Анализ расчетов с бюджетом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

По образному выражению Екатерины II: « Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его». И мы не погрешим от истины, если будем утверждать, что проблема налогов всегда находилась в эпицентре общественного внимания. И это далеко не случайно, поскольку в налогах балансируются и преломляются различные, а зачастую и разнонаправленные интересы государства, деловых кругов и граждан.

Содержание

Введение ……………………………………………………………
1-3
1. Анализ динамики налогооблагаемой базы …………………
4-26
1.1. Сущность налогов и принципы налогообложения ………….
4-18
1.2. Анализ динамики основных налоговых баз и налоговых платежей организаций ……………………………………………..

19-26
Анализ и структура налоговых поступлений ………………
27-35
3.Анализ расчетов с бюджетом …………………………………
36-66
3.1. Налоговая нагрузка как основной показатель, характеризующий взаимоотношения организаций с бюджетом ..

36-49
3.2. Налоговое планирование как способ оптимизации налоговых обязательств налогоплательщика …………………….

50-58
3.3.Пути совершенствования финансовых отношений организаций с бюджетом по налоговым платежам ……………...

59-66
Заключение ………………………………………………………..
67-70
Список литературы ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом по анализу1ХОРОШИЙ.doc

— 554.50 Кб (Скачать файл)

Отечественная налоговая система предусматривает различный уровень налогового бремени с различных элементов выручки, о чем свидетельствует таблица 3.1.3.

                                                                                            

    Таблица 3.1.3

 

Совокупный уровень налоговых изъятий в 2004 году по отдельным элементам выручки

 

 

Оборотные налоги

НДС

Платежи от ФОТ

Налоги из прибыли

Всего

Амортизационные отчисления

Материальные и приравненные к ним затраты

4,15

20

---

---

24,15

Средства на оплату труда

4,15

20

40

---

64,15

Прибыль

4,15

20

---

29

53,15


 

Как следует из данной таблицы, наибольшему налоговому давлению подвергаются предприятия с высоким уровнем трудоемкости и, соответственно, со значительной величиной расходов на ФОТ. Проиллюстрируем наше утверждение, используя информацию о величине налогового бремени ряда отечественных предприятий – материалоемких, фондоемких, трудоемких. (См. таблицу 3.1.4)

Таблица 3.1.4 

Уровень налоговой нагрузки на предприятия Республики Беларусь в 2003 году

Наименование организации

Налоговая нагрузка в 2003 году

трудоемкие

ОАО «Брестский чулочный комбинат»

26,0%

РУП «Борисовский завод медицинских препаратов»

17,7%

СООО «Белвест»

14,0%

фондоемкие

СООО «Мобильные ТелеСистемы»

11,0%

СП ООО «МЦС»

12,0%

материалоемкие

ОАО «Амкодор-Ударник»

12,3%

РУП «БелАЗ»

9,9%

УП «Минский тракторный завод»

12,5%


Прямым следствием высокого налогового давления на фонд оплаты труда  являются все увеличивающиеся масштабы сокрытий от налогообложения его реальной величины. Данные налоговых проверок и экспертные оценки показывают, что декларируемый фонд оплаты труда на предприятиях ниже его реальной величины в несколько раз, а по некоторым организациям – и в десятки раз. Решение столь непростой ситуации, на наш взгляд, лежит в плоскости реформирования системы социального налогообложения и, одновременно, введения системы совокупного декларирования и уплаты подоходного налога по фактически произведенным расходам.

Таким образом, вышеизложенная система показателей измерения налогового давления позволяет решить следующие задачи:

  • оценить  реальный уровень налоговой нагрузки практически на всех уровнях национального хозяйства;
  • исследовать динамику налоговой нагрузки на всех уровнях и определяющих ее факторов;
  • изучить структуру налоговой нагрузки  и выявлять причины ее изменения;
  • проводить корректные сравнения показателей налогового давления в рамках одной отрасли;
  • осуществлять пострановые сравнения.

 Однако, рассматриваемый способ определения  налоговой нагрузки оставляет за бортом аналитического исследования проблему  налоговой отягощенности различных элементов выручки, таких, как фонд оплаты труда, себестоимость, балансовая и чистая прибыль. Определение и оптимизация  величины налоговых изъятий из основных баз налогообложения (выручка, фонд оплаты труда, прибыль)  является краеугольным камнем  современного налогового планирования и неотъемлемым элементом системы финансового менеджмента.

Поэтому далеко не случайно, например,  в Российской Федерации для оценки налогового давления на микроуровне действует целая система обобщающих и частных показателей. При этом  механизм расчета каждого показателя  производен от целей и задач аналитического исследования. Так,  для изучения степени жесткости и эффективности налоговой системы в расчете состава налоговых издержек фигурируют  исключительно налоговые платежи без финансовых санкций  и пени. С другой стороны, при оценке  эффективности работы предприятия по исполнению налогового законодательства россияне рекомендуют оперировать не только величиной непосредственно налогов и сборов, но и учитывать также суммы штрафных санкций и пени, дополняющих платежи в казну.

  Обобщающие показатели налоговой  нагрузки отражают величину совокупного   налогового изъятия из общей суммы  финансовых ресурсов предприятия, поэтому их изучение позволяет судить о степени влияния налогов на финансовый потенциал субъекта предпринимательства. Частные показатели определяется путем отношения налоговых издержек к соответствующему источнику их покрытия. (См. таблицу 3.1.5)

                                                                          Таблица 3.1.5

 

Показатели налоговой нагрузки

Наименование показателя

Механизм расчета

Источник данных

Обобщающие показатели налоговой нагрузки

налоговая нагрузка на доходы предприятия

налоговые платежи/ выручка

Налоговые платежи

Налоговые декларации плательщика

Выручка

Форма 2 баланса, стр.010+НДС,акцизы,целевые бюджетные фонды, местные налоги с выручки + внереализационное сальдо

налоговая нагрузка на финансовые ресурсы предприятия

налоговые платежи/ среднегодовая сумма валюты баланса

Среднегодовая сумма валюты баланса

Форма № 1(гр.3 строка890+гр.4стр.890)/2

налоговая нагрузка на собственный капитал

налоговые платежи/

собственный капитал

Собственный капитал

форма № 1, раздел 3 , стр.590

Частные показатели налоговой нагрузки

налоговая нагрузка на выручку

налоговые платежи, относимые на выручку/

выручка

Налоговые платежи, относимые на выручку

Налоговые декларации по НДС, акцизам, оборотным налогам, местным налогам с продаж и сборам за услуги 

   

Выручка

Форма 2 баланса, стр.010+НДС,акцизы,целевые бюджетные фонды, местные налоги с выручки + внереализационное сальдо

налоговая нагрузка на себестоимость

налоговые платежи, отно-симые на себестоимость/

себестоимость

Налоговые платежи, относимые на себестоимость

Налоговые декларации по платежам от фонда оплаты труда и ресурсным налогам 

   

Себестоимость

Форма 2, стр. 020 по гр. 3

налоговая нагрузка на  прибыль от реализации

налоговые платежи, относимые на  прибыль/ прибыль от реализации

Налоговые платежи, относимые на  прибыль от реализации

Налоговые декларации по налогу на недвижимость, налогу на доходы, налогу на прибыль и местным налогам из прибыли

   

Балансовая прибыль

Форма № 2 баланса, стр.160

прибыль в распоряжении

налоговые платежи, относимые на прибыль, остающуюся  в распоряжении/ прибыль, остающуюся в распоряжении

Налоговые платежи, относимые на прибыль в распоряжении

экономические санкции, экологический налог за сверхлимитную добычу и выбросы, налог на приобретение автотранспортных средств

   

Прибыль в распоряжении

Форма № 2 баланса , стр.180


 

Помимо этого, налоговая нагрузка может быть показана в расчете на одного работника. При анализе ее сравнение с показателями средней заработной платы на 1 чел., прибыли на 1 чел. позволит установить вклад каждого работника в формирование прибыли предприятия, государственного бюджета и собственного дохода.

Современная теория налогов является развитой отраслью экономической науки, широко использующей экономико-математические методы. В основе моделей оптимизации налогов и определения предельного уровня налоговой нагрузки лежит теория Лаффера, сущность которой в следующем: чем выше налоговые ставки, тем более сильный побудительный мотив у производителей для уклонения от уплаты налогов.

Главной переменной у Лаффера являются предельные ставки налогов, которые, воздействуя на выбор и распределение ресурсов, непосредственно влияют на цены, стимулы, экономическое поведение и решения: осуществлять дополнительные инвестиции, расширять производство или нет. Если налоговая ставка выше предельного уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской деятельности и инвестирования, снижается прибыль, расширяется практика уклонения от уплаты налогов. В конечном итоге, снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение налоговых ставок, напротив, активизирует частную инициативу, стимулирует экономический рост и тем самым способствует расширению базы налогообложения и поступлению в бюджет дополнительных доходов.

Рассматривая налоговые поступления как продукт налоговой ставки и налоговой базы, Лаффер проследил графическую зависимость между ними (См. рисунок 3.1.1).

Рисунок. 3.1.1

Общая сумма налоговых поступлений. «Кривая Лаффера»

Ставка налога

(налоговых изъятий)


                                 %


                         100

 

                                                                       

                                 m  ---------------------------- М

 

                                     

                                        

 


                                       О                                             Т

 Налоговые поступления

           где, m – ставка налога, обеспечивающая максимальный уровень налоговых поступлений в государственный бюджет;

                 М – максимальный уровень налоговых поступлений в государственный бюджет.

По мнению Лаффера, сокращение налогов для экономики может дать тройной эффект:

во-первых, способствует преодолению дефицита государственного бюджета в связи со снижением масштаба уклонения и неплатежа налогов, повышением стимулов к производству и увеличению занятости, уменьшением правительственных трансфертных платежей (например, на пособия по безработице);

во-вторых, обеспечивает расширение налоговой базы вследствие увеличения предложения рабочей силы и капитала, т.е. расширения объемов производства;

в-третьих, обусловливает перевод капитала в высокоприбыльную сферу хозяйственной деятельности в связи с более эффективным распределением ресурсов по сферам экономики.

В соответствии с рассматриваемой теорией оптимальная ставка для изъятия налогов в бюджет, в границах которой происходит рост налоговых поступлений, - 30 % от доходов. Как свидетельствует мировой опыт, если средний уровень изъятия превышает 35-37% доходов, то это ведет не только к потере интереса к предпринимательской деятельности, но и за счет сокращения собственного инвестиционного потенциала - к нарушению расширенного воспроизводственного цикла и, в конечном итоге, к стагнации или спаду производства.

Вместе с тем, для оценки оптимального уровня налоговых изъятий, позволяющего обеспечить необходимые поступления в бюджет, не оказывая при этом сдерживающего влияния на развитие экономики, необходимо наряду с ориентацией на вышеуказанные общие теоретические посылки учитывать уровень экономического развития  государства и масштабы его социальной ориентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Налоговое планирование  как способ оптимизации налоговых  обязательств налогоплательщика.

 

В экономической литературе встречаются различные определения налогового планирования на предприятии. Вот некоторые из них: использование налогоплательщиками всех допустимых действующим законодательством средств, способов и приемов в целях максимального сокращения своих налоговых обязательств [40, с. 82]; планирование себестоимости и расходов из прибыли с целью сокращения налоговых платежей и отчислений в бюджет по действующему законодательству России [41, с. 23]; целенаправленная деятельность организации, ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет [42, с. 4]; извлечение дополнительных выгод предприятия путем тонкого и гибкого применения существующего налогового законодательства [41, с. 3]; искусство освобождать капитал от налогов [43, с. 1] и др. Из данных определений следует, что в основе налогового планирования лежит наиболее полное и правильное применение всех разрешенных нормативно-правовыми актами льгот, знание и умелое использование пробелов, существующих в налоговом законодательстве, учет позиции налоговой администрации, а также понимание финансовой и инвестиционной политики государства с целью минимизации налоговых взносов [40, с. 86]_

Информация о работе Анализ расчетов с бюджетом