Анализ расчетов с бюджетом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

По образному выражению Екатерины II: « Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его». И мы не погрешим от истины, если будем утверждать, что проблема налогов всегда находилась в эпицентре общественного внимания. И это далеко не случайно, поскольку в налогах балансируются и преломляются различные, а зачастую и разнонаправленные интересы государства, деловых кругов и граждан.

Содержание

Введение ……………………………………………………………
1-3
1. Анализ динамики налогооблагаемой базы …………………
4-26
1.1. Сущность налогов и принципы налогообложения ………….
4-18
1.2. Анализ динамики основных налоговых баз и налоговых платежей организаций ……………………………………………..

19-26
Анализ и структура налоговых поступлений ………………
27-35
3.Анализ расчетов с бюджетом …………………………………
36-66
3.1. Налоговая нагрузка как основной показатель, характеризующий взаимоотношения организаций с бюджетом ..

36-49
3.2. Налоговое планирование как способ оптимизации налоговых обязательств налогоплательщика …………………….

50-58
3.3.Пути совершенствования финансовых отношений организаций с бюджетом по налоговым платежам ……………...

59-66
Заключение ………………………………………………………..
67-70
Список литературы ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом по анализу1ХОРОШИЙ.doc

— 554.50 Кб (Скачать файл)

В Республике Беларусь для оценки величины налогового бремени на экономику наибольшее распространение получили  такие показатели, как уровень централизации и номинальная (реальная) налоговая нагрузка. Уровень централизации представляет собой отношение всех доходов государства, аккумулируемых в рамках бюджета и внебюджетного фонда социальной защиты населения (начиная с 2004 года данный фонд стал бюджетным) к ВВП и рассчитывается по формуле:

               Дб +Дв

Уц =   ------------- x 100%, где           

                              ВВП

Уц – уровень централизации финансовых ресурсов,

Дб  - доходы консолидированного бюджета,

  Дв – до 2004 г. доходы внебюджетного  фонда.

Налоговая нагрузка на экономику имеет два уровня: номинальный и реальный. Номинальная налоговая нагрузка на экономику характеризует фискальный потенциал действующей системы налогообложения и рассчитывается как отношение начисленных к уплате платежей в бюджет с учетом ФСЗН ( далее налоговых платежей в бюджет) к ВВП. Реальная налоговая нагрузка, рассчитанная как отношение уплаченных в течение рассматриваемого периода  налоговых платежей в бюджет к ВВП, отражает фактические возможности экономики по формированию доходов бюджета и в сопоставлении с номинальной  служит своего рода индикатором текущего состояния государственных финансов и эффективности налоговой системы.

Но  концептуальная  определенность показателя налоговой нагрузки до настоящего времени так и не воплотилась в методическое единообразие его расчета, что в условиях действующей экономической практики   приводит к произвольному толкованию  способа его определения.

  Очень часто под налоговой  нагрузкой на экономику понимают  долю всех доходов государственного  бюджета в ВВП (так называемый уровень централизации), что проистекает из заблуждения об исключительно налоговых источниках   формирования государственной казны. Конечно,  в любом современном государстве налоги  составляют подавляющую массу доходов бюджета. ( См. диаграмму 3.1.1)

                               Диаграмма 3.1.1

 

Роль налогов в формировании доходов бюджета РБ в 2003 году

 

Так, в США налоговые поступления формируют 90% бюджета, в Германии – 80%, в Японии – 75%, в России – 89%. В Республике Беларусь этот показатель вполне соответствует  мировой практике и колеблется в диапазоне 86-89%. Но не будем забывать, что не налогами едиными пополняется бюджет и в определенной мере государство самостоятельно  участвует в собственном содержании за счет средств от реализации государственного имущества, прибыли Нацбанка, поступления доходов от внешней торговли,  от реализации конфискованного и бесхозяйного имущества и др.. Такие поступления не являются налогами и, соответственно, не могут приниматься во внимание при расчете налоговой нагрузки. 

Абстрагировавшись от неналоговых поступлений, мы приходим к выводу, что налоговая нагрузка на экономику представляет собой  долю в ВВП только налогов и сборов и, как следствие, ее уровень несколько  ниже показателя централизации. (См. Приложение 2) Графически данное утверждение проиллюстрируем на диаграмме 3.1.2.

Диаграмма 3.1.2

Налоговая нагрузка и уровень централизации в Республике Беларусь в 1998-2003 гг..

 

  Подчеркнем, что расчет величины  налоговой нагрузки производился  без учета отчислений в фонд социальной защиты населения, которые до 2004 года поступали в самостоятельный внебюджетный фонд.  В частности, если за 2003 год  уровень централизации финансовых ресурсов в рамках консолидированного бюджета республики  составил  33,9%, то  налоговая нагрузка на экономику  - только  29,3%  к ВВП. Но нельзя  забывать о существовании в белорусской бюджетно-налоговой практике  такого серьезного источника централизованных финансовых ресурсов государства как отчисления в фонд социальной защиты населения, которые по своей экономической природе можно смело отнести  к платежам налогового характера. С учетом этих   отчислений величина налоговой нагрузки на экономику республики за  2003 год составила 40,1%, а всего в распоряжение государства поступило и централизованно перераспределено  44,7% ВВП.

Нередко под понятием налоговой нагрузки на экономику подразумевается размер  изъятия созданной  валовой добавленной стоимости. Так, например сотрудниками Международного центра сравнительных исследований проблем налогообложения для измерения налоговой нагрузки было введено понятие полной ставки налогообложения. Оно отражает долю добавленной стоимости в целом по экономике, изымаемой в виде налогов в государственный бюджет, и рассчитывается как отношение общей суммы налогов и платежей к величине добавленной стоимости, созданной  в процессе производства и реализации товаров и услуг.  Так,  согласно расчетам специалистов центра, например,  в Российской Федерации общее налоговое бремя оценивается в 53-60%, что на 10-16 процентных пункта выше, чем в развитых западных странах и, более того, намного выше уровня так называемой «налоговой ловушки» (40%),  когда инвестирование в развитие производства становится невыгодным.

Еще более запутанная ситуация возникает при попытке оценить уровень налогового давления на конкретного плательщика, поскольку ни в отечественной, ни в мировой финансовой науке и практике до настоящего времени так и нет  ясности в определении как числителя (какие налоги необходимо учитывать), так и знаменателя (к чему их следует относить).

При определении общей суммы налоговых обязательств камнем преткновения, как правило, служат те обязательные платежи, по которым предприятие по поручению государства выступает в качестве налогового агента по их перечислению в бюджет (подоходный налог, отчисления в пенсионный фонд), косвенные налоги и финансовые санкции.

В частности, в нашей республике для   расчета налоговой нагрузки на предприятие превалирует предложенная специалистами МНС  методика отнесения начисленных налогов к выручке от реализации продукции.

На микроуровне налоговая нагрузка рассчитывается  как доля налоговых платежей в бюджет в общем объеме выручки конкретного предприятия или предприятий отрасли. Тем самым показывается  степень налоговых изъятий из выручки предприятий и в усредненном виде (без учета каскадности некоторых налогов) исследуется, какова доля налоговых и неналоговых платежей в цене производимых товаров и оказываемых услуг.

Средний уровень налоговой нагрузки на микроуровне (номинальный и реальный) рассчитывается как отношение начисленных (уплаченных) налоговых платежей в бюджет к суммарной выручке предприятий республики. Реальная налоговая нагрузка на одно предприятие в среднем по республике, характеризующая фактические возможности предприятий своевременно и в полном объеме погашать свои налоговые обязательства.

Специфика отдельных отраслей экономики, нашедшая свое отражение в налоговой системе, особенно отчетливо заметна при сравнительном анализе уровня их налоговой нагрузки. Для этой цели рассчитывается отраслевой показатель налоговой нагрузки (См. таблицу 3.1.2).

                                                                        Таблица 3.1.2

Динамика налоговой нагрузки по  отраслям экономики

Республики Беларусь в 1993, 1997, 1 кв. 2001 гг., %

 

 

1993

1997

2001

2002

2003

Всего по республике

22,8

20,0

19,2

16,7

16,9

в том числе:

Промышленность

25,4

19,9

19,2

19,6

19,8

Сельское хозяйство

16,4

13,9

15,5

15,3

14,0

Транспорт

23,0

27,6

21,1

17,9

18,4

Связь

42,6

34,9

27,1

25,8

26,2

Строительство

21,0

23,7

22,8

22,4

22,6

Мат.тех.снабжение и сбыт

10,6

11,7

8,4

10,4

107

Заготовки

9,9

13,6

9,2

8,9

8,7

Жил.ком.хозяйство

10,2

10,4

15,3

18,5

18,8

Непр.виды бытового обслуживания

30,8

28,6

26,1

27,2

27,5


В течение всего изучаемого периода в Республике Беларусь наиболее низкий уровень налоговой нагрузки сложился в таких отраслях как: жилищно-коммунальное и сельское хозяйство, заготовки и материально-техническое снабжение и сбыт. Такое положение связано с тем, что деятельность большинства предприятий этих отраслей малоприбыльна, а это ведет к более низкому поступлению налогов из прибыли. Более того, данным  отраслям, учитывая их социальную значимость, предоставлен значительный спектр льгот по налогам и сборам в бюджет и внебюджетные фонды. Более того, если учесть дотации государства на поддержку этих отраслей, показатели их налоговой нагрузки были бы со знаком «минус».

Наиболее высокий уровень налоговой нагрузки  традиционно сложился на предприятиях связи, транспорта, непроизводственного бытового обслуживания и строительства. Это во многом обусловлено  более высокой трудоемкостью и, соответственно, достаточно высоким удельным весом затрат по оплате труда в себестоимости продукции, что сопряжено с ростом доли  налогов от фонда оплаты труда.

Необходимо иметь ввиду, что налоговая нагрузка конкретного предприятия может существенно отличаться не только от среднереспубликанского уровня налоговой нагрузки, но и среднеотраслевого. Такое неравномерное распределение налогового бремени между предприятиями внутри одной отрасли связано с предоставлением индивидуальных налоговых льгот и кредитов, использованием установленных законодательством постоянных льгот, а также структурой производственных затрат и, в конечном итоге, финансово-экономическим положением предприятия.

Для обеспечения единого подхода при оценке уровня номинальной и реальной налоговой нагрузки на конкретное предприятие республики (за исключением банков, страховых организаций и предприятий торговли) используется  следующая методика на основании данных баланса предприятия и приложений к нему, либо на основании расчетов по налогам и сборам, представляемых в налоговую инспекцию.

Реальная налоговая нагрузка предприятия (ННр) представляет собой отношение суммы уплаченных  налоговых платежей  в бюджет (Ун) к выручке  предприятия (с учетом всех налогов) (Вн) и свидетельствует о фактическом участии предприятия в формировании доходов бюджета. Динамика и уровень данного показателя в различных отраслях дифференцируются в зависимости от финансового состояния предприятия и особенностей строения его издержек производства (уровня материало-, фондо- и трудоемкости).

                                                Ун

                                ННр = -------------- x 100%                 

                                                 Вн

 

Номинальная налоговая нагрузка предприятия (ННн) характеризует фискальный потенциал действующей налоговой системы по отношению к данному субъекту предпринимательства и рассчитывается как отношение суммы начисленных налоговых платежей в бюджет  (Нн) к выручке  предприятия (с учетом всех налогов) (Вн). Основным фактором, определяющим динамику данного показателя, является изменение действующего налогового законодательства.

                                                 Нн

                                ННн = -------------- x 100%                 

                                                 Вн

Различие между номинальной и реальной налоговой нагрузкой обуславливается наличием задолженности (З) либо переплаты по платежам в бюджет (П). Соответственно, взаимосвязь указанных показателей отражается следующей формулой.

                                                            (П  - З)

                               ННр = ННн + -------------- x 100%      

                                                                Вн

Как следует из приведенных схем, в общую сумму налогов и сборов в бюджет  и внебюджетные фонды не включаются экономические санкции, отчисления в инновационные фонды, налог на доходы  и подоходный налог.

 Экономические санкции, хотя и уплачиваются в бюджет как и  налоговые платежи, но имеют отличную от них экономическую природу и иные основания для начисления.

Что касается отчислений в ведомственные инновационные фонды, то они не направляются в бюджет, а аккумулируются во внебюджетных инновационных фондах министерств, других республиканских органов государственного управления и государственных объединений. При этом  четко обозначена цель такой централизации средств - финансирование инвестиционных проектов и мероприятий по развитию производства, включая научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и освоение новых видов наукоемкой, конкурентоспособной продукции, новое производственное строительство, техническое перевооружение производства и т.д.

В налоговую нагрузку на юридические лица не включается также, налог на доходы и подоходный налог с физических лиц поскольку в соответствии с действующим законодательством предприятия выступают лишь налоговым агентом по удержанию и перечислению в бюджет указанных налогов, но не плательщиками этих налогов.

Данную методику расчета уровня налоговой нагрузки на микроуровне целесообразно  использовать при исследовании величины налогового бремени  по одному предприятию, либо при сравнительном анализе уровня этого показателя по отдельным предприятиям, занимающимся аналогичными видами деятельности. Это обусловлено тем, что величина налоговой нагрузки во многом зависит от таких показателей, как трудоемкость, фондоемкость, материалоемкость и рентабельность предприятия и будет существенно различаться в зависимости от вида осуществляемой деятельности.

Информация о работе Анализ расчетов с бюджетом