Характеристика муниципального района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – определить характеристики социального развития муниципального района Свердловской области, выявить способы повышения эффективности развития муниципального района Свердловской области.
При этом задачами настоящей работы являются:
- характеристика направлений социального развития муниципального района Свердловской области;
- исследование тенденций социального развития муниципального района Свердловской области;
- анализ действующего нормативно-правового и локально-правового материала, регламентирующего вопросы социального развития муниципального района Свердловской области.

Содержание

Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Характеристика муниципального района как основного элемента системы местного самоуправления.......................................................8
1.1. Понятия и признаки муниципального района...........................................8
1.2. Вопросы местного значения муниципального района............................13
1.3. Совершенствование организации органов управления
муниципальным районом...........................................................................23
Глава 2. Социальная основа развития муниципального района..................31
2.1. Правовой режим имущества муниципального района...........................31
2.2. Проблемы регулирования расходов и доходов бюджетов.....................39
2.3. Проведение муниципальных выборов, публичных слушания
и иные формы участия граждан. Направления развития
социального участия граждан...................................................................45
Глава 3. Тенденции социального развития муниципального района..........53
3.1. Проблемы развития муниципального района.........................................53
3.2. Возможности реформирования социального
регулирования муниципального района..................................................60
Заключение...............................................................................................................69
Список использованных источников и литературы........................................73
Приложения..............................................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Коротаев. Анализ социально-эк. развития МР.doc

— 380.00 Кб (Скачать файл)

Участие в национальном проекте «Образование» и региональном проекте «Новая школа» позволило подготовить к лицензированию 15 образовательных учреждений, подключить все школы к сети Интернет, получить учебно-наглядные пособия, завершить ремонт детского сада и открыть дополнительно 5 групп.

Камышловского района Свердловской области  на протяжении последних лет является одной из благополучных территорий края по медико-демографическим показателям. Такие результаты были достигнуты в  первую очередь за счет участия района в национальном проекте «Здоровье» и приоритетном региональном проекте «Качественное здравоохранение».

Для создания достойных условий  проживания человека и комфортной среды  обитания необходимо развивать инфраструктурный потенциал. Одной из основных задач решения данного вопроса является строительство жилья.

Большое внимание уделяется развитию транспортной инфраструктуры и газификации  района. В 2007 году проведена реконструкция  автодорог в сельских поселениях. Газифицированы улицы в 3-х микрорайонах города, построен газопровод к котельной средней школы68.

Важно отметить, что в  настоящее время территория Камышловского района Свердловской области обладает более высоким экономическим и трудовым потенциалом, значительными мощностями топливно-энергетического комплекса, выгодным территориальным положением. При этом существуют определенные риски социального развития района. В свою очередь, трудно спрогнозировать развитие экономики территории при существующей зависимости наиболее крупных предприятий района от их головных организаций.

Необходимо рассматривать развитие территории с учетом экономического развития всей области. Для привлечения  инвесторов на территорию необходима система государственной поддержки  инвестиций. В этом направлении нам  необходима помощь и понимание региональных властей.

Главной целью Программы социально-экономического развития является стабильное повышение  качества жизни населения путем  решения ключевых социально-экономических  задач.

Достижение поставленной цели видится  в сбалансированном сочетании трех основных направлений:

- обеспечение экономического роста;

- развитие человеческого потенциала;

- развитие инфраструктуры (см. Приложение 5).

Обеспечение экономического роста  является главным и стратегическим направлением развития территории Камышловского района Свердловской области. Необходимо формирование экономики, обладающей потенциалом долгосрочного устойчивого роста.  Приоритетным направлением в развитии экономического потенциала будет формирование инвестиционной привлекательности территории района. В то же время, заинтересованность в инвестициях не предполагает «всеядности» при размещении тех или иных предприятий. Поэтому приоритет целесообразно отдавать высокотехнологичному и «чистому» бизнесу.

В связи с ростом объемов жилищного  строительства, будет увеличиваться потребность в строительных материалах и возрастет нагрузка на коммунальную инфраструктуру.

Увеличивается инвестиционная активность крупных и малых предприятий, направленная на расширение и модернизацию существующих производств, расширение ассортимента выпускаемой продукции. Несомненно, данные проекты окажут позитивное влияние на рост экономики территории района.

Создание благоприятной рыночной среды для развития малого бизнеса  и условий для его легализации  позволит увеличить объем производимых товаров и услуг, объем налоговых поступлений, количество занятых на малых предприятиях.

В настоящее время определены приоритетные сферы деятельности малого предпринимательства. Предполагается осуществить ряд  мероприятий, направленных на расширение информационного обеспечения и развитие сети бизнес- инкубаторов, фондов, центров поддержки малого предпринимательства69.

Одно из перспективных направлений  развития нашей территории - продвижение  туристического потенциала. Наличие  оборудованных площадок для отдыха, а также живописная природа являются приоритетом для развития туристического бизнеса.

Помимо рассмотрения конкретных перспектив социального развития Камышловского  района Свердловской области, важно  также обозначить некоторые тенденции  разрешения конкретных проблем района.

Так, обеспечение безопасности населения  одна из самых острых социальных проблем. Необходимо разработать мероприятия  по снижению уровня преступности в  районе, совершенствованию системы  профилактики правонарушений, обеспечению пожарной безопасности и безопасности дорожного движения, созданию благоприятных условий развития и воспитания детей и подростков во всех учреждениях, работающих с несовершеннолетними.

Для создания достойных условий  проживания населения необходимо развивать инфраструктурный потенциал. Строительство доступного и комфортного жилья, развитие дорожной инфраструктуры, газификация поселений – это основные задачи, которые важно решать в настоящее время.

В целом, следует отметить, что проблема социально-экономического развития муниципального района возникла в связи с необходимостью проведения общественных преобразований, направленных на дальнейшее развитие рыночных отношений и на становление местного самоуправления. Ее решение не простое, оно требует комплексного подхода. Главная роль в развитии новых экономических отношений отводится преимущественно органам местного самоуправления, а также всему населению муниципального района70. Ситуация усугубляется сложностями переходного к рыночной экономике периода и результатами проведенных непродуманных и непоследовательных реформ.

Перспективы развития конкретного  муниципального района так или иначе  связаны с его наиболее эффективным  и согласованным социальным развитием, при котором существенная роль отводится  системе местного самоуправления и местного производства. Трудности вхождения муниципального района в целом и местного производства, в частности, в рыночную экономику обусловлены прежде всего значительным  влиянием природных факторов, которые вносят в производственный процесс существенный элемент стохастичности. 
3.2. Возможности реформирования социального регулирования муниципального района

 

Представляется, что социально-экономическая  реформа должна представлять собой  стройную систему экономических, юридических, организационных, технологических, идеологических и социальных мер, базирующихся на цельной концепции общественного и хозяйственного преобразования и приспособления к существующему в настоящее время административному образованию. В результате допущенных ошибок административное и местное самоуправление оказалось в еще более глубоком кризисе, который усугублялся множеством факторов социально-экономического и политического характера. Усилению депрессивных тенденций в этой отрасли способствовало уменьшение возможностей обеспечения местного производства техникой и другими производственными ресурсами, рост цен на топливо и энергоносители, периодические инфляционные скачки и увеличение импортных товаров и пр. Сегодня административному району выйти самостоятельно из кризиса практически невозможно. Рассчитывать на значительную помощь со стороны государства, которая имеет место в экономически развитых странах не приходится.

Идея развития местного самоуправления сегодня уже практически никем  не подвергается сомнению, так как  без проведения децентрализации системы управления российским обществом невозможно осуществлять ни экономические, ни социально-политические реформы. Самоуправление выступает определенной базой для становления рыночной экономики и необходимой составляющей дальнейшей демократизации российского общества71.

Разрушение командно-административной системы и переход на путь демократизации российского общества осуществляется по целому спектру параметров, сущность которых, в наиболее общем виде, можно  определить как принципиальное изменение направленности процесса управления.

При этом развитие местного самоуправления в муниципальном  районе должно рассматриваться в  качестве одного из коренных преобразований в процессе реформирования нашего общества. С его помощью реализуется  право каждого человека на участие  в решении наиболее значимых для его жизнедеятельности проблем, а для различных субъектов государства предоставляется право поиска и выбора форм своего наиболее оптимального развития. При этом само многообразие возможностей экономического и социально-политического развития способствует нахождению путей наиболее прогрессивного развития и может считаться гарантом демократизации общества72.

Важно отметить, что при проведении реформы местного самоуправления на практике пришлось столкнуться с  многочисленными сложностями переходного  периода, к которым, прежде всего, необходимо отнести несовершенство всего действующего законодательства, что препятствовало ее осуществлению. Недостаточно разработанной оказалась и законодательная база для развития самого местного самоуправления, особенно те ее аспекты, которые затрагивают проблемы проявления инициативы и несения ответственности за предпринимаемые действия. Все вышеназванное следует отнести к проблемам общего характера, которые стоят перед всеми субъектами системы местного самоуправления.

Хотя здесь, справедливости ради, следует отметить, что в Федеральном Законе достаточно четко определены функции муниципальных образований (к которым причисляются и муниципальные районы), в том числе предусмотрена возможность их расширения в рамках уставов, что и было осуществлено в процессе разработки последних.

Важно отметить, что образование  муниципальных районов происходило  в так называемый до перестроечный  период. В результате административные районы попадают в неравное экономическое  положение, что, несомненно, будет отражаться на развитии местного самоуправления в целом. Причем, в наибольшем затруднении оказываются те районы, которые не имеют достаточной финансово-экономической базы для решения насущных проблем собственного социально-экономического развития. Но становление рыночной экономики и последовавший за этим спад промышленного производства (здесь не стоит останавливаться на его причинах) позволяют относить проблему финансового обеспечения развития системы местного самоуправления к проблемам общего характера, то есть сегодня она практически присуща всем административным образованиям.

Согласно Европейской Хартии местного самоуправления для защиты его наиболее слабых в экономическом отношении  органов должна быть предусмотрена  процедура перераспределения финансов, либо осуществлены эквивалентные меры по исправлению подобного неравенства, то есть, предоставлена возможность получения дополнительных доходов, позволяющих покрывать недостающие ресурсы. И такие меры не должны содержать даже потенциальной возможности для ограничения свободы действия органов местного самоуправления. Подобный подход обязан составлять основу бюджетно-налоговой политики демократического государства – по отношению к органам местной власти73. Но сегодня их полноценному воплощению в жизнь, во-первых, препятствует дефицит госбюджета, сложившийся в результате развития рыночных отношений, а, кроме того, не способствует и российское законодательство: в бюджетно-налоговой сфере, в вопросах собственности и землепользования.

В современных российских условиях, характеризующихся кризисными явлениями в экономической, политической и социальной сферах, так или иначе, продолжает оставаться потребность в активном участии государства в проведении местной экономической политики, но при этом ему должна отводиться активная регулирующая роль. Если сравнить отечественный и зарубежный опыт местного самоуправления, то различия здесь состоят, прежде всего, в том, что зарубежное самоуправление базировалось на развитой частной собственности и относительно высокой обеспеченности населения, при  которых налоги могли становиться основным источником доходов местных бюджетов. В Российских же условиях процесс реформирования осуществляется комплексно, при этом необходимо учитывать и влияние наследия, оставленного экономикой дефицита, а также многочисленные сложности переходного периода к рыночной экономике. Как отмечалось выше, и сам Федеральный Закон о местном самоуправлении не позволяет считать достаточным правовое обеспечение финансово-экономической основы местного самоуправления. Предпринимаемые в свое время попытки решать эти проблемы только организационными методами успехами не увенчались, и основную сложность при его становлении по сей день составляют проблемы бюджета, земли и собственности.

Таким образом, одной из болевых точек развития местного самоуправления в современных условиях является необходимость его финансового подкрепления. Решение же данной проблемы связывается с формированием, утверждением и исполнением местного бюджета административного района. Доходная часть местных бюджетов должна образовываться, прежде всего, за счет закрепленных и регулирующихся доходов. Помимо того, в бюджеты могут поступать: дотации – выделяемые из бюджета средства для покрытия необходимого его минимального уровня; субвенции – которые также поступают из бюджета, но под конкретные цели и на определенный срок; а, кроме того, могут использоваться заемные средства. И хотя практика займов в форме привлечения средств организаций, предприятий и населения все меньше пользуется доверием, тем не менее, определенные его виды могут сохраняться, в частности – жилищные займы74.

Обеспечение минимально необходимой  доходной базы местных бюджетов обязано  осуществлять государство за счет бюджетного перераспределения – такова мировая  практика, и такой механизм устанавливается Федеральным Законом. Основанием здесь служит необходимость обеспечения равенства для государства всех граждан – в плане их минимального бюджетного обеспечения. При этом государство не должно подходить к этому вопросу «по старинке», то есть механически перераспределять средства, исходя из принципа «социальной справедливости». С его помощью должна осуществляться соответствующая политика, при которой экономически развитые районы могут переходить на самофинансирование, а более слабым – оказываться содействие в развитии их инфраструктуры, чтобы впоследствии они сумели самостоятельно формировать собственную доходную базу. Источники доходов, предоставляемые государством дополнительно для обеспечения некоторого фиксируемого минимума, должны закрепляться за местными бюджетами на долговременной основе, иначе сложно говорить о заинтересованности местной власти в их развитии, а также об эффективном планировании деятельности75.

Информация о работе Характеристика муниципального района