Характеристика муниципального района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – определить характеристики социального развития муниципального района Свердловской области, выявить способы повышения эффективности развития муниципального района Свердловской области.
При этом задачами настоящей работы являются:
- характеристика направлений социального развития муниципального района Свердловской области;
- исследование тенденций социального развития муниципального района Свердловской области;
- анализ действующего нормативно-правового и локально-правового материала, регламентирующего вопросы социального развития муниципального района Свердловской области.

Содержание

Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Характеристика муниципального района как основного элемента системы местного самоуправления.......................................................8
1.1. Понятия и признаки муниципального района...........................................8
1.2. Вопросы местного значения муниципального района............................13
1.3. Совершенствование организации органов управления
муниципальным районом...........................................................................23
Глава 2. Социальная основа развития муниципального района..................31
2.1. Правовой режим имущества муниципального района...........................31
2.2. Проблемы регулирования расходов и доходов бюджетов.....................39
2.3. Проведение муниципальных выборов, публичных слушания
и иные формы участия граждан. Направления развития
социального участия граждан...................................................................45
Глава 3. Тенденции социального развития муниципального района..........53
3.1. Проблемы развития муниципального района.........................................53
3.2. Возможности реформирования социального
регулирования муниципального района..................................................60
Заключение...............................................................................................................69
Список использованных источников и литературы........................................73
Приложения..............................................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Коротаев. Анализ социально-эк. развития МР.doc

— 380.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо также осуществить  своевременное разрешение земельного вопроса, который сегодня остается на прежнем уровне – как в законодательном порядке, так на практике. С одной стороны, земля рассматривается в качестве территории, где осуществляется местное самоуправление, а с другой – она является одной из экономических основ его осуществления, ибо ее использование на правах собственности выступает источником получения доходов. Актуальным представляется и своевременное решение вопроса о порядке зачисления доходов в местные бюджеты, которые должны направляться в них непосредственно, а не кружным путем – через бюджеты других уровней. И таковыми, в наиболее общем виде, выступают проблемы развития местного самоуправления, присущие всем его субъектам.

Важное значение в настоящее  время приобретают вопросы территориального реформирования муниципального района, это касается также и Камышловского района Свердловской области.

Схема территориального планирования муниципального района включает в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства  местного значения, в том числе:

- объектов электро- и газоснабжения  в границах муниципального района;

- автомобильных дорог общего  пользования между населенными  пунктами, мостов и иных транспортных  инженерных сооружений вне границ  населенных пунктов в границах  муниципального района;

- иных объектов, размещение которых  необходимо для осуществления  полномочий органов местного  самоуправления муниципального  района76.

Схема территориального планирования муниципального района, в том числе  внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района. Подготовка схемы территориального планирования муниципального района осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом комплексных программ развития муниципального района, с учетом содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планах поселений положений о территориальном планировании, с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Безусловно, существенное значение в  рамках функционирования Камышловского  района Свердловской области занимает развитие предпринимательской деятельности на территории данного района.

Несмотря на то, что по ГК РФ средства местного бюджета относятся к  муниципальному имуществу, ГК РФ, к  сожалению, не дает определения такого вида имущества. На сегодняшний день получается, что средства местного бюджета регулируются несколькими законодательными актами, между которыми зачастую наблюдается противоречие. С одной стороны, данный вид имущества регулируется как имущество (ГК РФ), с другой - как местный бюджет77. По-разному этот вид имущества регулируется другим российским законодательством, Законом о местном самоуправлении, нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.

Рассматривая денежные средства как  имущество, их надо относить к движимому имуществу. В связи с этим есть некоторая особенность отнесения их к движимому имуществу. Казна не обладает наличными денежными средствами. Казна включает в себя только утвержденный представительным органом местного самоуправления местный бюджет (ассигнования). Наличные же денежные средства находятся на счетах банка. Вместе с тем следует учитывать, что денежные средства постоянно находятся в обороте. Поэтому они как имущество имеют свою специфическую особенность и не могут служить вещью. Получается, что как бы имущество есть, а вещное право на это имущество отсутствует.

Помимо всех прав, которыми наделяется право собственности, средства местного бюджета невозможно приватизировать. Они не подлежат передаче в оперативное  управление и не могут быть использованы на праве хозяйственного ведения. К средствам местного бюджета как к особому виду муниципального имущества не может применяться приобретательная давность.

Если следовать нормам ГК РФ (глава 42), исполнительно-распорядительный орган  местного самоуправления может выдавать заем, кредиты, ссуды на целевые назначения физическим и юридическим лицам по соответствующим договорам. В то же время БК РФ такого права исполнительно-распорядительному органу не дает. Тем не менее местный бюджет (составление, расходование) регулируется нормами БК РФ, так как входит в бюджетную систему Российской Федерации и представляет собой совокупность муниципального бюджета, включая бюджеты поселков и сельских поселений. Средства местного бюджета относятся к имуществу, которое можно регулировать ГК РФ, но не в полном объеме, как право собственности, а со значительными ограничениями. Исследуя указанное законодательство, приходишь к выводу, что при использовании денежных средств в имущественном обороте необходимо, чтобы нормы ГК РФ при этом согласовывались с нормами БК РФ. Эти два законодательных массива плотно соприкасаются друг с другом по использованию денежных средств в гражданском обороте. На сегодняшний день бюджетное законодательство является определяющим и регулирующим в расходовании средств местного бюджета, а ГК РФ - только регулирующим, и то в определенной части: владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью78.

Для осуществления предпринимательской  деятельности и ее экономической  эффективности необходимо правильно организовать договорную работу. В связи с этим организаторам эффективной договорной работы необходимо уметь оперативно и достоверно выявлять, анализировать и оценивать основные результаты деятельности муниципальных организаций и, в первую очередь, показатели их хозяйственной и экономической деятельности.

Важно грамотно сделать экономический  анализ договора. Это позволит укрепить предпринимательскую и экономическую  деятельность органов местного самоуправления, их предприятий, учреждений и организаций, не допустить финансовые издержки, а также повысить эффективность заключаемых договоров.

Результативность предпринимательской  и экономической деятельности целесообразно  рассчитывать в денежной форме.

При этом объем работ, услуг можно  делить как на показатель численности работников, непосредственно занятых ее осуществлением, так и на показатель общей численности работников, так или иначе связанных с ее производством, т.е. с учетом управленческого, обслуживающего и другого персонала.

Реализация такой программы договорной работы, безусловно, упорядочивает предметную деятельность органов местного самоуправления, их учреждений, предприятий, организаций, обставляет ее необходимыми гарантиями.

Без правильной организации договорной работы, экономического анализа договора не может быть эффективна предпринимательская деятельность муниципальной организации.

Как уже отмечалось, муниципальные  организации участвуют в гражданско-правовых отношениях. Их деловые контакты с  хозяйствующими субъектами строятся на основе договора. Муниципальные организации через различные договорные формы участвуют в реализации федеральных, региональных и местных программ развития территорий и новых направлений своей хозяйственной деятельности79.

Для развития предпринимательской  деятельности муниципальных организаций необходимо внести в ГК РФ в отношении некоторых договоров (таких как купля-продажа, договор контрактации, энергоснабжения, транспортные договоры) новую норму по поставкам товаров для муниципальных нужд. Статья 525 ГК РФ не может быть применена к поставке товаров для муниципальных нужд. Закон РФ от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" требует детализации, так как правовое регулирование в этой области осуществляется для государственных органов, и в очень незначительной степени для муниципальных.

Соответственно, для развития предпринимательских  начал, конечно же, необходимо совершенствовать законодательное регулирование. Без  этого в том положении, в каком находятся сегодня муниципальные организации, эффективно осуществлять экономическую деятельность весьма затруднительно. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Практика современного развития местного самоуправления свидетельствует  о том, что успешное решение вопросов местного значения напрямую зависит от ряда факторов. Среди них в числе основных можно выделить эффективное экономическое развитие территории. Финансовая составляющая местного самоуправления как в России, так и за рубежом занимает ведущее место, и ее значение неуклонно возрастает80.

Проблемы экономического и социально-политического  характера требуют своего комплексного разрешения, хотя бы в силу их объективной  взаимосвязанности. И наиболее рельефно это проявляется в условиях сельской местности, где вопросы производства и жизнедеятельности населения тесно сопряжены. При этом решать их, по большей мере, придется собственными усилиями, опираясь на потенциальные возможности муниципального хозяйства, несмотря на то, что они невелики. А, кроме того, решать эти проблемы необходимо не просто совместно, но, прежде всего, «снизу», отыскивая собственные резервы и способы проведения реформ. Определив в наиболее общем виде актуальные вопросы становления местного самоуправления, необходимо также выявить и проблемы, возникающие в результате развития рыночной экономики, в том числе, определить проблемы общие и специфические – которые присущи конкретному району и обусловлены необходимостью становления рыночных отношений. В качестве наиболее характерных особенностей современной российской экономики сегодня выступают инфляция, неплатежи, задержки поставок и оплаты продукции, а также заработной платы. Оказались нарушенными связи и условия для нормального функционирования производства в целом, что позволяет говорить о его глубоком кризисном состоянии. При этом в наиболее тяжелое состояние попадает местное производство, во-первых, потому, что его положение во многом зависит от промышленности, а во-вторых, все вышеперечисленные кризисные явления здесь сказались в максимальной степени.

Проблемы социального развития муниципального района обуславливается  по существу двумя факторами: это  развитие местного производства и местного самоуправления. Однако эти факторы  не получили в силу ряда причин своего завершенного развития.

Проблема оценки уровня социального развития административного района не имеет однозначного ответа, так как определяется множеством факторов и условий, характерных только для данных территорий. Кроме того, подходы к оценке, выбор методов оценки зависят от целей исследования. В одних случаях оценка производится с целью установления типов территорий для определения направления экономического развития, в других - для использования оценки уровня развития для установления качества и уровня жизни населения.

Однако в современных условиях социального развития территории решающую роль в оценке уровня развития играет наличие и разнообразие внешних и внутренних факторов, включающих в себя следующие потенциалы: ресурсный, структуру производства территорий, социальной инфраструктуры, определяющие уровень и качество жизни населения.

Исходя из задач исследования, необходимо выявить внешние и внутренние факторы социального развития. Внешние  факторы и условия носят общеэкономический  характер и создают диспропорции развития как государства в целом, так и его отдельных территорий. Воздействие на социальное развитие внутренних факторов четко прослеживается в новых условиях экономического кризиса81.

В настоящее время, в частности, учитывая экономический кризис, охвативший в том числе и развитие муниципальных районов как самостоятельных участников системы местного самоуправления существенное, значение приобретает стабилизация трудовых ресурсов района.

Решение вопроса безработицы затрагивает  проблему уровня жизни, а следовательно  и ликвидации бедности. Крайне слабое развитие альтернативных рабочих мест в аграрной сфере, свертывание подсобных предприятий и промыслов непосредственно в сельскохозяйственных предприятиях отрицательно повлияло на занятость и доходы сельских жителей, провоцируя рост безработицы и уход работников в АПХ82. В условиях низкой мобильности сельских трудовых ресурсов неразвитая система рабочих мест порождает монополию на рынке труда. В этих условиях развитие дополнительных рабочих мест не в аграрных видах деятельности является одним из важнейших факторов стабилизации занятости и доходов сельского населения. Перспективным направлением развития альтернативной занятости населения является жилищное строительство. Его развитие возможно лишь при условии активизации рыночного спроса, что предполагает существенное увеличение доходов населения.

Основной задачей органов местного самоуправления муниципального района на сегодняшний день остается создание условий для равномерного развития всех муниципальных образований, своего рода «подтягивании» отстающих муниципалитетов как минимум до среднего по области уровня социального развития.

Подобная политика выравнивания уровней  социального развития муниципальных  образований может вестись в  нескольких направлениях.

Это может быть:

- прямое финансирование территории из областного бюджета;

- стимулирование инвестиционной  активности в районе;

- привлечение иностранных инвесторов;

Информация о работе Характеристика муниципального района