлять налоговые декларации и бухгалтерскую  отчетность в соответствующий срок, с данными об их фактическом представлении  с использованием автоматизированной системы.

 

По результатам указанной сверки отдел камеральных проверок в  соответствии с правом, предоставленным  налоговым органам п. 4 ст. 31 НК РФ, на основании письменного уведомления  вызывает в налоговый орган налогоплательщиков для дачи пояснений по обстоятельствам, связанным с неисполнением ими  законодательства о налогах и  сборах (непредставление налоговых  деклараций и бухгалтерской отчетности в установленный срок). В данном уведомлении налогоплательщику  сообщается о неисполнении им обязанности  по представлению в налоговый  орган налоговых деклараций и  бухгалтерской отчетности, а также  указывается на необходимость их представления.

Информация о работе Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения