Характеристика муниципального района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – определить характеристики социального развития муниципального района Свердловской области, выявить способы повышения эффективности развития муниципального района Свердловской области.
При этом задачами настоящей работы являются:
- характеристика направлений социального развития муниципального района Свердловской области;
- исследование тенденций социального развития муниципального района Свердловской области;
- анализ действующего нормативно-правового и локально-правового материала, регламентирующего вопросы социального развития муниципального района Свердловской области.

Содержание

Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Характеристика муниципального района как основного элемента системы местного самоуправления.......................................................8
1.1. Понятия и признаки муниципального района...........................................8
1.2. Вопросы местного значения муниципального района............................13
1.3. Совершенствование организации органов управления
муниципальным районом...........................................................................23
Глава 2. Социальная основа развития муниципального района..................31
2.1. Правовой режим имущества муниципального района...........................31
2.2. Проблемы регулирования расходов и доходов бюджетов.....................39
2.3. Проведение муниципальных выборов, публичных слушания
и иные формы участия граждан. Направления развития
социального участия граждан...................................................................45
Глава 3. Тенденции социального развития муниципального района..........53
3.1. Проблемы развития муниципального района.........................................53
3.2. Возможности реформирования социального
регулирования муниципального района..................................................60
Заключение...............................................................................................................69
Список использованных источников и литературы........................................73
Приложения..............................................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Коротаев. Анализ социально-эк. развития МР.doc

— 380.00 Кб (Скачать файл)

В состав собственных доходов бюджетов муниципальных районов, в которых  формирование представительных органов муниципальных районов осуществляется в соответствии с Федеральным законом, включаются субвенции, предоставляемые из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера. Размер указанных субвенций определяется представительным органом местного самоуправления муниципального района по единому для всех поселений, входящих в состав данного муниципального района, нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя бюджетных услуг соответствующего поселения.

Органы местного самоуправления заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять  хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в местный бюджет, оказывать экономическое и в  некоторых случаях административное влияние на муниципальные предприятия49.

Формирование расходов местных  бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, которые  установлены комментируемым Законом. По данным Министерства финансов РФ до принятия Закона о местном самоуправлении 2003 г. расходные полномочия одного муниципального образования составили в среднем 112 млн. рублей, а в новых условиях они составят 34 млн. рублей. Таким образом, расходные полномочия местного самоуправления в целом по России сократятся на 26%, а так как количество муниципальных образований после вступления в силу нового Закона должно увеличиться, расходы в среднем на одно муниципальное образование сократятся почти в 4 раза. Необходимо отметить, что в приведенных расчетах не учтены затраты на изменение территориальной организации местного самоуправления.

Расходы бюджетов в зависимости  от их экономического содержания делятся  на текущие расходы и капитальные  расходы. Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, которые  обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К данной категории расходов относят:

- статьи расходов, предназначенные  для инвестиций в действующие  или вновь создаваемые юридические  лица в соответствии с утвержденной  инвестиционной программой;

- средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

- расходы, направленные  на проведение капитального (восстановительного) ремонта;

- иные расходы, связанные с  расширенным воспроизводством, расходы,  при осуществлении которых создается  или увеличивается имущество, которое находится в собственности муниципальных образований50.

Текущие расходы бюджетов - часть  расходов бюджетов, которые обеспечивают текущее функционирование органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

БК РФ в ст. 69 содержит исчерпывающий  перечень форм расходов бюджетов. К  ним относятся: ассигнования на содержание бюджетных учреждений; средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых  физическими и юридическими лицами по муниципальным контрактам; трансферты населению; бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств); субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц; бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам; кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований; кредитов иностранным государствам; средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе муниципальных гарантий.

Органы местного самоуправления обязаны  вести реестры расходных обязательств муниципальных образований. БК РФ предусматривает, что органы местного самоуправления, а также муниципальные заказчики должны вести реестры закупок. При этом под реестром закупок следует понимать документ, содержащий в себе перечень приобретенных товаров (работ, услуг) и оплаченных за счет бюджетных ассигнований (ст. 73).

В соответствии с ч. 4 ст. 77 БК РФ органы, исполняющие бюджет, либо иные уполномоченные органы ведут реестры всех предоставленных  бюджетных кредитов по получателям  бюджетных кредитов. Под реестром получателей бюджетных кредитов следует понимать документ, содержащий в себе перечень лиц, которым были предоставлены бюджетные кредиты51.

Законодательно устанавливается, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры  и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий, а также нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. Однако такой объем самостоятельности предоставляется только в том случае, если муниципалитеты экономически самостоятельны. Если муниципальному образованию перечисляются дотации для выравнивания бюджетной обеспеченности, то размер оплаты вышеназванных лиц устанавливается законами субъектов Федерации в соответствии с предельными нормативами.

В целом, бюджет каждого территориального уровня как инструмент реализации финансовой политики государства служит для  распределения и перераспределения  финансовых ресурсов на определенной территории, посредством чего происходит финансовое обеспечение публичных функций, а сами бюджетные отношения выступают в таком случае существенным элементом социально-экономического развития государства и муниципальных образований (см. Приложение 4).

Бюджет муниципального района является составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципального района влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности соответствующих бюджетов. Тем самым предопределяется публично-правовой характер регулирования бюджетных отношений, выступающих в качестве экономического выражения суверенитета государства, материальной основы осуществления публичных функций и полномочий муниципального района, деятельность которых как публичных субъектов в силу ст. 1 (ч. 1), 4 (ч. 2), 15 (ч. 1 и 2), 66 (ч. 1 и 2), 76 (ч. 1, 2 и 5) Конституции РФ должна осуществляться в финансово-бюджетной сфере исключительно на правовых основаниях и в пределах, дозволенных Конституцией РФ и действующим законодательством52.

  1. Таким образом, местные бюджеты должны отражать как доходную, так и расходную части, которые формируются по результатам деятельности органов местного самоуправления, реализации поставленных задач и целей. 
    Проведение муниципальных выборов, публичные слушания и иные формы участия граждан. Направления развития социального участия граждан

 

Муниципальные выборы - это  выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных  лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Гарантии избирательных прав граждан  при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения  результатов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним региональными законами.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению (см. Приложение 3).

Выборы организуют и проводят избирательные  комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается53.

Становление и развитие института  выборов в России на каждом этапе  исторического развития обусловлено  множеством факторов - уровнем развития общества, предшествующим опытом электоральных  процессов, нормативной базой, политической ситуацией и иными обстоятельствами. Немаловажную роль играет и взаимовлияние общегосударственных и местных выборов. Они оказывают воздействие друг на друга как в плане политического влияния, так и в более узком смысле, в плане внедрения электорального опыта выборов одного уровня на избирательные процессы другого.

Безусловно, введение новых избирательных  элементов в общенациональные выборы оказывало прямое воздействие на выборы местные. Но местные выборы, как показывает исследование истории  выборов в России, в свою очередь, также серьезно влияли на избирательную политику государства в целом. В частности, многие элементы избирательного процесса вначале были введены в практику местных выборов, а лишь после этого (иногда много позже) внедрены в общенациональные избирательные процедуры54.

Так, стадия выдвижения кандидатов на выборные посты как самостоятельная  ступень избирательной процедуры  первоначально была сформирована именно в местных выборах.

Выборы - это наиболее распространенный институт в системе народовластия. Значение этого института состоит в том, что посредством выборов формируются представительные органы местного самоуправления и избираются выборные должностные лица местного самоуправления.

Специалисты отмечают следующие  особенности муниципальных выборов:

- при проведении муниципальных  выборов используется не пропорциональная, а мажоритарная избирательная  система;

- по сравнению с выборами  депутатов представительных органов  власти субъектов Федерации на  местном уровне чаще всего  используются многомандатные избирательные округа;

- низкий барьер участия избирателей  в голосовании55.

Закон также рассматривает такую  форму прямого волеизъявления населения, используемую на местном уровне, как  публичные слушания. Следует отметить, что данная форма не является абсолютно новой, так как публичные слушания ранее уже проводились на уровне муниципальных образований в соответствии с их уставами. Однако на федеральном уровне проведение публичных слушаний на уровне местного самоуправления закрепляется впервые.

Депутатские публичные слушания организуются в целях:

- доведения до населения муниципального  образования полной и точной  информации о рассматриваемых  проектах Совета депутатов;

- оценки отношения населения  муниципального образования к  рассматриваемым проектам решений Совета депутатов;

- инициирования народной правотворческой  инициативы;

- для выявления предложений  и рекомендаций со стороны  населения по важнейшим действиям  органов местного самоуправления, затрагивающим интересы всего  населения муниципального образования;

- перед рассмотрением вопросов  об установлении любых местных  налогов, штрафов, утверждением  новых расценок за услуги, тарифы  и нормативы потребления соответствующих  услуг;

- в иных случаях, не противоречащих  существующему законодательству.

Положение об общественных слушаниях действует, в частности, в рамках Камышловского района Свердловской области. Так, предусмотрены следующие цели общественных слушаний:

- информирование жителей города  о деятельности органов местного  самоуправления:

- обсуждение и выяснение мнения населения по вопросам местного значения;

- обсуждение и выяснение мнения  населения по проектам нормативных  правовых актов органов местного  самоуправления района;

- влияние на формирование общественного  мнения по обсуждаемым вопросам56.

Инициатива проведения публичных  слушаний принадлежит соответственно представительному органу муниципального образования и главе муниципального образования, а также населению. В последнем случае публичные  слушания назначаются представительным органом муниципального образования.

Демократический характер публичных  слушаний обеспечивается максимально  широким учетом в их ходе мнения жителей муниципального образования. В частности, действующее в рамках Камышловского района Свердловской области Положение "О депутатских публичных слушаниях" закрепляет, что в публичном обсуждении принимают участие депутаты Совета депутатов, должностные лица администрации муниципальных предприятий, учреждений и организаций. Кроме того, в депутатских публичных слушаниях могут принимать участие представители предприятий, учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собственности, но расположенных на территории муниципального образования, представители общественных объединений, политических партий, общественности, СМИ, а также граждане, проживающие на территории Камышловского района Свердловской области. Собрание граждан представляет собой форму непосредственного народовластия, реализуемую на уровне местного самоуправления. Как форма местного самоуправления оно проводится в целях обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного управления. Собрания граждан по месту их жительства дают возможность гражданам непосредственно высказывать свои мнения и выражать волю по вопросам местного значения. Такое понимание роли собраний граждан по месту жительства вытекает из суверенитета российского народа, частью которого являются российские граждане, проживающие на территории муниципального образования. Инициаторами проведения собрания граждан выступают57:

Информация о работе Характеристика муниципального района