Характеристика муниципального района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – определить характеристики социального развития муниципального района Свердловской области, выявить способы повышения эффективности развития муниципального района Свердловской области.
При этом задачами настоящей работы являются:
- характеристика направлений социального развития муниципального района Свердловской области;
- исследование тенденций социального развития муниципального района Свердловской области;
- анализ действующего нормативно-правового и локально-правового материала, регламентирующего вопросы социального развития муниципального района Свердловской области.

Содержание

Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Характеристика муниципального района как основного элемента системы местного самоуправления.......................................................8
1.1. Понятия и признаки муниципального района...........................................8
1.2. Вопросы местного значения муниципального района............................13
1.3. Совершенствование организации органов управления
муниципальным районом...........................................................................23
Глава 2. Социальная основа развития муниципального района..................31
2.1. Правовой режим имущества муниципального района...........................31
2.2. Проблемы регулирования расходов и доходов бюджетов.....................39
2.3. Проведение муниципальных выборов, публичных слушания
и иные формы участия граждан. Направления развития
социального участия граждан...................................................................45
Глава 3. Тенденции социального развития муниципального района..........53
3.1. Проблемы развития муниципального района.........................................53
3.2. Возможности реформирования социального
регулирования муниципального района..................................................60
Заключение...............................................................................................................69
Список использованных источников и литературы........................................73
Приложения..............................................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Коротаев. Анализ социально-эк. развития МР.doc

— 380.00 Кб (Скачать файл)

- регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования;

- создание, реорганизация и ликвидация  муниципальных образовательных  учреждений;

- создание и ликвидация местных  (муниципальных) органов управления  образованием и (или) самоуправляемых  школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;

- назначение руководителей муниципальных  образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;

- строительство зданий и сооружений  муниципальных образовательных  учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

- контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов  собственности образовательными  учреждениями;

- использование государственных  и муниципальных образовательных  учреждений, объектов культуры и  спорта в интересах образования;

- установление дополнительных  налогов и льгот, стимулирующих  развитие образования;

- учет детей, подлежащих обязательному  обучению в образовательных учреждениях,  реализующих образовательные программы  основного общего образования22.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные и финансовые ресурсы для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в случаях и порядке, которые предусмотрены уставом муниципального образования.

Разграничение компетенции в области  образования между органами местного самоуправления регулируется в порядке, установленном уставом (положением) органов местного самоуправления (см. Приложение 1).

Полномочия по финансовому обеспечению  образовательного процесса, отнесенные к полномочиям органов государственной  власти субъектов РФ, определены в  ст. 29 Закона об образовании.

Органы местного самоуправления имеют  и другие полномочия в образовательной сфере, а также в сфере организации отдыха детей.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан  от 22 июля 1993 г. N 5487-1 устанавливают, что  к ведению органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан относятся:

- контроль за соблюдением законодательства  в области охраны здоровья  граждан;

- защита прав и свобод человека  и гражданина в области охраны  здоровья;

- формирование органов  управления муниципальной системы  здравоохранения; развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; создание условий для развития частной системы здравоохранения; организация первичной медико-санитарной, других видов медико-социальной помощи, обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи, обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории;

- формирование собственного  бюджета в части расходов на  здравоохранение;

- обеспечение санитарно-эпидемиологического  благополучия населения и условий  для осуществления государственного  санитарно-эпидемиологического надзора  на подведомственной территории; выявление факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье граждан, информирование о них населения и проведение мероприятий по их устранению, осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер;

- координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения в пределах своих полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения;

- формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан; осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан;

- охрана окружающей природной  среды и обеспечение экологической  безопасности; ликвидация последствий  катастроф и стихийных бедствий23;

- создание и обеспечение деятельности  учреждений для проведения реабилитации  инвалидов и лиц, страдающих  психическими расстройствами, организация  их обучения, профессиональной переподготовки  и трудового устройства, создание  специализированных предприятий, цехов и иных форм организации производства для этих групп населения, а также специальных учреждений для неизлечимо больных пациентов;

- регулярное информирование населения,  в том числе через средства  массовой информации, о распространенности  социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

- реализация мер по охране  семьи, материнства, отцовства  и детства; санитарно-гигиеническое  образование населения.

Первичная медико-санитарная помощь в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях оказывается органами местного самоуправления путем создания муниципальной системы здравоохранения.

К муниципальной системе здравоохранения  относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся  в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами.

Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой24.

Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной  системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных  для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Оказание медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов обеспечивается в учреждениях муниципальной системы здравоохранения за счет средств целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Скорая медицинская помощь оказывается  специальной службой скорой медицинской  помощи государственной или муниципальной  системы здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу25. Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней, в том числе и местного.

Кроме того, предусмотрена взаимная возможность передачи части своих полномочий органами местного самоуправления муниципального района и входящих в него поселений. При этом передача полномочий обязательно должна сопровождаться передачей необходимых для их осуществления финансовых ресурсов. Для передачи части полномочий органы местного самоуправления муниципального района и поселения должны заключить соглашение, в котором указываются основания и порядок прекращения его действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также финансовые санкции за неисполнение соглашения26.

Указанные соглашения могут заключаться  теми органами местного самоуправления, в чью компетенцию входит передаваемое полномочие. В то же время, исходя из того, что передача полномочий обязательно сопровождается выделением денежных средств из бюджета муниципального образования, представляется, что они должны утверждаться представительными органами муниципальных образований.

В целом, можно выделить следующие  сферы регулирования, связанные  с осуществлением муниципальными районами конкретных вопросов местного значения:

1) в области управления муниципальной  собственностью;

2) в области бюджетно-финансовой  деятельности;

3) в области коммунального и  бытового обслуживания населения;

4) в области транспорта и связи;

5) в области градостроительной  деятельности и земельных отношений;

6) в жилищной сфере;

7) в сфере поддержки предпринимательства;

8) в области здравоохранения;

9) в области опеки и попечительства;

10) в области образования и  культуры;

11) в области организации  отдыха населения, физической  культуры и спорта;

12) в области погребения и  похоронного дела;

13) в области охраны окружающей  среды и природопользования;

14) в области охраны общественного порядка;

15) в области обеспечения безопасности  и предупреждения чрезвычайных  ситуаций;

16) в области гражданской обороны  и мобилизационной подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Совершенствование организации  органов управления муниципальным районом

 

Одной из значимых новаций, предусмотренных Федеральным законом N 131-ФЗ, явилось введение в качестве общего правила двухуровневой модели территориальной организации местного самоуправления, предполагающей образование  и функционирование органов муниципальной власти по поселенческому и одновременно территориальному принципу и, соответственно, формирование в качестве муниципальных образований сельских и городских поселений, с одной стороны, и муниципальных районов, с другой. Особенности юридической природы данных публично-территориальных образований, содержание подлежащих их решению вопросов местного значения, состав полномочий их органов предопределили и особый характер их взаимоотношений между собой, в том числе при формировании представительных органов муниципальных образований районного звена.

Согласно ч. 4 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ представительный орган муниципального района может формироваться двумя  способами: путем прямых выборов  либо путем вхождения в его  состав по должности глав поселений, расположенных на территории данного муниципального района, и одновременно представителей из числа депутатов представительных органов соответствующих поселений, избираемых этими органами27. Первый из названных способов является непосредственным выражением требования ч. 2 ст. 130 Конституции РФ о наличии выборных органов в структуре органов муниципального образования. В прежнем правовом регулировании он предусматривался в качестве единственно возможного. Второй же, по существу, предполагает опосредованное представительство территориальных коллективов поселений на районном уровне. Данный подход, не являющийся оригинальным изобретением в отечественной истории развития муниципального права28, встретил существенные возражения в юридической литературе. По мнению ряда авторов, формирование представительных органов муниципальных районов путем делегирования, в частности, вступает в противоречие с вытекающим из Конституции РФ и Европейской хартии местного самоуправления принципом обязательного наличия в структуре органов местного самоуправления представительных коллегиальных органов муниципальной власти, избираемых непосредственно населением, нарушает право населения муниципального района самостоятельно через избираемые им органы местного самоуправления решать вопросы местного значения районного уровня, чрезмерно и необоснованно ограничивает право граждан на участие в осуществлении муниципальной власти. Вместе с тем из содержания приводимых в обоснование данной точки зрения аргументов можно вывести также и тезис более общего характера, а именно: поскольку местное самоуправление по сути своей выступает публичным управлением особого рода, основываясь на сочетании начал вертикального управления и самоорганизации (самодеятельности), и предполагает обеспечение иного качества и большего в сравнении с государственным управлением уровня интенсивности обратных связей с населением, повышенной включенности граждан в управление муниципальными делами, введение механизмов опосредованного представительства в муниципальных районах сужает демократические начала муниципальной власти, искажает и деформирует самое природу местного самоуправления.

Представляется, однако, что детальный  систематический анализ конституционных  и международных правоположений, норм действующего законодательства, во взаимосвязи с целями рассматриваемого правового регулирования дает основания не согласиться с приведенной правовой позицией.

Информация о работе Характеристика муниципального района