Проблемы государственной пошлины в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Объектом работы является государственная пошлина, основная цель работы - раскрытие понятия государственной пошлины и ее роли в налоговой системе России.
Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие государственной пошлины;
- раскрыть экономическое содержание государственных пошлин;
-выявить проблемы госпошлины и наметить пути их решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы формирования государственной пошлины……………………………………………………………………………...5
1.1. Понятие государственной пошлины, виды государственной пошлины, её назначение…………………………………………………………….5
1.2. Место государственной пошлины в налоговой системе РФ……….10
Глава 2. Экономические основы уплаты государственной пошлины……15
2.1.Плательщики государственной пошлины, объекты обложения, система ставок государственной пошлины ………………………………………15
2.2. Порядок исчисления и сроки уплаты государственной пошлины, льготы для некоторых категорий лиц……………………………………………..18
2.3. Порядок возврата государственной пошлины из бюджета…………..23
Глава 3. Проблемы государственной пошлины в Российской Федерации…………………………………………………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

сама курсовая.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

     План

     Введение……………………………………………………………………….3

     Глава 1. Теоретические основы формирования государственной пошлины……………………………………………………………………………...5

    1. Понятие государственной пошлины, виды государственной пошлины, её назначение…………………………………………………………….5
    2. Место государственной пошлины в налоговой системе РФ……….10

     Глава 2. Экономические основы уплаты государственной  пошлины……15

     2.1.Плательщики государственной пошлины, объекты обложения, система ставок государственной пошлины ………………………………………15

     2.2. Порядок исчисления и сроки уплаты государственной пошлины, льготы для некоторых категорий лиц……………………………………………..18

     2.3. Порядок возврата государственной пошлины из бюджета…………..23

     Глава 3. Проблемы государственной пошлины  в Российской Федерации…………………………………………………………………………..27

     Заключение…………………………………………………………………...33

     Список использованной литературы……………………………………….35

     Приложения………………………………………………………………….38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     "В  жизни нет ничего  неизбежного, кроме смерти и налогов…" 

     Бенджамин Франклин

     Когда представилась возможность написать работу по дисциплине налоги и налогообложение, не могла не начать её с фразы Бенджамина Франклина, которая запомнилась сразу. Ведь налоги в Российской Федерации – это такой неотъемлемый элемент государства, который охватывает все население. И поэтому тема налогов и сборов в России будет актуальна так долго, пока существует государство.

     Государственная пошлина – сбор, взимаемый с  организаций и физических лиц, при  их обращении в государственные  органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

     Касаемо актуальности рассматриваемой темы, можно отметить, что рыночные реформы, проводимые в нашей стране, осуществленные изменения в правовой системе Российской Федерации, продиктованные курсом на создание правового государства, привели к возрастанию роли государственной пошлины в налоговой системе. Таким образом, исследование института государственной пошлины представляется весьма интересным, а именно определить её значение для федерального бюджета РФ и выявить проблемы государственной пошлины.

            Объектом работы является государственная пошлина, основная цель работы - раскрытие понятия государственной пошлины и ее роли в налоговой системе России.

     Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     - раскрыть понятие государственной пошлины;

     - раскрыть экономическое содержание государственных пошлин;

     -выявить проблемы госпошлины и наметить пути их решения.

     Эмпирическую  базу исследования составляют нормативные  правовые акты РФ, включающие федеральные законы, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты Министерства финансов РФ и иных органов исполнительной власти, акты разъяснения законодательства. Теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых экономистов и правоведов.

     Работа  состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические  основы формирования государственной  пошлины

    1. понятие государственной пошлины, виды государственной пошлины, её назначение

     Государственная пошлина взимается: с подаваемых в суд исковых заявлений, с  заявлений по преддоговорным спорам, с заявлений (жалоб) по делам особого производства, с кассационных жалоб, а также за выдачу судом копий (дубликатов) документов с подаваемых в арбитражный суд исковых заявлений и заявлений преддоговорным спорам, а также заявлений о пересмотре решений арбитражного суда; за совершение любых нотариальных действий в уполномоченных на то учреждениях, а также за выдачу копий (дубликатов) нотариально удостоверенных документов; за регистрацию актов гражданского состояния, а также за выдачу повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния и свидетельств в связи с изменением, дополнением, исправлением и восстановлением записей актов гражданского состояния; за оформление документов на право выезда за границу и о приглашении в РФ лиц из других государств, за внесение изменений в эти документы; за вы дачу или продолжение вида на жительство; за выдачу визы к паспортам иностранных граждан или заменяющих их документам на право выезда из РФ и въезда в РФ; с заявлений о приеме в гражданство РФ и о выходе из гражданства; за регистрацию места жительства; за выдачу разрешений на право охоты и за другие объекты, определяемые законодательными актами1.

     Фактически  ни одно государство, при формировании своего бюджета, не может обойтись без использования в своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение.

     Пошлины, в отличие от налогов имеют целью лишь покрытие затрат государственного учреждения, а не извлечение прибыли. Пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего налогам. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги), однако они никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя оплатить их, покрытие государственных издержек не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права.

     Законодательство  в области государственной пошлины  до 1 января 2001г. основывалось на Законе Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. «О государственной пошлине». В 2000 г. в Российской Федерации была принята вторая часть Налогового Кодекса, вступившая в силу с 1 января 2001 года. Впервые государственная пошлина нашла свое отражение в Законе, а не подзаконных актах или актах министерств и ведомств. Государственная пошлина является федеральным налогом, устанавливается законодательными актами РФ и взимается на всей территории РФ.

     Согласно ст. 1 вышеуказанного закона, под государственной пошлиной понимался установленный названным Законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

     Глава 25.3 НК РФ определила правовую природу  государственной пошлины - это не просто платеж, а именно сбор, под  которым в соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и  физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

     Сравнивая приведенные определения, прежде всего, необходимо отметить, что Налоговый  кодекс более точно определил  правовую природу государственной  пошлины - это не обезличенный с позиций  налогового законодательства платеж, а именно сбор, под которым понимается в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). 

     В зависимости от органа, на которого возложена обязанность удерживать государственную пошлину, различают государственную пошлину, взимаемую при обращении:

     1) в суды общей юрисдикции, к  мировым судьям, в арбитражные  суды, в Конституционный Суд Российской  Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

     2) в нотариальные органы;

     3) в органы записи актов гражданского  состояния (ЗАГСы) и иные уполномоченные  органы;

     4) в органы внутренних дел и  другие уполномоченные органы  при совершении действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации, выходом из гражданства Российской Федерации, с въездом в Российскую Федерацию и выездом из Российской Федерации;

     5) в федеральные органы исполнительной  власти по вопросам официальной  регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологий интегральных микросхем;

     6) в государственные учреждения  по осуществлению федерального  пробирного надзора;

     7) в иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные уполномоченные органы и (или) к соответствующим должностным лицам.

     Так же госпошлина выплачивается при  выдаче документов государственными органами или лицами, имеющими на то от государства  должностные полномочия. Госпошлина в Российской Федерации относится  к обязательному и действующему на всей территории страны платежу. Собственно, в статье 13 Налогового Кодекса разъясняется, что госпошлина относится к федеральным налогам и сборам.

     Между уровнями бюджетной системы госпошлина распределяется в зависимости от того, за что именно взимается конкретный платёж. Так, госпошлина по делам, рассматриваемым в Конституционном суде, Арбитражных судах, а так же за регистрацию юридических лиц зачисляется в доход федерального бюджета. В остальных случаях госпошлина зачисляется в местные бюджеты по месту нахождению банка, принявшего платёж.[14,c.531]

     Все уплачиваемые государственные пошлины  можно разделить по различным  видам. Во-первых, их можно разделить  по объекту обложения на две группы:

     1.плата  за получение различных документов;

     2.плата за выполнение услуг нотариального, судебного характера.

     Во-вторых, по способу взимания государственная  пошлина может быть простой, пропорциональной и смешенной.

     В-третьих, можно разделить государственную  пошлину по срокам уплаты:

     1.до  совершения юридически значимых действий, предусмотренных законодательством;

     2.после  совершения юридически значимого  действия, предусмотренного законодательством.

     В-четвёртых, государственную пошлину можно  разделить по видам оплаты. Здесь  выделяют оплату в наличной и безналичной форме.

     В-пятых, государственную пошлину необходимо разделить по видам плательщиков:

     1.плательщики,  которые уплачивают государственную  пошлину в полном объёме в  порядке, установленном НК РФ;

     2.плательщики,  имеющие право в соответствии  с законодательством РФ получить отсрочку или рассрочку платежа;

     3.плательщики,  имеющие право на уменьшение  размера государственной пошлины;

     4.плательщики,  полностью освобождаемые от уплаты  государственной пошлины;

     5. плательщики, имеющие право на  частичное освобождение от уплаты государственной пошлины. 

     Таким образом, государственная пошлина  имеет индивидуально возмездную природу, её уплата является основанием для осуществления указанными выше органами и должностными лицами соответствующих  юридически значимых действий, в которых нуждаются плательщики пошлины.

     И каждый уплачивающий госпошлину, кроме  как обычным плательщиком, в этом случае становится также и налогоплательщиком. И это его обязывает в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса  лично платить госпошлину.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  в ситуациях, где явно или неявно присутствует государство, наблюдаются законодательно урегулированный процесс обязывающий уплатить государственную пошлину. Оно, таким образом, пополняет казну и регулирует некоторые проблемные вопросы в той или иной сфере экономической деятельности. 
 
 

Информация о работе Проблемы государственной пошлины в Российской Федерации