Анализ расчетов с бюджетом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

По образному выражению Екатерины II: « Налоги для государства то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его». И мы не погрешим от истины, если будем утверждать, что проблема налогов всегда находилась в эпицентре общественного внимания. И это далеко не случайно, поскольку в налогах балансируются и преломляются различные, а зачастую и разнонаправленные интересы государства, деловых кругов и граждан.

Содержание

Введение ……………………………………………………………
1-3
1. Анализ динамики налогооблагаемой базы …………………
4-26
1.1. Сущность налогов и принципы налогообложения ………….
4-18
1.2. Анализ динамики основных налоговых баз и налоговых платежей организаций ……………………………………………..

19-26
Анализ и структура налоговых поступлений ………………
27-35
3.Анализ расчетов с бюджетом …………………………………
36-66
3.1. Налоговая нагрузка как основной показатель, характеризующий взаимоотношения организаций с бюджетом ..

36-49
3.2. Налоговое планирование как способ оптимизации налоговых обязательств налогоплательщика …………………….

50-58
3.3.Пути совершенствования финансовых отношений организаций с бюджетом по налоговым платежам ……………...

59-66
Заключение ………………………………………………………..
67-70
Список литературы ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом по анализу1ХОРОШИЙ.doc

— 554.50 Кб (Скачать файл)

• предприятие должно обозначить круг лиц, имеющих право выполнять определенные действия и процедуры в отношении налогов;

• любая финансово-хозяйственная операция должна сопровождаться письменным документом определенного образца;

      • для уменьшения риска возникновения  налоговой ошибки максимально используются стандартизованные документы. При этом ни один документ не должен существовать в единственном экземпляре;

      • повседневному контролю подлежит  обоснованность применения налоговых  льгот к каждой сделке.

Из вышесказанного нетрудно сделать вывод: воплощение в жизнь технологии внутреннего контроля налоговых расчетов — основа налогового планирования на любом предприятии. При этом налоговое планирование в любом хозяйствующем субъекте базируется на трех основных подходах к минимизации налоговых платежей:

• использование льгот по уплате налогов;

• разработка учетной политики;

• контроль за сроками уплаты налогов.

Снижение налогового бремени связано в первую очередь с полноценным использованием всей совокупности налоговых льгот, предоставляемых белорусским законодательством.

Определение и грамотное применение элементов учетной политики — одно из направлений эффективного налогового планирования. Принятая хозяйствующим субъектом учетная политика применяется последовательно из года в год и существенно влияет на финансовые результаты работы предприятия.

Можно выделить следующие основные параметры, влияющие на финансовые результаты в рамках учетной политики:

• норматив отнесения актива к основным средствам;

• порядок начисления амортизации по основным средствам;

• оценка материально-производственных запасов при принятии к учету;

• оценка материально-производственных запасов при отпуске в производство и ином выбытии;

• норматив отнесения актива к малоценным и быстроизнашивающимся предметам (МБП);

                  • метод начисления износа  по МБП;

• применение различных методов оценки производственных запасов;

• определение нематериальных активов и порядок их амортизации;

• метод учета затрат на производство и калькулирование фактической себестоимости продукции;

       • порядок создания производственных  резервов;

       • резервные фонды.

Следует, однако, учитывать, что для целей налогового планирования применимы не все положения бухгалтерского законодательства. Необходимо различать бухгалтерский и налоговый учет.

Учетная политика является мощным инструментом формирования затрат. В зависимости от целей и стратегий организации  учетная политика может быть активно использована для получения того или иного финансового результата. При этом в зависимости от отраслевых, производственных и прочих особенностей достаточно делать акцент не на всех, а на наиболее значимых ее параметрах. Экономически грамотное использование учетной политики позволяет привлечь в оборот дополнительные средства; снизить различные коммерческие риски; показать с наилучшей стороны финансовые результаты в отчетах акционерам, кредиторам, поставщикам, потенциальным инвесторам.

Нарушение установленных предельных сроков уплаты налогов влечет за собой наказание в виде экономических санкций и  пени. Поэтому в налоговом учете следует использовать налоговый календарь. Кроме того, необходимо учитывать и надежность банка. Если банк внушает опасения, то его надо менять, а налоги следует платить заранее. Использовать пятый принцип налогового планирования можно только в том случае, если банк надежный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3.Пути совершенствования  финансовых отношений организаций  с бюджетом по налоговым платежам

 

Проблема совершенствования финансовых отношений организаций и бюджета всегда находилась в эпицентре общественного внимания. Сквозь призму этой проблемы преломляются и балансируются разнообразные, а зачастую и разнонаправленные интересы деловых кругов и государства. Вместе с тем, основной пласт вопросов, возникающих в ходе взаимоотношений организаций и бюджета, связан с исчислением и уплатой налогов. 

Государство для полноценной реализации своих функций заинтересовано в обеспечении полноты и своевременности финансирования запланированных  бюджетных назначений. Плательщики, в свою очередь, нуждаются в финансовых ресурсах для обеспечения расширенного воспроизводства. В связи с этим в рамках финансовых отношений организаций и государства особую актуальность  приобретает вопрос оптимизации уровня налоговой нагрузки. При этом приходится решать одновременно две разнонаправленные задачи. С одной стороны, нужно ослабить налоговое давление на отечественных товаропроизводителей, создать  предпосылки для восстановления утраченных ими оборотных фондов и в перспективе способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем и мировом рынках.

С другой стороны, при существенном снижении налогового бремени остро встает проблема сбалансирования текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита, обеспечения республиканских и местных потребностей. Это может потребовать изыскания дополнительных резервов увеличения поступлений в бюджет.

В последние годы в республике ведется постоянная работа по решению сложившейся проблемы снижения налогового бремени при сохранении объема бюджетных поступлений. Предприняты определенные шаги в этом направлении и в 2004 году. Так,  в целях уменьшения  налогового давления  на экономику республики снижены ставки по основным косвенным налогам:

    • основная ставка по НДС - с 20% до 18%,
    • совокупная ставка по платежам в бюджетные фонды от выручки - с 4,5% до 4,15%. 

В дальнейшем наиболее перспективным направлением совершенствования налоговой системы республики является снижение ставок платежей от выручки.

 О негативном влиянии указанных платежей как на финансовое состояние большинства предприятий, так и на экономику в целом говорилось неоднократно. Вместе с тем до сих пор они активно  используются в отечественном налогообложении и при, казалось бы невысоких ставках, но благодаря каскадному эффекту составляют около 20% всех доходов бюджета, что практически сопоставимо с основным доходным источником - НДС.

Каскадный  эффект указанных платежей заключается в следующем. В отличие от НДС, предусматривающего зачет ранее уплаченного налога, в базу обложения оборотными налогами включаются все платежи от выручки, уплаченные на предыдущих стадиях производственного цикла. В результате такого двойного (тройного и т.д.)  налогообложения фактическая доля указанных платежей в выручке может существенно превышать установленную законодательством ставку, а налоговое бремя будет становиться все больше, чем длиннее дистанция до потребителя. При этом особенно негативное влияние платежи с оборота оказывают на крупные  предприятия   с высоким уровнем материалоемкости (машиностроение, нефтепереработка, химическая промышленность и т.д.), а ведь именно эти отрасли являются основой экономики республики.

В текущем году совокупная налоговая ставка указанных платежей составляет 4,15% от выручки,  в то время как в мировой практике предельно допустимой  считается ставка не более 1-2%. Превышение этого уровня сопровождается, как правило, значительными негативными последствиями для экономики любого государства, поскольку ведет к раскручиванию инфляционной спирали, вымыванию собственных оборотных средств предприятий и, как следствие, сдерживает развитие производства и ограничивает конкурентные возможности отечественных производителей на мировом рынке. В связи с этим уменьшение ставок указанных платежей  позволит не только снизить налоговую нагрузку, но и позитивно отразиться на финансовом состоянии предприятий.

          Не менее  актуальным направлением совершенствования  финансовых отношений государства  и организация является снижение  налогового бремени на фонд  оплаты труда. В настоящее время в соответствии с действующим законодательством фонд оплаты труда является объектом обложения следующими обязательными платежами:

  • единый платеж от фонда оплаты труда в размере 5%, включающий в себя чрезвычайный налог и отчисления в фонд занятости;
  • отчисления в фонд социальной защиты населения (35% от ФЗП);
  • подоходный налог с заработной платы.

 Более того, заработная плата, являясь элементом добавленной  стоимости, и, следовательно, и цены  продукции, включается в базу  обложения  НДС, а также оборотными и местными налогами от выручки. В результате суммарное налоговое давление на фонд оплаты труда составляет  более 70%, что усиливает мотивацию отечественных  предприятий по сокрытию реального фонда оплаты труда. Поэтому на сегодняшний день очевидна необходимость снижения налогового бремени на рассматриваемый  объект налогообложения, что  позволит не только несколько уменьшить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, но и за счет исключения данного налога из затратной части предприятий увеличить размер налогооблагаемой прибыли.

Учитывая изложенное, в соответствии с Законом  «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» в будущем финансовом году планируется  сократить косвенное налоговое давление  за счет  снижения совокупной ставки платежей в целевые бюджетные фонды - с 4,15% до 3,9%, а также снизить ставку единого платежам от фонда заработной платы с 5% до 4% .

 Столь серьезные изменения  в налоговой сфере, безусловно, затронут  деятельность всех отечественных  субъектов предпринимательства, поэтому  весьма актуальной  представляется попытка оценить  их влияние  на общую величину налоговых обязательств.

Для такой оценки  используем упрощенный вариант  калькуляции отпускной цены абстрактного предприятия, рассчитав по одинаковым исходным данным предполагаемую сумму налоговых обязательств  по методологии налогообложения текущего года и с учетом планируемых изменений. Исключив « прочие факторы» (колебания деловой конъюнктуры, внедрение новых производственных технологий и др.),   такая методика позволяет определить влияние исключительно самих предполагаемых изменений в налоговой системе на объем и структуру платежей в бюджет (См. Приложение 3-4 и таблицу 3.3.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.3.1

 

Предполагаемое изменение

При сохранении неизменной цены реализации

При сохранении неизменным уровня рентабельности

Темпы роста, %

Себестоимости

99,9%

99,9%

Прибыли от реализации продукции

104,4%

100,0%

Выручки от реализации продукции

100,0%

99,7%

Прирост (+/-, п.п.)

Рентабельности реализованной продукции, %

+0,4 п.п.

0 п.п.

Налоговой нагрузки, %

-2,8 п.п.

-2,8 п.п.


 

Данные таблицы свидетельствуют, что снижение налоговых ставок по косвенным платежам в бюджет приводит к сокращению налоговых обязательств и, соответственно, высвобождению части финансовых ресурсов предприятия. На практике это дает возможность построения финансовой стратегии субъекта предпринимательства  по двум возможным направлениям.

    1. Сохранение сложившегося уровня рентабельности. В данном случае за счет снижения  налоговой нагрузки с 17,3% до 14,5% у предприятия появляется реальная возможность снизить отпускную цену  на 0,3%, что является определенным   преимуществом в условиях жесткой ценовой конкуренции и создает предпосылки для расширения рынков сбыта.  При  этом бюджет может рассчитывать на  частичную компенсацию потерь от  снижения ставок за счет увеличения объемов реализации.
    2. Увеличение массы прибыли. Благодаря полученному финансовому резерву, при неизменной величине отпускной цены  предприятие может нарастить массу прибыли и тем самым получить дополнительные средства для расширенного воспроизводства. В результате применения такой стратегии снижение налоговой  нагрузки будет не столь существенным как в первом случае, что объясняется  определенной компенсацией потерь бюджета  налогами из прибыли.

Безусловно, приведенные варианты не являются единственно возможными и отечественные  субъекты предпринимательства с учетом сложившейся рыночной конъюнктуры будут лавировать высвободившимися финансовыми ресурсами в рамках рассчитанных крайних значений. И хочется надеяться, что наши предприятия не упустят такую объективную возможность оптимизировать свою финансовую стратегию.

Как уже отмечалось выше снижение налоговой нагрузки на отечественные организации должно сопровождаться поиском компенсации выпадающих доходов бюджета. На наш взгляд, резерв подобной компенсации сосредоточен в плоскости пересмотра и систематизации концептуальных налоговых льгот, ужесточения подходов к предоставлению мер индивидуальной налоговой поддержки.

Базовым принципом современных налоговых систем экономически развитых стран является принцип равномерности, который декларирует равный подход ко всем категориям плательщиков. Как показывает исследование особенностей государственного регулирования в странах с развитыми рыночными отношениями, налоговое регулирование,  проводимое через экономически обоснованную систему льгот, представляет собой взаимообусловленный комплекс налоговых преференций стратегического действия, способствующих компенсации  текущих финансовых потерь плательщика при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, становлении в производственной сфере имущественных основ малого и среднего бизнеса. Реализация подобных мероприятий позволит расширить налоговую базу и в перспективе обеспечить возмещение выпадающих доходов бюджета за счет увеличения налоговых поступлений.              

Информация о работе Анализ расчетов с бюджетом