Проблемы налоговой системы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 01:18, реферат

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

Введение…………………………………..……………………………….3
Состояние налоговой системы в СССР……………………………....5
Состояние налоговой системы в 90 –годах……………………….....8
Анализ действующей налоговой системы РФ………………...…....11
Правовое регулирование налоговой системы РФ……...…………..14
Нестабильность налоговой системы………………………………..17
Заключение…………………………………………………………...….19
Литература…………………………………………………………...……22

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (8).docx

— 40.11 Кб (Скачать файл)

     Министерство  образования и  науки РФ 
Федеральное государственное учреждение СПО 
Новочеркасский промышленно –гуманитарный колледж 
(ФГОУ СПО «НПГК»)
 
 
 
 

Реферат 

по  дисциплине: «Государственное регулирование экономики»

на  тему: «Проблемы налоговой системы в Российской Федерации» 
 
 

     Выполнила :

     ст. гр.84.080402

     Дегтярь К.А.

     Проверил  преподаватель :

     Ермак А.Н. 
 

     Новочеркасск 2011

       Содержание 

       Введение…………………………………..……………………………….3

    1. Состояние налоговой системы в СССР……………………………....5
    2. Состояние налоговой системы в 90 –годах……………………….....8
    3. Анализ действующей налоговой системы РФ………………...…....11
    4. Правовое регулирование налоговой системы РФ……...…………..14
    5. Нестабильность налоговой системы………………………………..17

    Заключение…………………………………………………………...….19

     Литература…………………………………………………………...……22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение  

     Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый  механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

     Налоги - обязательные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных  законов о налогах и актах  законодательных органов субъектов  Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

     Адам  Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе  экономики:

     1) Подданные государства должны  участвовать в содержании правительства  соответственно доходу, каким они  пользуются под покровительством  и защитой государства.

      2) Налог, который обязывается  уплачивать каждое отдельное  лицо должен быть точно определен  (срок уплаты, способ платежа,  сумма платежа).

      3) Каждый налог должен взиматься  тем способом или в то время,  когда плательщику удобнее всего  оплатить его. 

     4) Каждый налог должен быть так  задуман и разработан, чтобы он  брал и удерживал из кармана  народа как можно меньше сверх  того, что он приносит казне  государства.

       Переходя к проблеме налогов  в Российской Федерации, необходимо  отметить, что все 4 принципа находят  у нас слабое отражение. Перестройка  экономики привела к резкому спаду производства, росту инфляции, появлению большого числа безработных, существенному сокращению государственного сектора. Предстоит преодолевать эти негативные явления.

       В настоящее время практически  всеми признается, что эффективная  реформа налоговой политики и  системы налоговых органов в  стране ключевой фактор успеха  в деле перевода экономики  на рыночные рельсы. Проблема  налогов одна из наиболее сложных  в практике осуществления проводимой  в нашей стране экономической  реформы. Пожалуй, нет сегодня  другого аспекта реформы, который  подвергался бы такой же серьезной  критике и был бы предметом  таких же жарких дискуссий  и объектом анализа и противоречивых  идей по реформированию.

     С другой стороны, налоговая система  это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит  успех экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся  предложениям о серьезной ломке  созданной к настоящему времени  налоговой системы необходимо подходить  весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутную отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны  экономики и финансов. Естественно, что идеальную налоговую систему  можно создать только на серьезной  теоретической основе, учитывающей  специфику экономических отношений  в обществе, созданный научный  и производственный потенциал. Налоговая  система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства  и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых  слоев населения. 
 
 
 
 
 

     1 Состояние налоговой системы в СССР 

     Классовый характер марксистского учения о  государстве, природе стоимости, смысле и целях распределения, товарно-денежных отношениях был положен в основу реформирования производственных отношений  в СССР начиная с конца 20-х годов. Советский Союз, приступив к построению социализма, отошел от пути налоговых  преобразований, по которому пошли  США, Великобритания, Германия, Франция, Япония.

     Экономическая мысль о налогах советского периода  сводилась к констатации текущих  событий, рекомендации вырабатывались в соответствии с резолюциями  партийных съездов, всецело определявших финансовую политику. Принижение значения товарно-денежных отношений практически  уничтожило созданную в дореволюционной  России налоговую систему. Налоги перестают  здесь быть экономическим воплощением  существования государства. Государство  в условиях социализма опирается  на всю постоянно растущую в своем  объеме социалистическую собственность  и социалистическое производство, поэтому  оно получает основную часть доходов  от социалистического хозяйства.

     Стремление  к уничтожению налогов приняло  в 30-е годы характер закономерности. Об этом свидетельствует принятие Закон  СССР "Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих" от 7 мая 1960 г. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1962 г. Сроки освобождения рабочих  и служащих от налогов с заработной платы были перенесены, а затем  эта идея была вовсе забыта.

     Другие  кардинальные преобразования в системе  производственных отношений продолжались. В 1917 году учреждается Народный комиссариат  финансов (Наркомфин). Начало жесточайшей  централизации финансовых ресурсов, подчинившей впоследствии региональные экономические интересы целям и  задачам центрального аппарата власти, было положено принятием постановления  ЦИК и СНК СССР от 21 декабря 1931 г. "О республиканских и местных бюджетах". Региональные бюджеты были переведены с собственной доходной базы на формирование подавляющей части доходов за счет ежегодно устанавливаемых отчислений от общесоюзных государственных налогов и доходов. Эта система оказалась чрезвычайно живучей. В видоизмененной форме она действует до сих пор, позволяя центру определять экономическую политику на местах. Во всем мире развитие регионов основано на собственной налоговой базе, что обеспечивает их хозяйственную самостоятельность.

     В 1917 году закончилась эпоха естественных качественных преобразований налогов. Революция 1917 г. породила революционный  налог на буржуазию и кулачество.

     В октябре 1918 г. введен чрезвычайный 10-миллиардный  налог. Вместе с тем налоги как  правовая система перестали играть главную роль в финансировании государственных  потребностей. Эту роль выполняли  контрибуции, эмиссия денег и  продразверстка.

     Налоги  некоторым образом начали возрождаться при НЭПе. Экономическая политика без денежных налогов - парадокс. Идею натурализации налога развили в  работе "О продовольственном налоге". Целью перехода от продразверстки к  продналогу было создание у крестьян стимулов к восстановлению и расширению хозяйства, увеличению производства и  реализации сельскохозяйственной продукции. Продналог был значительно меньше продразверстки. В этот период были заложены основы советской финансовой системы.

     В 1922 г. был осуществлен переход  к единому натуральному налогу на продукты сельского хозяйства, который  исчислялся в единой весовой мере (пуде).

     Кроме того, взимались дополнительные налоги: квартирный, военный и др. В целом  налоговая политика, в то время  представлявшая собой политику борьбы за построение нового общества, была сведена  к чрезвычайным мерам по наведению  порядка.

     Но  из-за просчетов в экономической  и финансовой политике, прямого административного  диктата к концу 20-х годов сформировалась громоздкая бюджетная система, в  казну поступило 86 видов платежей. В период НЭПа основным источником доходов государства являлись прямые налоги. В 1921 г. были введены промысловый  налог, которым облагались обороты  частных промышленных и торговых предприятий, а также акцизы на спирт, вина, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и другие товары.

     В 1923 г. был введен подоходный налог  с первоначальной ставкой 10 %, затем - 20 % прибыли предприятий. Кроме этого  налога предприятия после утверждения  годового отчета перечисляли в бюджет дифференцированную процентную долю отчислений от прибыли.

     В 1930 году основным законодательным актом - постановлением ЦИК и СНК от 2 сентября 1930 года "О налоговой  реформе" были проведены кардинальные преобразования состава и структуры  платежей, поступающих в государственное  пользование. В 1931 году принимается  еще несколько постановлений, корректирующих ход налоговой реформы. Два обязательных платежа государственных предприятий  и организаций - налог с оборота  и отчисления от прибыли - стали основными  платежами в бюджет.

     После преобразования системы платежей государственных  предприятий и колхозно-кооперативного сектора были начаты изменения налогов  с населения. Подоходный налог с  граждан вобрал в себя некоторые  другие налоги с населения, а часть  таких налогов была отменена.

     С 1931 года стали вводиться повсеместные сборы на культурно-хозяйственное  и жилищное строительство, преобразованное  в 1933 году в культжилсбор. Доход государства  формировался не за счёт налогов, а  за счёт прямых изъятий валового национального  продукта, производимого на основе государственной монополии.

     Дальнейшая  трансформация налогов была связана  с Великой Отечественной Войной. В 1941 г. был введён военный налог (отменён в1946г.), в том же году для  поддержки одиноких матерей был  введён налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, который просуществовал до 90-х годов. Налог с оборота был в то время основным платежом в бюджет, он составлял 41% от суммы всех доходов бюджета в1954г.

     Система нормативных платежей предприятий  и отчасти граждан в бюджет, сформированная к началу 1970-х годов, явилась прототипом налоговой системы  образца 1991 года. Ориентируясь на западные налоговые системы и объем  государственных расходов в 1990 году, Правительство М.С. Горбачева приступило к созданию концепции налоговой  системы РСФСР. Эта концепция  была модифицирована в 1991 году в налоговую  систему РФ. Общий состав платежей в бюджет государства, взятый как  прототип при формировании структуры  налоговой системы на начало 90-х  годов.

     Конец 1980-х годов можно назвать периодом возрождения налоговой систе-мы в России. Налоговая политика вновь  становится орудием политической борьбы: в России Борис Ельцин вводит особый суверенный режим налогообложения.

     Основной  вывод, который следует из смысла налоговых преобразований 30-х гг., - это трансформационный крен налогов  к их неналоговым формам. Доход  государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий  валового национального продукта, производимого  на основе государственной монополии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Состояние налоговой  системы в  90 –  х годах 

     14 июля 1990 г. был принят Закон  СССР «О налогах с предприятий,  объединений и организаций» - первый  унифицированный нормативный акт,  регулирующий многие налоговые  правоотношения в стране.

Информация о работе Проблемы налоговой системы в Российской Федерации