Анализ расчетов с бюджетом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

По образному выражению Екатерины II: « Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его». И мы не погрешим от истины, если будем утверждать, что проблема налогов всегда находилась в эпицентре общественного внимания. И это далеко не случайно, поскольку в налогах балансируются и преломляются различные, а зачастую и разнонаправленные интересы государства, деловых кругов и граждан.

Содержание

Введение ……………………………………………………………
1-3
1. Анализ динамики налогооблагаемой базы …………………
4-26
1.1. Сущность налогов и принципы налогообложения ………….
4-18
1.2. Анализ динамики основных налоговых баз и налоговых платежей организаций ……………………………………………..

19-26
Анализ и структура налоговых поступлений ………………
27-35
3.Анализ расчетов с бюджетом …………………………………
36-66
3.1. Налоговая нагрузка как основной показатель, характеризующий взаимоотношения организаций с бюджетом ..

36-49
3.2. Налоговое планирование как способ оптимизации налоговых обязательств налогоплательщика …………………….

50-58
3.3.Пути совершенствования финансовых отношений организаций с бюджетом по налоговым платежам ……………...

59-66
Заключение ………………………………………………………..
67-70
Список литературы ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом по анализу1ХОРОШИЙ.doc

— 554.50 Кб (Скачать файл)

Налоговый оклад – сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период времени, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

Налоговая квота – доля оклада налога в источнике налога. Она может быть исчислена по конкретному налогу, а также в целом по субъекту налога (по совокупному налогу). Налоговая квота отражает тяжесть налогового бремени, она показывает, какую часть доходов плательщика  изымает каждый отдельный налог и все налоги в совокупности.

Налоговая льгота – снижение размера (тяжести) налогообложения. Могут применяться следующие льготы: введение налогооблагаемого минимума – освобождение от налога части объекта налога; установление налогового иммунитета – освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; уменьшение оклада налога; предоставление налогового кредита (отсрочка внесения налогового оклада); изъятие из налогообложения части объекта налога; освобождение от отдельных видов налогов и ряд других.

Налоги, как один из важнейших экономических инструментов государственного регулирования экономики могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути  к благополучию страны. Поэтому каждое государство, особенно в период общественно-политических и экономических реформ, должно уделять  пристальное внимание формированию эффективного механизма налогового регулирования - главной задачи налоговой политики.

Такой механизм позволит не только обеспечить необходимую централизацию государственных средств, но и управлять экономическим ростом, движением инвестиционных потоков в направлении избранных в обществе приоритетов и тем самым содействовать структурной перестройке экономики.

Эффективность проведения налоговой политики в значительной мере предопределяется ее соответствием основным теоретическим принципам налогообложения.

Следует отметить, что в целом существует несколько основополагающих принципов налогообложения, которые были изначально сформулированы в классической теории налогов, а затем с некоторыми модификациями получили развитие в иных концепциях, в частности кейнсианской, монетаристской и других.

Речь идет о следующих принципах:

    • равномерности;
    • определенности;
    • удобства;
    • дешевизны.

Исключительно важным для формирования эффективной налоговой системы является обеспечение равномерности распределения налоговой нагрузки на плательщиков, поскольку в противном случае, например, при предоставлении каких-либо преимуществ отдельным предприятиям нарушается конкурентное равновесие на соответствующем товарном рынке с вытекающими отсюда негативными последствиями для экономики в целом.

Что касается принципа определенности, то налоговое законодательство должно быть стабильным, любые его корректировки ни в ком случае не должны приниматься задним числом, а о предстоящих изменениях плательщики должны быть широко проинформированы. Это позволит им принимать деловые решения на перспективу и будет способствовать повышению привлекательности инвестиционного климата в республике.

Помимо этого налоговое законодательство должно быть простым, понятным и удобным для налогоплательщиков, исключающим множество дифференцированных ставок и сложные расчеты.

Принцип дешевизны характеризует  эффективность налоговой системы для государства и определяется административными затратами на ее обслуживание. Следовательно, наиболее эффективной будет та система, которая обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет при наименьших затратах по их сбору.

Помимо этого налоговая система не должна сдерживать развитие экономики, поскольку значительная централизации средств в бюджете сегодня может завтра обернуться бюджетными потерями. Этот подход требует оптимизации уровня налоговой нагрузки. Кроме того, налоговая система может быть признана эффективной, если она  стимулирует развитие приоритетных направлений  в области экономического и социального развития общества.

Сущность налогов  наиболее полно проявляется в их функциях. В теории налогообложения выделяется, как правило, несколько функций налогов: распределительная, фискальная, стимулирующая и контрольная. Не вызывают сомнений, на наш взгляд, фискальная и распределительная функции. Первая вытекает из самой сущности налога, который, как было отмечено выше, представляет собой обязательный и безвозвратный платеж. Распределительная связана с последующим распределением государством полученных от налогоплательщиков средств.

Не менее важное значение в современном обществе приобретает и стимулирующая функция. Она заключается в том, что государство посредством предоставления льготных налоговых режимов направляет деятельность субъектов предпринимательства, граждан как плательщиков налогов в русло избранных в обществе приоритетов.

Определенные сомнения вызывает наличие у налога контрольной функции. Некоторые авторы характеризуют ее как способ оценки эффективности налогового механизма, инструментом выявления необходимости внесения корректив в бюджетно-налоговую политику.

На наш взгляд, уместнее вести речь о контроле за полнотой уплаты платежей в бюджет со стороны налоговых органов. Но это уже функция налоговых органов, а не налога как такового.

Существует множество классификаций платежей налогового характера по различным основаниям.

Во многих странах эти платежи подразделяют на налоги, пошлины, сборы и взносы. Налог, как правило, не имеет специальной цели (порядка его дальнейшего непосредственного использования государством). Лишь в некоторых случаях используются целевые налоги, однако при этом они никогда не бывают индивидуально возмездными.

В отличие от этого при уплате пошлины и сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взыскивается пошлина: без убытка, но и без чистого дохода.

Другая известная классификация разделяет налоги на прямые (подоходно-поимущественные) и косвенные (налоги на потребление). В основе деления лежат особенности объектов обложения и характер взаимоотношений плательщика и государства. Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, косвенные - в процессе их расходования.

В среде ученых и практиков идут дискуссии по поводу приоритетов прямого либо косвенного налогообложения. Как правило, превалирует точка зрения о том, что косвенные налоги в наибольшей степени несут фискальную функцию, что сдерживает экономический рост и, следовательно, необходимо увеличивать долю прямых налогов в доходах бюджета.

Не вызывает сомнений, что с позиции фискального значения косвенные налоги играют важнейшую роль. Действительно, выступая в форме надбавки к цене, они оплачиваются потребителем при покупке товаров и услуг и потому не зависят от прибыльности предприятий и являются наиболее стабильным и гарантированным источником поступлений в бюджет.

Вместе с тем из мирового опыта налогового регулирования известно о достаточно неоднозначном влиянии косвенных  налогов  на экономику. Являясь  одним из значимых ценообразующих факторов, они нередко оказывают негативное влияние на рыночную конъюнктуру. Вместе с тем нельзя забывать и о достаточно позитивном влиянии косвенного налогообложения на структуру потребления (например, через механизм взимания акцизов по алкогольным и табачным изделиям).

Поэтому, на наш взгляд, смещение приоритетов в структуре налогов не должно абсолютизироваться. Переход к увеличению доли прямых налогов должен быть постепенным и продуманным, учитывать реальный уровень доходов субъектов хозяйствования и населения, а также перспективы его роста на достаточно продолжительную перспективу.

В зависимости от распределения взысканных сумм между бюджетами различных уровней налоги делятся на закрепленные и регулирующие доходные источники. Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или в определенной части закреплены как доходный источник конкретного бюджета (бюджетов). Например, подоходный налог является доходом местного бюджета. Регулирующие источники ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита. В качестве регулирующих в Республике Беларусь используются акцизы, НДС, налог на прибыль. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении республиканского бюджета на конкретный год.

По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении решения вопросов установления и введения в действие налогов выделяют государственные и местные налоги.

Установление и введение в действие государственных налогов осуществляется решением высшего представительного органа государства в форме закона. Это не означает, что эти налоги обязательно поступают в центральный бюджет. Они могут зачисляться в бюджеты различных уровней. Например, в Республике Беларусь к таким платежам можно отнести НДС, налог на прибыль, налог на доходы, акцизы и др..

Местные налоги могут устанавливаться как высшим представительным органом, так и соответствующим местным (региональным) органом власти, но вводятся они только решением, принятым на местном уровне. В Республике Беларусь местные налоги  ежегодно устанавливаются Законом о бюджете и включают в себя  налоги с продаж, сборы за услуги и т.д.. С момента принятия Общей  части Налогового кодекса Республики Беларусь местное налогообложение устанавливаются ст.9 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь и включают в себя: налог с розничных продаж, налог за услуги, налог на рекламу, сборы с пользователей. Местные налоги всегда поступают в местные (региональные) бюджеты. В развитых странах число таких налогов колеблется от 20 до 50, а их удельный вес в общих доходах местных бюджетов - от 30 до 70%. В Республике Беларусь за счет собственно местных налогов (т.е. вводимых местными органами власти)  и  общегосударственных налогов, полностью поступающих в местные бюджеты, формируется около 60% доходной части местной казны.

    Налоги по порядку  их использования подразделяются  на общие и целевые (специальные). Общие налоги обезличиваются  и поступают в бюджет для  финансирования общегосударственных  мероприятий. Как правило, налог  не имеет целью покрыть какой-нибудь  конкретный расход. Это обосновывается необходимостью избежать подчинения совершаемых расходов поступлению отдельных видов налогов. Поэтому большинство налогов - общие.

Однако в ряде случаев введение целевых налогов способно сыграть положительную роль. Во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог, в пользе которого он непосредственно уверен. Во-вторых, эти налоги могут вводиться с целью придания большей независимости конкретному государственному органу. В-третьих, целевой характер налога может обосновываться тем, что необходимость затрат вызвана получением определенных доходов.

Целевые налоги, как правило, зачисляются в обособленные целевые бюджетные или внебюджетные фонды.

Существуют и другие основания деления налогов на виды: например, по субъекту налогообложения (налоги с юридических и физических лиц), по объекту налогообложения (налоги от выручки, от фонда оплаты труда, от прибыли, имущественные налоги и т.д.), по периодичности уплаты (регулярные и разовые), по методу налогообложения (равные, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные), и т.д. В принципе за основание деления налогов на виды можно взять любую особенность структуры налогов.

Налоговая система каждого государства - плод исторического национального развития и потому невозможно выделить эталонные характеристики, пригодные для оценки любой налоговой системы. Можно лишь дать наиболее общую ее оценку и наметить тенденции развития налоговых систем.

Существенной характеристикой налоговой системы является предусмотренное ею налоговое бремя. Другие экономические показатели связаны с установлением соотношений между различными видами налогов. Важным экономическим показателем является соотношение между доходами бюджетов от внутреннего налогообложения и внешней торговли. Он зависит от состояния экономики страны в целом. Чем более развита промышленность, тем в больших объемах страна экспортирует готовый продукт. Правительства, заинтересованные в развитии национальной промышленности, снижают или вовсе ликвидируют экспортные пошлины, поэтому их поступления незначительны, зато доля доходов бюджета от внутреннего налогообложения, напротив, весьма значительна. Менее развитые страны экспортируют главным образом сырье. Их протекционистская политика состоит в увеличении таможенных сборов, поэтому доля доходов от внешнеэкономической деятельности в этих странах превышает долю доходов бюджета от внутреннего налогообложения.

К важным характеристикам налоговых систем также относится соотношение прямых и косвенных налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги являются более простыми, чем налоги прямые. Они не требуют развитого налогового аппарата и изощренной системы расчетов. Поэтому в менее развитых странах доля косвенных налогов,  как правило, выше.

Среди параметров налоговых систем необходимо отметить и структуру прямых налогов, которая зависит от отношений собственности и соответствующих им распределительных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Анализ динамики основных  налоговых баз и налоговых  платежей организаций

 

Понятие налоговой базы вытекает из такого элемента налога как объект налогообложения, под которым понимается количественно измеримый экономический феномен, подлежащий налогообложению.

Информация о работе Анализ расчетов с бюджетом