Выездная налоговая проверка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:24, реферат

Краткое описание

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения о проведении выездной налоговой проверки, которое принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). Форма решения о проведении выездной налоговой проверки является унифицированной, поэтому любое отклонение от нее может свидетельствовать о том, что оно недействительно, а в организацию пожаловали не представители налоговой службы, а самозванцы. В случае выявления нарушений по форме решения можно говорить о незаконности проверки и об отсутствии у налогоплательщика обязанности допускать должностных лиц налогового органа (подтвердивших полномочия служебным удостоверением) на свою территорию.

Содержание

Введение………………………..
Гл. 1 «Теоретические основы организации и проведения выездных налоговых проверок»
Сущность ВНП
Основные этапы ВНП
Приостановление ВНП и повторная ВНП
Дополнительные мероприятия налогового контроля, проводимые в рамках ВНП
Оформление результатов ВНП и вынесение решения по ВНП
Гл. 2 «Практика проведения ВНП и оформление их результатов на примере ИФНС России по г. Сургуту»
2.1. Характеристика деятельности ИФНС и отделов проводящих ВНП
2.2. Методы формирования доказательной базы, используемые в практике ИФНС России по г. Сургуту
2.3. Проведение ВНП и оформление ее результатов на примере условного налогоплательщика
2.4. Анализ проблем, возникающих у сотрудников ИФНС России при проведении ВНП (статистика по ИФНС)

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………..

Гл. 1 «Теоретические основы организации и проведения выездных налоговых проверок»

    1. Сущность ВНП
    2. Основные этапы ВНП
    3. Приостановление ВНП и повторная ВНП
    4. Дополнительные мероприятия налогового контроля, проводимые в рамках ВНП
    5. Оформление результатов ВНП и вынесение решения по ВНП

Гл. 2 «Практика  проведения ВНП и оформление их результатов  на примере ИФНС России по г. Сургуту»

2.1.    Характеристика  деятельности ИФНС и отделов  проводящих ВНП

2.2.  Методы формирования  доказательной базы, используемые в практике             ИФНС России по г. Сургуту

2.3.   Проведение ВНП и оформление ее результатов на примере условного налогоплательщика

2.4.    Анализ  проблем, возникающих у сотрудников  ИФНС России при проведении  ВНП (статистика по ИФНС)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные этапы ВНП

Первый этап: начало проверки. Проверяющие обязаны предъявить руководителю проверяемой организации, индивидуальному предпринимателю служебные удостоверения, а также решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

В случае отказа руководителя организации или индивидуального  предпринимателя от подписи на экземпляре решения (постановления) о проведении проверки должностным лицом налогового органа, возглавляющим проверяющую группу, в конце документа производится соответствующая запись, заверенная подписью должностного лица налогового органа.

Второй этап. Инспектор обязан предъявить требование о представлении необходимых документов. Такое требование подписывается руководителем проверяющей группы и вручается руководителю проверяемой организации, индивидуальному предпринимателю под расписку с указанием даты вручения данного требования. Копия требования остается у проверяющих инспекторов.

Третий этап – непосредственно сама проверка. Этот этап занимает самый большой промежуток времени и является самым напряженным.

Четвертый этап – это когда результаты проверки примерно уже известны сторонам и инспектор удалился к себе в инспекцию для написания акта по результатам проверки. Хочется выделить этот этап отдельно, потому что именно в этот период возможны встречные проверки, всевозможные запросы, решения о приостановлении проверки, привлечение представителей иных служб «в погонах» для помощи в поисках чего-то того, на что можно начислить налоги и пени. Если все прошло благополучно, то по окончании этого этапа акт по итогам проверки уже готов и, пусть в «сыром» виде, но с ним бухгалтера уже ознакомили. И именно на четвертом этапе часто приходиться слышать такую фразу от инспектора – «этот налог я возьму, эту сумму я укажу и т.п.» Если вы чувствуете, что инспектор не прав, то наш совет – промолчать. Пусть «берет» любую цифру и пишет акт. Потом вы напишите свои возражения с приложением всей необходимой доказательной базой. В противном случае, инспектор поймет, что не хотите «отдать» какую-то ошибку и будет продолжать проверять вас дальше. Поверьте, он найдет и другие недочеты. Но только то, что вы уже никак ожидать не будете. У него такое задание – обязательно доначислить налоги.

Пятый этап – рассмотрение материалов проверки. Получение справки об окончании проверки. Если есть замечания, то бухгалтер пишет свои возражения и его с руководителем вызывают на комиссию.

Шестой этап – этот последний этап хочется выделить специально отдельно для тех случаев, когда проверка закончилась неспокойно и впереди стороны ждет общение в арбитражном суде. На этом этапе уже идет подготовка претензий, оспаривание решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Алгоритм проведения выездной налоговой проверки

Для налогоплательщика  выездная налоговая проверка начинается с приходом к ним налоговых  инспекторов, которых надо правильно  встретить. Затем они проводят ряд  контрольных мероприятий, а по окончании  проверки предъявляют налогоплательщикам соответствующую справку. Ознакомимся подробнее с этими процедурами.

Начало проверки  
Проведение проверки  
Окончание проверки  

Начало  проверки

Выездная налоговая  проверка проводится на основании решения о проведении выездной налоговой проверки, которое принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). Форма решения о проведении выездной налоговой проверки является унифицированной, поэтому любое отклонение от нее может свидетельствовать о том, что оно недействительно, а в организацию пожаловали не представители налоговой службы, а самозванцы. В случае выявления нарушений по форме решения можно говорить о незаконности проверки и об отсутствии у налогоплательщика обязанности допускать должностных лиц налогового органа (подтвердивших полномочия служебным удостоверением) на свою территорию.  
По общему правилу такое решение выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Оно предъявляется налогоплательщику для того, чтобы поставить его перед фактом проведения проверки, а также, чтобы он мог убедиться в наличии полномочий на проведение проверки.  
Обратите внимание, что в решении о проведении выездной налоговой проверки указываются должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Именно этих должностных лиц представители организации должны пустить для проведения проверки. Иным лицам, не указанным в решении о проведении выездной налоговой проверки, представители налогоплательщика вправе отказать в допуске на территорию в целях проведения налогового контроля.  
Заметим: после того, как решение предъявлено налогоплательщику, изменить или дополнить его можно только в случае замены одного инспектора другим или включения в состав проверяющей группы еще одного инспектора. Для этого налоговая инспекция, проводящая проверку, выносит решение о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки, которое также должно быть вручено налогоплательщику.  
По приходу проверяющих на территорию налогоплательщика, надо убедиться в их полномочиях и ознакомиться с основанием для проверки. 
Для этого проверяющих надо попросить предъявить:  
-во-первых, служебные удостоверения;  
-во-вторых, решение о проведении выездной налоговой проверки, 
Предъявление указанных документов должно происходить одновременно, т.к. решение является основанием для проведения выездной налоговой проверки, а удостоверение подтверждает полномочия должностного лица налогового органа на проведение такого мероприятия. Если проверяющие не предъявили какой-либо из указанных документов, представители организации имеют полное право отказать им в проведении налоговой проверки.  
В случае, если у представителей налогоплательщика возникнут сомнения в подлинности предъявленных служебных удостоверений либо предъявленного решения о проведении проверки, они могут позвонить в налоговую инспекцию и осведомиться: действительно ли прибывшие лица уполномочены проводить выездную проверку (телефон указывается непосредственно на бланке предъявленного решения).  
Также налогоплательщику следует проверить, по каким вопросам производится данное контрольное мероприятие, т.е. какие налоги будут проверяться и в течение какого периода. Обратите внимание: отсутствие в решении указаний на проверку конкретных налогов, говорит о том, что проверяются все налоги.  
Если налогоплательщик получает под расписку решение о проведении выездной налоговой проверки, составленное с ошибками, и разрешает доступ на свою территорию, у него появляется шанс в дальнейшем обжаловать результаты проверки в связи с несоблюдением процедуры ее проведения.  
Далее налогоплательщику следует предоставить налоговому органу отдельное помещение, в котором будут находиться проверяющие, приступившие непосредственно к проведению налоговой проверки, которая включает в себя рядмероприятий налогового контроля.

Проведение проверки

Основным занятием проверяющих станет изучение документов налогоплательщиков в поисках допущенных ими ошибок или преднамеренного  уклонения от уплаты налогов. При  этом налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц  налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 НК РФ). Соответственно во время проведения выездной налоговой проверки проверяющие могут ознакомиться и исследовать любые документы, которые они считают связанными с исчислением и уплатой налогов и относящимися к предмету проводимой проверки. 
Исследование документов проводится в целях обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушении налогоплательщиком налогового законодательства. И если такие факты обнаружены, проверяющие должны позаботится о том, чтобы собрать доказательства правонарушения, т.е. истребовать соответствующие документы.  
Если истребуемые документы своевременно не предоставлены проверяющим или у них возникли опасения, что налогоплательщик уничтожит, скроет, изменит или заменит документы, налоговый орган может провести процедуру принудительного их изъятия, т.е. выемку документов. Также в принудительном порядке могут бытьизъяты и предметы, свидетельствующие о правонарушении.  
Другое мероприятие налогового контроля – осмотр помещений и предметов, проводимые в целях обнаружения доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения.  
В ходе осмотра может быть проведена инвентаризация имущества, которая направлена на сопоставление данных о фактического наличия имущества проверяемого лица с тем, что отражено в его отчетности.  
Еще одним излюбленным занятием проверяющих является собеседование с сотрудниками налогоплательщика по предмету проводимой налоговой проверки. Суть собеседования заключается в устном общении с работниками налогоплательщика с целью узнать о фактах предпринимательской деятельности налогоплательщика, которые могут оказать влияние на проводимую выездную налоговую проверку. Если речь идет об обнаруженных правонарушениях, инспекторы прибегают к процедуре допроса свидетелей, которыми могут выступать как сотрудники организации, так и иные лица, которым известно что-либо по существу рассматриваемого вопроса.  
Если в ходе проверки для выяснения каких-либо вопросов требуются специальные знания, налоговые органы могут привлекать экспертов, специалистов ипереводчиков.  
Кроме того, в рамках выездной налоговой проверки проверяющие могут получитьсведения или информацию о налогоплательщике от третьих лиц.  
Все действия проверяющих по проведению указанных мероприятий ограничены рамками закона, нарушение которых может привести к признанию результатов проверки незаконными. Поэтому налогоплательщики должны быть в курсе того, как проводится та или иная процедура, ведь в последующем это может сыграть им на руку. Хотелось бы упомянуть о том, что при совершении таких мероприятий как выемка документов и предметов, осмотр помещений и предметов, допрос свидетелей, проведение экспертизы, привлечение переводчика обязательно составление соответствующего протокола, к которому предъявляются требования, установленные в ст. 99 НК РФ.  
Несоблюдение требований к составлению протокола может привести к тому, что результаты проведенного мероприятия, отраженные в протоколе, не будут иметь доказательственной силы и свидетельствовать о том, что проверяемым лицом допущено то или иное правонарушение, зафиксированное в протоколе.  
Закончив проведение необходимых мероприятий налогового контроля, налоговый орган должен информировать налогоплательщика о факте окончания налоговой проверки.

Окончание проверки

Факт завершения выездной налоговой проверки фиксируется  составлением справки о проведенной проверке. Согласно п. 15 ст. 89 НК РФ налоговый орган обязан вручить справку о проведенной проверке налогоплательщику (его представителю) в день ее составления. В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.  
Таким образом, составление справки об окончании выездной налоговой проверки означает, что с этого момента налоговый орган не вправе проводить какие-либо действия, совершаемые в рамках выездной налоговой проверки (кромедополнительных мероприятий налогового контроля).  
Заметим: в справке не указываются выявленные нарушения, она служит исключительно для фиксации срока окончания проверки. Для отражения всех обнаруженных нарушений предназначен другой документ – акт выездной налоговой проверки. Однако наличие на руках налогоплательщика справки о проведенной проверке является важным обстоятельством, поскольку именно с момента составления справки налоговая проверка считается законченной и начинают исчисляться сроки составления акта.  
Иногда выездная налоговая проверка сильно затягивается со стороны налоговых органов и не дает возможности организации спокойно осуществлять свою предпринимательскую деятельность. Поэтому вопрос о продолжительности проверкиявляется краеугольным камнем в отношениях с налоговым органом.

Порядок проведения налоговых проверок

Вернуться к списку статей

Наиболее серьезной формой налогового контроля является проведение выездных налоговых проверок, которые осуществляются налоговыми органами на основании утвержденного плана. Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств. Данные сведения могут быть получены налоговыми органами самостоятельно при проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, а также от других источников (правоохранительные органы, органы государственной власти и местного самоуправления и др.).

Направление в налоговый орган информации в отношении налогоплательщика, полученной правоохранительными органами в ходе оперативно-розыскных мероприятий (90 Кб, pdf).

В случае необходимости  может быть назначена совместная выездная налоговая проверка, в проведении которой принимают участие как сотрудники налоговой инспекции, так и полиции.

Как показывает практика, в основном в план выездных налоговых проверок попадают организации, имевшие взаимоотношения с проблемными контрагентами, что дает налоговому органу основания предполагать необоснованное получение налоговой выгоды.

Наличие следующих признаков  свидетельствует о вероятности квалификации контрагента налоговыми органами как проблемного, а сделок, совершенных с таким контрагентом, сомнительными:

  • отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.).
  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

  • контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
  • существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.;
  • наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
  • отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

Информация о работе Выездная налоговая проверка