Выездная налоговая проверка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:24, реферат

Краткое описание

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения о проведении выездной налоговой проверки, которое принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). Форма решения о проведении выездной налоговой проверки является унифицированной, поэтому любое отклонение от нее может свидетельствовать о том, что оно недействительно, а в организацию пожаловали не представители налоговой службы, а самозванцы. В случае выявления нарушений по форме решения можно говорить о незаконности проверки и об отсутствии у налогоплательщика обязанности допускать должностных лиц налогового органа (подтвердивших полномочия служебным удостоверением) на свою территорию.

Содержание

Введение………………………..
Гл. 1 «Теоретические основы организации и проведения выездных налоговых проверок»
Сущность ВНП
Основные этапы ВНП
Приостановление ВНП и повторная ВНП
Дополнительные мероприятия налогового контроля, проводимые в рамках ВНП
Оформление результатов ВНП и вынесение решения по ВНП
Гл. 2 «Практика проведения ВНП и оформление их результатов на примере ИФНС России по г. Сургуту»
2.1. Характеристика деятельности ИФНС и отделов проводящих ВНП
2.2. Методы формирования доказательной базы, используемые в практике ИФНС России по г. Сургуту
2.3. Проведение ВНП и оформление ее результатов на примере условного налогоплательщика
2.4. Анализ проблем, возникающих у сотрудников ИФНС России при проведении ВНП (статистика по ИФНС)

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

Учитывая возможное  применение схем уклонения от уплаты налогов, позволяющих налогоплательщику исключить прямые взаимоотношения с проблемными контрагентами, налоговые органы анализируют деятельность организации, используя и другие косвенные критерии, свидетельствующие о возможном участии налогоплательщика в схемах уклонения от уплаты налогов.

К ним относятся:

  • Доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89 % за период 12 месяцев. В данном случае вероятнее всего руководителя и главного бухгалтера организации предварительно вызовут в комиссию по НДС, на которой сделают предупреждение. Если ситуация с долей вычетов по НДС не изменится, организация будет поставлена в план выездных налоговых проверок.   Вызов на комиссию (142 Кб, pdf) / Требование о представлении документов в рамках назначенной проверки (142 Кб, pdf).
  • Неявка и непредставление налогоплательщиком без объективных причин пояснений на письменное уведомление налогового органа о выявлении в ходе мероприятий налогового контроля несоответствия показателей деятельности организации, содержащее требование представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
  • Уровень налоговой нагрузки у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
  • Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков в течение 2-х и более календарных лет.
  • Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  • Значительное отклонение уровня рентабельности (на 10 % и более) по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  • Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
  • Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
  • Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

 

 

Выездная налоговая  проверка (ВНП)

Камеральная налоговая  проверка (КНП)

1

Решение о проведении ВНП за период не более 3-х календарных лет до года, в котором вынесено решение о ВНП

Срок проведения: не более 2-х месяцев со дня вынесения решения о ВНП 
Продление: от 4-х до 6 месяцев

п.п. 2, 6, 8 ст. 89 НК РФ, Приказ ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ по продлению срока ВНП

Декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком

Срок проведения: 3 месяца со дня представления налоговой декларации (расчета).

п.п. 1, 2  
ст. 88 НК РФ

2

Приостановление ВНП для:  
– истребования документов (информации);  
– получения информации от иностранных государственных органов;  
– проведения экспертиз;  
– перевода на русский язык документов.

Срок приостановления ВНП: не более 6 месяцев, + 3 месяца при получении информации от иностранных государственных органов.

п. 9 ст. 89 НК РФ

Требование о представлении необходимых пояснений или внесении исправлений (если выявлены ошибки, противоречия, несоответствия)

Срок выполнения: 5 дней

п. 3 ст. 88 НК РФ

3

Составление и вручение Справки о проведенной ВНП

по окончании  ВНП

п. 15 ст. 89 НК РФ

-

-

-

4

Акт НП

в течение 2-х  месяцев со дня составления Справки при ВНП/ в течение 10 дней после окончания КНП

п. 1  
ст. 100 НК РФ

5

Вручение Акта НП

в течение 5 дней

п. 5 ст. 100 НК РФ

6

Возражения по Акту НП

в течение 15 дней со дня получения Акта + согласованный срок для передачи в налоговый орган документов, подтверждающих обоснованность возражений.

п. 6 ст. 100 НК РФ

7

Рассмотрение материалов НП и принятие РЕШЕНИЯ

в течение 10 дней со дня истечения срока для Возражений продление: не более чем на 1 месяц.

п.1 ст. 101 НК РФ

8

Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля:  
– истребование документов,  
– допрос свидетеля,  
– проведение экспертизы.

не более 1 месяца

п. 6 ст. 101 НК РФ

9

Вручение РЕШЕНИЯ

в течение 5 дней со дня вынесения

п. 9 ст. 101 НК РФ

10

Вступление РЕШЕНИЯ  в силу

- 10 дней со дня вручения,  
- со дня утверждения вышестоящим налоговым органом при подаче апелляционной жалобы

п. 9 ст. 101 НК РФ

11

Решение о принятии обеспечительных мер:  
– запрет на отчуждение имущества,  
– приостановление операций по счетам в банке

после вынесения  РЕШЕНИЯ действует до исполнения либо отмены РЕШЕНИЯ

п. 10 ст. 101 НК РФ

12

Апелляционная жалоба на не вступившее в силу РЕШЕНИЕ в вышестоящий налоговый орган

в течение 10 дней со дня вручения РЕШЕНИЯ

п.п.1, 2 ст. 101.2 НК РФ

13

Обжалование вступившего  в силу РЕШЕНИЯ, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, в вышестоящий налоговый орган

в течение 1 года с момента вынесения РЕШЕНИЯ

п. 3 ст. 101, п. 2 ст. 139 НК РФ

14

Обжалование РЕШЕНИЯ  в суд только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе

в течение 3-х  месяцев со дня, когда лицу стало известно о вступлении РЕШЕНИЯ в силу

п. 5 ст. 101 НК РФ, п. 4 ст. 198 АПК РФ

15

Исполнение РЕШЕНИЯ

- со дня вступления в силу,  
– исполнение может быть приостановлено при обжаловании РЕШЕНИЯ по ходатайству

п. 4 ст. 101.2, п. 1 ст. 101.3 НК РФ

16

Выставление Требования об уплате налога, пеней, штрафа

в течение 10 дней с даты вступления в силу РЕШЕНИЯ

ст. 69, 70, п. 3 ст. 101.3 НК РФ

17

Исполнение Требования

в течение 10 календарных  дней с даты получения Требования, если иное не указано в Требовании

ст. 69, п. 3 ст. 101.3 НК РФ

18

Решение о взыскании налога, пени, штрафа

по истечении  срока, исполнения Требования, но не позднее 2-х месяцев

п. 3 ст. 46 НК РФ

19

Инкассовое поручение  в банк налогоплательщика

в течение 1 месяца со дня принятия решения о взыскании

п. 4 ст. 46 НК

20

Решение о приостановлении операций по счетам в банке

-

п. 2 ст. 76 НК РФ

21

Иск налогового органа в суд о взыскании налога

в течение 6 месяцев  по истечении срока исполнения Требования

п. 3 ст. 46 НК РФ


 

 

 

 

 

 

Приостановление ВНП и повторная ВНП

В п.9 ст.89 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) закреплен правовой механизм приостановления выездной налоговой проверки.

Напомним, что  до вступления в силу Закона N 137-ФЗ налоговые  органы приостанавливали выездную налоговую  проверку, ссылаясь на п.1.10 2 Инструкции "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденной Приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138, в котором указано:

"В случае, если по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа выездная налоговая проверка была приостановлена, то приводятся дата и номер названного решения, а также период, на который данная проверка была приостановлена".

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Кроме этого, в  п.9 ст.89 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) закреплены своего рода "ограничения" на приостановления выездной налоговой проверки.

1) приостановление  проведения выездной налоговой  проверки для истребования документов (информации) в соответствии с  п.1 ст.93.1 НК РФ допускается не  более одного раза по каждому  лицу, у которого истребуются документы;

2) кроме этого,  установлено, что общий срок  приостановления проведения выездной  налоговой проверки не может  превышать шесть месяцев. В  случае если проверка была  приостановлена для получения  информации от иностранных государственных  органов в рамках международных договоров Российской Федерации и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца;

3) на период  действия срока приостановления  проведения выездной налоговой  проверки приостанавливаются действия  налогового органа по истребованию  документов у налогоплательщика,  которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Повторная выездная налоговая проверка

В п.10 ст.89 НК РФ закреплен правовой механизм проведения повторных налоговых проверок. Ранее  повторная выездная налоговая была прописана лишь в абз.4 ст.87 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ), в соответствии с которым повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований ст.87 НК РФ.

Процедура проведения повторной выездной налоговой проверки, закрепленная в п.10 ст.89 НК РФ, получила более жесткую регламентацию.

Так, повторной  выездной налоговой проверкой налогоплательщика  признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий  трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика  может проводиться:

1) вышестоящим  налоговым органом - в порядке  контроля за деятельностью налогового  органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Второе основание  для проведения повторных налоговых  проверок в тексте НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления Закона N 137-ФЗ) отсутствовало.

Кроме этого, в  п.10 ст.89 НК РФ прописана норма, согласно которой, если при проведении повторной  выездной налоговой проверки выявлен  факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Минфин России в Письме от 07.11.2006 N 03-02-07/1-308 еще раз  подчеркнул вышеуказанные положения, закрепленные п.10 ст.89 НК РФ, и указал, что в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного, может проводиться повторная выездная налоговая проверка, при этом по общему правилу к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, если при проведении повторной выездной налоговой проверки после представления такой декларации выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки.

Судебная практика. Судебная практика, сформировавшаяся к настоящему моменту, указывает, что вышестоящий налоговый орган может проводить повторные выездные проверки в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов и НК РФ при этом не предусмотрен особый порядок проведения повторных выездных проверок вышестоящим налоговым органом. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 17.02.2006 N КА-А40/500-06-П суд, в частности, отмечает, что НК РФ наделяет вышестоящий налоговый орган правом проведения повторных налоговых проверок в порядке контроля за деятельностью налоговых органов. Особого порядка их проведения закон не устанавливает. Поэтому доводы налогоплательщика о нарушении вышестоящим налоговым органом порядка проведения данной проверки не основаны на нормах законодательства о налогах и сборах.

Отсутствие  в постановлении о назначении повторной выездной налоговой проверки ссылок на иные обстоятельства, помимо того, что проверка проводится в  порядке контроля за деятельностью  нижестоящего налогового органа, не свидетельствует  о незаконности проведения самой проверки, а также о нарушении прав и законных интересов налогоплательщика.

Постановление вышестоящего налогового органа от 20.11.2003 о проведении повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика  соответствует нормам НК РФ, поэтому не нарушает законных прав, интересов налогоплательщика.

Исходя из вышеизложенного  особого порядка проведения повторных  выездных налоговых проверок НК РФ не предусмотрено. Указание в постановлении  вышестоящего налогового органа о проведении повторной выездной налоговой проверки на то, что она проводится в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа, достаточно в качестве мотивации.

Аналогичные выводы отражены в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 19.12.2005 N А11-2141А/2005-К2-23/140, от 30.06.2004 N А28-6761/2001-327/23, Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 19.01.2005 N Ф03-А73/04-2/3947.

До вступления в силу Закона N 137-ФЗ налоговые органы имели возможность доначислять  штрафы по результатам повторной  выездной налоговой проверки.

Заметим также, что в соответствии с п.12 ст.7 Закона N 137-ФЗ указанное положение применяется  к правоотношениям, возникающим  в связи с проведением повторной  выездной налоговой проверки, в случае если решение о проведении первоначальной выездной налоговой проверки было принято после 01.01.2007.

 

1.4 Дополнительные мероприятия налогового контроля, проводимые в рамках ВНП

Мероприятия налогового контроля в ходе выездной налоговой проверки

Информация о работе Выездная налоговая проверка