Анализ расчетов с бюджетом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

По образному выражению Екатерины II: « Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его». И мы не погрешим от истины, если будем утверждать, что проблема налогов всегда находилась в эпицентре общественного внимания. И это далеко не случайно, поскольку в налогах балансируются и преломляются различные, а зачастую и разнонаправленные интересы государства, деловых кругов и граждан.

Содержание

Введение ……………………………………………………………
1-3
1. Анализ динамики налогооблагаемой базы …………………
4-26
1.1. Сущность налогов и принципы налогообложения ………….
4-18
1.2. Анализ динамики основных налоговых баз и налоговых платежей организаций ……………………………………………..

19-26
Анализ и структура налоговых поступлений ………………
27-35
3.Анализ расчетов с бюджетом …………………………………
36-66
3.1. Налоговая нагрузка как основной показатель, характеризующий взаимоотношения организаций с бюджетом ..

36-49
3.2. Налоговое планирование как способ оптимизации налоговых обязательств налогоплательщика …………………….

50-58
3.3.Пути совершенствования финансовых отношений организаций с бюджетом по налоговым платежам ……………...

59-66
Заключение ………………………………………………………..
67-70
Список литературы ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом по анализу1ХОРОШИЙ.doc

— 554.50 Кб (Скачать файл)

 Неэффективность административных  методов организации национального хозяйства по сравнению с рыночными, выразившаяся в конечном итоге в низком уровне жизни населения, в производстве неконкурентоспособной продукции, и, как следствие, приведшая к глубокому экономическому кризису, обусловила широкомасштабные процессы ее перестройки. Задачи подъема экономики потребовали новой гибкой налоговой политики, основанной на научном подходе и учете объективных реальностей.

Перед республиками бывшего СССР стала задача по построению налоговых систем на новых, общепризнанных принципах.

Становление налоговых систем в постсоциалистических странах и в Республике Беларусь в частности не является единовременным актом, а представляет собой процесс адаптации мирового опыта к условиям конкретного государства. Осознание сущности налогов имеет при этом не только теоретическое, но и практическое значение для научной организации налоговой системы, для повышения ее эффективности в мобилизации доходов государственного бюджета. 

Наиболее распространенный подход к рассмотрению сущности налогов состоит в том, что налоги – это историческое явление, без которого не существовало ни одно общество. Вместе с тем, развитие налогообложения  -  объективно необходимый процесс в любом обществе, обеспечивающий его продвижение вперед. Следовательно, понятие «налог» представляет собой экономическую категорию.

К определению данной категории в экономической литературе сложилось два подхода.

1. «Налог» рассматривается  как форма проявления налоговых  отношений, т.е. как обязательный  платеж в казну государства.

2. «Интегральное» определение налогов как совокупность присущих им свойств.

Первому подходу отвечают большинство определений, данных как в исторической ретроспективе, так и в наши дни.

В частности, такие известные экономисты начала ХХ века как И. М. Кулишер, М. И. Слуцкий, Н. И. Тургенев, Л. В. Ходский определили налоги как принудительные сборы, которые государство взимает с граждан для удовлетворения своих денежных потребностей.1

В фундаментальных работах современных налоговедов – И. В. Горского, В. В. Глухова, В.А. Кашина, С.Ф. Сутырина, Д. Г. Черника и других, налог определяется как «одна из форм  пополнения государственной казны2 или как сбор, устанавливаемый в одностороннем порядке и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей».3 Аналогичное определение налога приведено в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации: «Налоги – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований».3

В отечественной экономической литературе налоги определяются «как обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого для удовлетворения общегосударственных потребностей».4

Второй подход к рассмотрению сводится к рассмотрению последнего как сложного системного образования, вбирающего в себя элементы различных сфер знаний: экономика, права, философии и др.

Подобная трактовка понятия «налог» прослеживается в работах таких видных российских ученых, как А. В. Брызгалин, Е. Н. Евстигнеев, Л. П. Окунева, Т. Ф. Юткина.

Например, по определению А. В. Брызгалина, «налог – это категория комплексная, это симбиоз экономики и права, поэтому ни одна область знаний не в состоянии получить здесь безоговорочного приоритета… налог – это экономико-правовая категория».5

Г. Ф. Юткина рассматривает налоги как понятие, интегрирующее смысл всех налоговых категориальных образований («система налогообложения», «налоговая система», «налоговое производство») в их теоретическом восприятии и в конкретно-содержательных образах функционирования в государстве в определенный период времени».6  Для раскрытия категориального смысла понятия «налог», считает автор, следует исследовать его категориальные свойства, причем в строго определенной и иерархической последовательности.

1.Налог как  философская категория.

Высший философский смысл категории «налог» - это потребность каждого жертвовать часть своих «богатств» для обеспечения всеобщего благополучия. Соответственно, философия налогообложения базируется на этических поступках и принципах обязательного согласования финансовых интересов казны государства и плательщиков. «Философская» налоговая система – это своеобразный маяк, к которому должны устремиться все усилия налоговых реформаторов. Важно, что и в работах основоположников экономической науки: У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо налоги рассматриваются как добровольное подаяние на благо развития нации. Да и русское слово «подать», использовавшееся для обозначения государственных сборов в России до середины ХVIII века, произошло от слова «подаяние», т. е. добровольное пожертвование во имя приумножения общественного блага и развития конкретного человека.

2.Налоги как экономико-стоимостная категория.

Налоги выступают как совокупный компонент экономических процессов, а налогообложение – это метод достижения баланса финансовых интересов различных собственников.

3.Налоги как  финансово-перераспределительная категория.

Налоги – это важнейший элемент перераспределения ВВП между государством и налогоплательщиками. Налоги обеспечивают государство финансовыми ресурсами и в этом, пожалуй, их главный отличительный признак. Кроме того, участвуя в процессе перераспределения, налоги оказывают решающее влияние на другие  фазы движения общественного продукта: производство, обмен, потребление.

  1. Налоги как правовая категория.

Данное свойство налогов выражается через правовую формализацию системы отношений: «государство – налогоплательщик», установление конкретных видов налогов и методов управления ими.

  1. Налоги как фискальная категория.

Это свойство налогов позволяет количественно оценить величину денежного потока от налогоплательщиков к государству, соразмерить данную величину с расходами бюджета. Полученные результаты позволяют определить размер требуемых неналоговых источников пополнения бюджета.

Примечательно, что в развитых демократических государствах иерархия категориальных свойств налога выстраивается именно в вышеуказанной последовательности. В условиях  социально-экономических и политических преобразований, когда потребность в централизованных финансовых ресурсах возрастает, экономико-правовые нормы подчинены, главным образом, фискальному предназначению налогообложения. На практике это выражается в принятии налоговых норм, направленных на усиление налогового бремени.

Неоднозначность подходов к определению налогов свидетельствует об актуальности исследований налоговой тематики. Подтверждением тому служит мнение ряда видных российских экономистов о необходимости введения в образовательные системы экономических ВУЗов новой дисциплины – «Налоговедение». Вместе с тем, любое из рассмотренных нами определений налогов в той или иной мере отвечает на фундаментальный вопрос налоговой теории – вопрос о сущности налогов.

Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из сущности финансов. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Если рассматривать совокупный общественный продукт  как C+V+m, то одна его часть прибавочного продукта (m) в результате первичного распределения направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства(C) и рабочей силы (V), другая его часть направляется в доход государства.

Финансовые отношения с государством носят перераспределительный  характер, связанный с выполнением государством своих функций. Именно прибавочный продукт является как объектом обеспечения воспроизводственного процесса созданного совокупного общественного продукта, так и объектом формирования централизованного фонда денежных ресурсов государства.

Таким образом, прибавочный продукт выражает сущностные черты, свойства, природу и функции финансов в широком смысле как исходного звена финансовой системы; налог определяет сущностные черты государственных финансов и его основной категории – государственного бюджета. Посредством налогов осуществляется изъятие части стоимости общественного продукта (национального дохода) в денежной форме для общегосударственных нужд. Таким образом формируется доходная часть государственного бюджета. Изъятие же части стоимости общественного продукта (национального дохода) осуществляется государством в виде обязательных взносов юридических и физических лиц, в чем и состоит сущность налогов.

Взносы осуществляют основные участники производства общественного продукта:

  • работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
  • хозяйствующие субъекты;
  • владельцы капитала.

Налоги носят объективный характер, поскольку они связаны непосредственно с объективной деятельностью и функционированием государства и отражают реально существующие финансовые отношения.

Следовательно, объективная необходимость налогов, обусловленная существованием государства и их значительная роль в прогрессе экономики доказана самой историей развития государства и общества.

Экономическое содержание налогов выражается  взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства -  с другой, по поводу формирования государственных финансов. Причем, эти отношения не являются равноправными. Главенствующая роль в этих отношениях принадлежит государству, которое на условиях безвозвратности в законодательном порядке устанавливает правила изъятия доходов налогоплательщиков.

Действие власти в организации системы налогообложения ограничены социально-экономическими условиями и демократическими нормами.

Наконец, налогам как экономической категории присущи определенные свойства. К их числу можно отнести следующие:

  1. Налог служит удовлетворению общественных потребностей, которые устанавливаются государством. Государство в данном случае выступает выразителем интересов всего общества.
  2. Налог выражает одностороннее движение средств в бюджет. При этом косвенным образом они возвращаются к налогоплательщикам в виде предоставляемых государством социальных благ и гарантий. На этом, в частности основано законное право налогоплательщиков требовать от государства отчет об исполнении бюджета.
  3. Взимание налогов осуществляется на правовом основании по юридически закрепленным правилам. Ставки, сроки, льготы и др. элементы налогов заранее оговорены законом, так что порядок взимания исключает какой либо произвол.

После уплаты налогов, исполнив свой общественный долг, налогоплательщик обретает полную хозяйственную самостоятельность, именно этот смысл хотел донести до нас А. Смит, утверждая,  что налоги -  для тех, кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы. С позиции глубокого философского смысла, как уже упоминалось, налоги отражают общественную потребность жертвовать во благо всего общества, особенно во благо нуждающихся в защите и помощи. Опосредуя перераспределение общественного продукта, налоги балансируют интересы государства и налогоплательщиков и потому они демократичны в своей сущностной основе. Именно такое восприятие налога породило классические принципы налогообложения.

Социально-экономическую сущность налога отражают его элементы. Характеристика элементов налога используется в законодательных актах и нормативных документах государств, определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование. В практике налогообложения распространены и общепризнанны в большинстве стран мира следующие элементы налога:

Субъект налога (налогоплательщик) – это физическое либо юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность по внесению оклада налога в бюджетный фонд. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который и будет действительным носителем налога, или фактическим конечным плательщиком. Это различие связано с явлением переложения налогов.

Объект налога (объект обложения) – имущество, доход, предмет, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности и др., которые служат основанием для обложения налогом. Объекты налога многообразны. К ним относятся недвижимое имущество – земельные участки, дома, строения и т. п.; движимое имущество – ценные бумаги, денежные средства; предметы потребления; доходы – заработная плата, прибыль и др.

Источник налога – доход субъекта либо носителя налога, из которого вносится оклад налога. Например: источником налога на прибыль является прибыль, подоходного налога – заработная плата,  доходы лиц, работающих по найму, дивиденды и т. д. Источник может совпадать с объектом налога, примером может служить подоходный налог с рабочих и служащих: объект налога – заработная плата, она же источник налога.

Единица обложения (масштаб налога) – единица измерения объекта налога, принятая за основу для исчисления оклада налога.

Налоговая ставка – размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях), либо в процентах. Различают четыре метода: твердые (или равные), пропорциональные, прогрессивные, регрессивные ставки.

Информация о работе Анализ расчетов с бюджетом