Проблемы государственной пошлины в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Объектом работы является государственная пошлина, основная цель работы - раскрытие понятия государственной пошлины и ее роли в налоговой системе России.
Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие государственной пошлины;
- раскрыть экономическое содержание государственных пошлин;
-выявить проблемы госпошлины и наметить пути их решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы формирования государственной пошлины……………………………………………………………………………...5
1.1. Понятие государственной пошлины, виды государственной пошлины, её назначение…………………………………………………………….5
1.2. Место государственной пошлины в налоговой системе РФ……….10
Глава 2. Экономические основы уплаты государственной пошлины……15
2.1.Плательщики государственной пошлины, объекты обложения, система ставок государственной пошлины ………………………………………15
2.2. Порядок исчисления и сроки уплаты государственной пошлины, льготы для некоторых категорий лиц……………………………………………..18
2.3. Порядок возврата государственной пошлины из бюджета…………..23
Глава 3. Проблемы государственной пошлины в Российской Федерации…………………………………………………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

сама курсовая.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)
     
    1. место государственной пошлины в налоговой системе РФ.

     Налоговая система РФ - это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складыва-ющихся в сфере налогообложения.

     Налоговая система РФ представляет собой совокупность: 

  • системы налогов и сборов РФ;
  • системы налоговых правоотношений;
  • системы участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовой базы сферы налогообложения. 

     Одним из главных элементов (составных частей) налоговой системы России является система налогов и сборов, которую наглядно можно представить в виде таблицы:

                                                                   Таблица №1

     Система налогов и сборов Российской Федерации

     Федеральные налоги и сборы      Региональные налоги и сборы      Местные налоги и сборы
     1. Налог на добавленную стоимость;

     2. Акцизы;

     3. Налог на доходы  физических лиц;

     4. Налог на прибыль организаций;

     5. Налог на добычу полезных ископаемых;

     6. Водный налог;

     7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

     8. Государственная пошлина;

     1. Налог на имущество организаций

     2. Налог на игорный бизнес

     3. Транспортный налог;

     1. Земельный налог

     2. Налог на имущество физических лиц.

     

     Как видно из таблицы, государственная пошлина является замыкающим звеном федеральных налогов и сборов Российской Федерации. В основном это связано с тем, что данный вид сборов, в большей своей мере, носит компенсационный характер, т.е. возмещает материальные ресурсы потраченные на плательщика данного сбора в связи с оказанием определенной услуги. В то время как, остальная масса федеральных налогов и сборов выполняет фискальную функцию государства, т. е. ориентирована на пополнение казны государства.

     

     Рис. 1. Структура налоговых доходов федерального бюджета РФ по состоянию на 01.01.2012г.

                           Таблица №2

     Налоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации

     Виды доходов      Консолидированный бюджет РФ и бюджет ГВБФ РФ, млрд. руб.      Федеральный бюджет, млрд. руб.      Консолидированные бюджеты субъектов РФ, млрд. руб.
     Всего доходов      20 853,68 11 365,99      7 643,90
     Налог на прибыль  организаций      2 270,55      342,60      1 927,94
     Налог на доходы физических лиц      1 995,81             1 995,81
     Страховые взносы      3 528,33              
     Налог на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации      1 753,58 1 753,24      0,34
     Акцизы  по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации      603,88      231,78      372,10
     Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации      1 497,17 1 497,17       
     Налоги  на совокупный доход      234,34             215,22
     Налоги  на имущество      678,03             678,03
     Налог на добычу полезных ископаемых      2 042,55 2 007,58      34,97
     Таможенные  пошлины      3 712,49 3 712,49       
     Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации      0,00      0,15      1 644,04
     Прочие      2 536,96 1 820,98      775,46

     В таблице №1  в состав прочих налоговых доходов входят такие налоги и сборы, как: водный налог, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, и т.к. данные консолидированного бюджета, то налог на игорный бизнес и транспортный налог. В соответствии с этим, необходимо сделать вывод, что доля государственной пошлины как в налоговой системе, так и в федеральном бюджете Российской Федерации не велика и не имеет полновесного значения для их формирования.

     Таким образом, можно выделить главное значение государственной пошлины в налоговой системе Российской Федерации. Доля государственной пошлины в доходах федерального бюджета совсем не велика и составляет лишь некоторую сотую долю процента. Но государство обязано предоставлять основной объем своих услуг и эти услуги государство не может предоставлять каждому гражданину без оплаты. Отсюда и вытекает главное значение государственной пошлины в налоговой системе – компенсация расходов понесенных в связи с оказанием услуги.  
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Экономические  основы уплаты государственной  пошлины

     2.1.Плательщики,  объекты обложения,  система ставок  государственной  пошлины.

     Налоговый кодекс РФ называет в качестве плательщиков государственной пошлины физических лиц и организаций. 

     В главе 25.3 НК РФ2 не прописан объект обложения государственной пошлиной. Однако, исходя из текста данного документа, можно сделать предположение, что объектом обложения признаются:

     1) услуги судебных учреждений;

     2) совершение нотариальных действий;

     3) совершение действий, связанных  с оформлением актов гражданского  состояния;

     4) совершение действий, связанных  с приобретением гражданства  Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, с въездом в Российскую Федерацию и выездом из Российской Федерации. Например, российская организация привлекает физических лиц – граждан Республики Беларусь на работу. Обязанность оплачивать государственную пошлину за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников и за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину возложена на работодателя. Согласно статье 333.28 НК РФ государственная пошлина за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников составит 6000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника, а за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства – 2000 руб. При этом суммы такой оплаты доходом вышеуказанных физических лиц в целях обложения налогом на доходы являться не будут.

     5) официальная регистрация программ  для электронных вычислительных  машин, базы данных и топологий  интегральных микросхем;

     6) совершение действий уполномоченными  государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора;

     7) государственная регистрация юридического  или физического лица, государственная  регистрация выпуска ценных бумаг,  средств массовой информации, за  право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации, а также совершение прочих юридически значимых действий.

     С введением главы 25.3 НК РФ, увеличилось количество объектов обложения. К примеру, Минобразования России обеспечивает проставление апостиля на официальных документах об образовании, выдаваемых в Российской Федерации, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации выдает свидетельства об эквивалентности зарубежных документов о соответствующем образовании и об ученых званиях профессора по кафедре, доцента по кафедре, полученных в иностранных государствах. За совершение указанных действий предусмотрено взимание государственной пошлины в следующих размерах: за проставление апостиля – 1 500 руб., за легализацию документов – 200 руб. за каждый документ. В действовавшем ранее законодательстве, взимание государственной пошлины за выдачу свидетельства об эквивалентности документов предусмотрено не было.

     Ставки  государственной пошлины зависят от характера оплачиваемых услуг и стоимости их для государства, а также от степени дисциплинирующего воздействия на плательщиков. Они бывают твердые, пропорциональные и смешанные, причем с ростом базы обложения сбором ставка сбора понижается. Ставки могут дифференцироваться в зависимости от того, кто является плательщиком государственной пошлины. При одинаковом характере оплачиваемых услуг государственная пошлина уплачивается физическими лицами по сравнению с организациями по более низким ставкам. Например, при подаче искового заявления неимущественного характера ставка государственной пошлины для физических лиц установлена в 20 раз ниже, чем для организаций и размер государственной пошлины составляет для физических лиц – 200 руб., а для организаций – 4000 руб.; по делам, рассматриваемым Конституционным Судом РФ, при направлении жалобы для организаций размер государственной пошлины в 15 раз выше, чем для физических лиц, и составляет 3000 руб., в то время как физическое лицо при направлении жалобы обязано заплатить 200 руб.

     В то же время, при установлении размера государственной пошлины больше не учитывается степень родства. Например, по основной доверенности, в которой оговорено право передоверия, отец доверяет дочери право пользования и распоряжения автомобилем. За удостоверение такой доверенности согласно подпункту 8 пункта 4 статьи 4 Закона РФ от 09.12.91 № 2005-1 «О государственной пошлине» взималась государственная пошлина в сумме однократного размера минимальной месячной оплаты труда. Если дочь передоверяла право пользования и распоряжения автомобилем своему мужу, то за удостоверение такой доверенности необходимо было уплатить госпошлину в сумме, соответствующей пятикратному размеру минимальной месячной оплаты труда на момент выдачи доверенности. Согласно главе 25.3 НК РФ степень родства не влияет на величину государственной пошлины, и она установлена в размере 200 руб.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  понятие плательщика государственной пошлины неразрывно связано с понятием объекта взимания государственной пошлины 
 
 
 
 

     2.2. порядок исчисления и сроки уплаты государственной пошлины, льготы для некоторых категорий лиц

     Плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении за совершением юридически значимых действий до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов. В случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если же среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно или несколько лиц освобождены от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты, а оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается теми, кто не освобожден от уплаты государственной пошлины. Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются соответствующими положениями налогового законодательства.

     Государственная пошлина уплачивается в рублях в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком наличными денежными средствами подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику кассой того органа или должностного лица, которому производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация о работе Проблемы государственной пошлины в Российской Федерации