Проблемы государственной пошлины в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Объектом работы является государственная пошлина, основная цель работы - раскрытие понятия государственной пошлины и ее роли в налоговой системе России.
Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие государственной пошлины;
- раскрыть экономическое содержание государственных пошлин;
-выявить проблемы госпошлины и наметить пути их решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы формирования государственной пошлины……………………………………………………………………………...5
1.1. Понятие государственной пошлины, виды государственной пошлины, её назначение…………………………………………………………….5
1.2. Место государственной пошлины в налоговой системе РФ……….10
Глава 2. Экономические основы уплаты государственной пошлины……15
2.1.Плательщики государственной пошлины, объекты обложения, система ставок государственной пошлины ………………………………………15
2.2. Порядок исчисления и сроки уплаты государственной пошлины, льготы для некоторых категорий лиц……………………………………………..18
2.3. Порядок возврата государственной пошлины из бюджета…………..23
Глава 3. Проблемы государственной пошлины в Российской Федерации…………………………………………………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

сама курсовая.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

     Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено налоговым  законодательством, в следующие  сроки:

     1) при обращении в Конституционный  Суд Российской Федерации, в  суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, надзорной или кассационной);

     2) ответчики в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом судебное решение принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины, – в десятидневный срок со дня вступления в законную силу судебного решения;

     3) при обращении за совершением нотариальных действий – до совершения нотариальных действий;

     4) при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) – до  выдачи документов (их копий, дубликатов);

     5) при обращении за проставлением  апостиля – до проставления  апостиля;

     6) при обращении за совершением иных юридически значимых действий – до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих установленных законодательством документов.

     Глава 25.3 НК РФ предусматривает широкий  круг услуг и плательщиков, освобождаемых от уплаты государственной пошлины. Льготы можно разделить на два вида: освобождение от уплаты государственной пошлины, а также отсрочка (рассрочка) платежа (Рис. 2).

     

     Рис. 2 Льготы по государственной пошлине.

     Различают две разновидности освобождения от уплаты государственной пошлины: в зависимости от категорий плательщиков, а также в зависимости от вида юридически значимых действий, за которые  взимается государственная пошлина.

     В зависимости от категорий плательщиков различают три группы льгот:

1) льготы  для федеральных органов государственной  и исполнительной власти и  органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов  Российской Федерации, бюджетных учреждений и организаций, полностью финансируемых из федерального бюджета, налоговых органов, государственных и муниципальных музеев, архивов, библиотек в случаях, особо оговоренных в налоговом законодательстве, для Центрального банка РФ (при государственной регистрации выпусков ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется им в целях реализации кредитно-денежной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации) и т.д.;

2) льготы  для социально защищенных граждан:  Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордены Славы, участников и инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов I и II групп;

3) льготы  для других категорий граждан  (например, физическое лицо, являющееся  единственным автором программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных схем и правообладателем на нее, является инвалидом, учащимся (воспитанником) образовательных учреждений)3.

     Согласно пункту 5 статьи 333.38 главы 25.3 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются физические лица – за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти. Однако на движимое имущество данная льгота не распространяется. Например, гражданка Сидорова А.И. наследует жилой дом и автомобиль умершего супруга, который оценен судебно-экспертными учреждениями органов юстиции в 150 тыс. руб. Супруги проживали совместно на день смерти наследодателя и Сидорова А.И. продолжает проживать в этом доме после его смерти. Следовательно, она освобождена от уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство на жилой дом, однако за получение свидетельства о праве на наследство автомашины она должна заплатить 450 руб. (0,3 % от стоимости наследуемого автомобиля).

     В зависимости от вида юридически значимых действий, за которые взимается государственная пошлина, различают следующие пять видов льгот:

     1) при обращении в суды общей  юрисдикции, а также к мировым  судьям;

     2) при обращении в арбитражные  суды;

     3) при обращении за совершением  нотариальных действий;

     4) при государственной регистрации  актов гражданского состояния;

     5) при совершении прочих юридически  значимых действий.

     Например, Международный общественный благотворительный фонд, являющийся международной организацией инвалидов и созданный в г. Москве в 1996 г. по инициативе ряда посольств стран СНГ, занимается защитой прав и законных интересов инвалидов. Инвалиды и их законные представители составляют 90 процентов членов общественной организации, а их доля в фонде оплаты труда – 95 процентов. Уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Согласно законодательству, данный благотворительный фонд может быть освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, а также в органах, совершающих нотариальные действия4.

     Налоговое законодательство предусматривает  возможность отсрочки или рассрочки  уплаты государственной пошлины. Она  предоставляется по ходатайству  заинтересованного лица на срок не более шести месяцев. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

     Законодатель предусмотрел и возможность возврата государственной пошлины из бюджета. 
 
 
 
 
 

     2.3. Порядок возврата  государственной  пошлины из бюджета

     Уплаченная  государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью  в случае:

     1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено законодательством;

     2) возвращения заявления, жалобы  или иного обращения или отказа  в их принятии судами либо  отказа в совершении нотариальных  действий уполномоченными на  то органами и должностными  лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок после вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

     3) прекращения производства по  делу или оставления иска без  рассмотрения судом общей юрисдикции  или арбитражным судом.

     При заключении мирового соглашения до вынесения  судебного решения арбитражным  судом возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

     Не  подлежит возврату уплаченная государственная  пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;

     4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;

     5) отказа в выдаче паспорта гражданина  Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца.

     Не  подлежит возврату государственная  пошлина, уплаченная за государственную  регистрацию заключения брака, перемены имени, внесение исправлений и изменений  в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.

     Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы  государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина5.

     Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины. К данному заявлению прилагаются: решения, определения и справки судов, организаций, осуществляющих действия, за которые уплачивается (взимается) государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, в соответствующих случая – акты налоговых проверок организаций и должностных лиц, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, – копии указанных платежных документов. Возврат суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата.

     При прекращении государственной регистрации  права, ограничения (обременения) права  на недвижимое имущество, сделки с ним  на основании соответствующих заявлений  сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины.

     Возврат уплаченной государственной пошлины  в случаях, если решения судов  приняты полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления или  должностных лиц, производится за счет средств бюджета, в который производилась уплата.

     Плательщик  государственной пошлины имеет  право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной  пошлины в счет суммы государственной  пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в орган либо должностному лицу, в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, организаций, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

     Функции по обеспечению соблюдения положений  налогового законодательства возложены  на налоговые органы. Они осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении плательщиков действия, за осуществление которых в соответствии с действующим налоговым законодательством взимается государственная пошлина.

     Исходя  из вышеизложенного, можно сказать, что роль государственной пошлины в экономике Российской Федерации не велика, так как поступления от данного вида сборы малы. Поступление государственной пошлины в федеральный бюджет на 2012г. прогнозируется в сумме 62 662,1 млн. рублей, что в десятки-сотни раз меньше по сравнению с другими налогами. Но, в то же время, государство не может обойтись без данного сбора, так как он выполняет компенсационную функцию, т.е. возмещает расходы потраченные государством на оказание услуги плательщику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Проблемы государственной  пошлины в Российской Федерации.

     В недавнем прошлом в большинстве  случаев государственная пошлина  уплачивалась путем покупки специальных пошлинных марок с их последующим погашением. Сейчас же, прежде всего в связи со значительным увеличением размеров государственной пошлины она уплачивается путем внесения соответствующей суммы в, банковское учреждение, которое выдает квитанцию об уплате установленного образца.

     Плательщик  государственной пошлины может  внести причитающуюся сумму наличными  либо перечислить ее со своего счета. Уплачивать государственную пошлину можно только в рублях в отличие от некоторых других обязательных платежей в доход государства, оплата которых может совершаться как в российских рублях, так и в иностранной валюте, котируемой Банком России (таможенные пошлины и др.).

     Определение времени уплаты государственной  пошлины зависит, во-первых, от того, какой государственный орган (должностное лицо) совершает требуемое юридически значимое действие либо выдает необходимый документ, а, во-вторых, от вида самой «услуги», за которую уплачивается государственная пошлина. Так, при обращении в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ государственная пошлина уплачивается до подачи соответствующего заявления (жалобы), апелляционной или кассационной жалобы и т.д. Во взаимоотношениях с нотариусом государственная пошлина уплачивается при совершении нотариальных действий. За государственную регистрацию актов гражданского состояния пошлина уплачивается при подаче соответствующего заявления.

Информация о работе Проблемы государственной пошлины в Российской Федерации