Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:02, лекция

Краткое описание

Законодательство РФ о налогах и сборах относится к публично-правовым отраслям законодательства, которому присущи: неравенство сторон, наличие субординации властных отношений, зависимость одной из сторон от волеизъявления другой, высшей иерархии. Российское законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный, субфедеральный и местные бюджеты, а также определяет основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по их уплате.

Вложенные файлы: 1 файл

Nal_proverka.docx

— 109.17 Кб (Скачать файл)

 

Для проведения экспертизы должностное  лицо налогового органа, осуществляющее выездную налоговую проверку, должно вынести специальное постановление.

 

Для оказания содействия в осуществлении  налогового контроля в необходимых  случаях для участия в проведении конкретных действий налоговые органы могут на договорной основе привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками и не заинтересованных в исходе дела.

 

Специалисты, в частности, могут  привлекаться для участия в производстве выемки у проверяемых налогоплательщиков документов и предметов.

 

При проведении действий по осуществлению  налогового контроля могут быть вызваны  понятые в количестве не менее  двух человек. Их основная обязанность состоит в том, чтобы удостоверить в протоколе факты, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии в процессе выездной налоговой проверки.

 

Присутствие понятых, в частности, необходимо при осмотре должностными лицами налоговых органов территорий, помещений налогоплательщика, в  отношении которого проводится проверка, а также документов и предметов. Обязательно присутствие понятых  также при выемке документов и  предметов, производимой в случае отказа налогоплательщика от их предъявления при проведении налоговой проверки или не предъявления в установленный  законодательством срок.

21.Основание проведения  камеральной налоговой проверки.

Пунктом 1 ст. 88 Налогового кодекса  Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что камеральная  налоговая проверка проводится на основе налоговой декларации (расчетов) и  документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у  налогового органа.

 

В соответствии с п. 2 указанной  статьи течение трехмесячного срока  проведения камеральной налоговой  проверки исчисляется со дня представления  налогоплательщиком в налоговый  орган налоговой декларации (расчета).

 

Кодексом не предусмотрено проведение камеральной налоговой проверки на основе справки о среднесписочной  численности работников без представления  налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

 

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной им в Постановлении  от 26.06.2007 N 1580/07, довод инспекции о  допустимости осуществления налогового контроля в форме камеральной  налоговой проверки вне зависимости  от представления налоговому органу деклараций лицом, в отношении которого она проводится, не может быть признан  основанным на действующем законодательстве, поскольку в подобных случаях  налоговым органом могут быть использованы иные формы налогового контроля.

 

Пунктом 3 ст. 80 Кодекса предусмотрена  обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы сведения о  среднесписочной численности работников в сроки, установленные указанным пунктом, и по форме, утвержденной ФНС России.

 

Непредставление налоговому органу таких  сведений признается налоговым правонарушением  и влечет взыскание штрафа в размере, предусмотренном п. 1 ст. 126 Кодекса.

  1. Срок и порядок проведения камеральной проверки.

Процедура, в соответствии с которой  осуществляется камеральная проверка, определена Налоговым кодексом РФ. Начало исчисления срока её проведения – день представления налоговой  декларации.

 

 На начальном этапе лицо, производящее проверку, выполняет  ревизию необходимых реквизитов: наличие юридического наименования  организации, ИНН, надлежащих  подписей и пр.

 

 Далее инспектор ИФНС переходит  к непосредственному изучению  отчетности:

 проверяет взаимоувязку и  арифметику форм, обоснованность  применения льгот и налоговых  ставок;

 сопоставляет представленные  отчетные данные с показателями  прошлого года и других аналогичных  организаций.

 

 В тех случаях, когда проверяющим  установлены факты налоговых  правонарушений, по окончанию проверки  в течение 10 дней составляется  акт. Лицо, в отношении которого  была проведена камеральная проверка, должно получить копию данного  документа на протяжении 5 рабочих  дней (см.: пункт 5 статьи 100 и пункт  6 статьи 6.1 НК РФ), отсчитываемых  с указанной в шапке акта  даты (Письмо Минфина РФ N 03-02-07/1-172 от 06.04.2009 г.).

 

 Вручение акта камеральной  проверки может быть произведено  одним из следующих способов, свидетельствующих о дате получения  такового:

 лично налогоплательщику либо  лицу, являющемуся его представителем, под роспись;

 курьерская доставка;

 заказное письмо с уведомлением.

 

 Для представления пояснений  либо внесения соответственных  исправлений организации, получившей  уведомление, отводится 5 дней. При  этом за налогоплательщиком сохраняется  право направить в налоговый  орган ряд дополнительных документов, подтверждающих достоверность внесенных в декларацию данных (выписки из регистров бухгалтерского учета и др.).

 

 Бухгалтер фирмы может быть  приглашен в ИФНС для дачи  необходимых пояснений. Однако  какие-либо санкции за его неявку  законодательством не предусмотрены.

 

 Результаты камеральной налоговой  проверки служат основанием для  принятия руководителем налогового  органа решения о привлечении  или отказе от привлечения  проверяемого лица к ответственности  за допущенное налоговое правонарушение.

 

Срок камеральной проверки

 

 Предельный срок, в течение  которого может проводиться камеральная  проверка – три месяца со  дня получения декларации. Способ  представления отчетности (лично,  посредством телекоммуникационных  каналов связи или по почте)  в налоговый орган значения  не имеет. 

 

 Для обращения в суд по  фактам выявленных нарушений  у инспекторов ИФНС есть 6 месяцев.  Пропустив отведенный шестимесячный  срок, налоговики теряют возможность  наложения штрафных санкций на  налогоплательщика.

 

ВАЖНО! Срок для обращения в судебные инстанции считается с момента  представления декларации, а не с  момента составления акта проверки.

  1. Порядок рассмотрения представленных для проведения камеральной проверки документов.

Камеральная налоговая проверка проводится по местонахождению налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у  налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

 Камеральная налоговая проверка  проводится уполномоченными должностными  лицами налогового органа в  соответствии с их служебными  обязанностями без какоголибо  специального решения руководителя  налогового органа в течение  3 месяцев со дня представления  налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые  в соот-ветствии с НК РФ должны  прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки (п.2 ст. 88 НК РФ).

 Если камеральной налоговой  проверкой выявлены ошибки в  налоговой декларации (расчете) и  (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных  документах, либо выявлены несоответствия  сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным в ходе налогового  контроля, об этом сообщается  налогоплательщику с требованием  представить в течение 5 дней  необходимые пояснения или внести  соответствующие исправления в  установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

 Налогоплательщик, представляющий  в налоговый орган пояснения  относительно выяв48б ленных ошибок  в налоговой декларации (расчете)  и (или) противоречий между  сведениями, содержащимися в представленных  документах, вправе дополнительно  представить в налоговый орган  выписки из регистров налогового  и (или) бухгалтерского учета  и (или) иные документы, подтверждающие  достоверность данных, внесенных  в налоговую декларацию (расчет) (п. 4 ст. 88 НК РФ).

 Лицо, проводящее камеральную  налоговую проверку, обязано рассмотреть  представленные налогоплательщиком  пояснения и документы. Если  после рассмотрения представленных  пояснений и документов либо  при отсутствии пояснений налогоплательщика  налоговый орган установит факт  совершения налогового правонарушения  или иного нарушения законодательства  о налогах и сборах, должностные  лица налогового органа обязаны  составить акт проверки в порядке,  предусмотренном ст. 100 НК РФ (п. 5 ст. 88 НК РФ).

 При проведении камеральных  налоговых проверок налоговые  органы вправе также истребовать  в установленном порядке у  налогоплательщиков, использующих  налоговые льготы, документы, подтверждающие  право этих налогоплательщиков  на эти налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).

 При проведении камеральной  налоговой проверки налоговый  орган не вправе истребовать  у налогоплательщика дополнительные  сведения и документы, если  иное не предусмотрено ст. 88 НК  РФ или если представление  таких документов вместе с  налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ (ст. 88 НК  РФ).

  1. Оформление результатов камеральной проверки.

От результатов проведенной  камеральной налоговой проверки зависит порядок ее завершения и  оформления. Если налоговый орган  не выявил в декларации ошибок или  противоречивых сведений, а также  не установил наличие состава налогового правонарушения в действиях налогоплательщика, на этом проверка заканчивается.

 

Если налоговый орган после  рассмотрения представленных пояснений  и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика установит  факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные  лица налогового органа обязаны составить  акт камеральной налоговой проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ). Акт налоговой проверки оформляется по утвержденной Приказом ФНС России N САЭ-3-06/892@ форме в  течение 10 дней после окончания камеральной  налоговой проверки. Он подписывается  лицами, проводившими проверку, и лицом, в отношении которого она проводилась (его представителем). В случае отказа лица, в отношении которого проводилась  налоговая проверка, или его представителя  подписать акт делается соответствующая  запись в акте налоговой проверки.

 

Акт налоговой проверки вручается  лицу, в отношении которого она  проводилась, или его представителю  под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

 

В том случае, когда лицо, в отношении  которого проводилась проверка, или  его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт фиксируется в нем. Затем  акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту  нахождения учреждения (обособленного  подразделения). В случае его направления  по почте заказным письмом датой  вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного  письма.

 

Согласно п. 3 ст. 100 НК РФ в акте налоговой  проверки должна содержаться следующая  информация:

 

- дата составления акта налоговой  проверки;

 

- полное и сокращенное наименование  учреждения либо фамилия, имя,  отчество проверяемого лица;

 

- фамилии, имена, отчества лиц,  проводивших проверку, с указанием  их должности и наименования  налогового органа, который они  представляют;

 

- дата представления в налоговый  орган налоговой декларации и  иных документов (для камеральной  налоговой проверки);

 

- перечень документов, представленных  проверяемым лицом в ходе налоговой  проверки;

 

- период проведения проверки;

 

- наименование налога, в отношении  которого проводилась проверка;

 

- даты начала и окончания  налоговой проверки;

 

- адрес места нахождения учреждения  или места жительства физического  лица;

 

- сведения о мероприятиях налогового  контроля, проведенных при осуществлении  налоговой проверки;

 

- документально подтвержденные  факты нарушений законодательства  о налогах и сборах, выявленные  в ходе проверки, или запись  об отсутствии таковых;

 

- выводы и предложения проверяющих  по устранению выявленных нарушений  и ссылки на статьи Налогового  кодекса, в случае если им  предусмотрена ответственность  за данные нарушения законодательства  о налогах и сборах.

 

В случае несогласия с фактами, изложенными  в акте налоговой проверки, а также  с выводами и предложениями проверяющих  учреждение вправе в течение 15 дней со дня получения акта налоговой  проверки представить в налоговый  орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным  положениям, подтвердив обоснованность своей позиции соответствующими документами.

Информация о работе Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения