Формы непосредственной реализации полномочий местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 08:34, контрольная работа

Краткое описание

1. Местный референдум (понятие, порядок назначения и проведения).
2. Муниципальные выборы (порядок организации и проведения). Правовая основа проведения местных выборов.
3. Проанализируйте Устав Вашего муниципального образования в части проведения референдума и выборов органов местного самоуправления. Как они соотносятся с законами Российской Федерации и ее субъектов? Какие основные формы участия органов внутренних дел в муниципальных выборах предусматривают нормативные акты? Как они реализуются на практике?
В рамках данной темы предусматривается рассмотрение двух основных форм непосредственной реализации полномочий местного самоуправления: местный референдум и муниципальные выборы. Необходимо отметить, что Конституция России закрепляет референдум и свободные выборы как высшее непосредственное выражение власти народа. Проанализировав местное законодательство, следует раскрыть понятия местного референдума и муниципальных выборов, указывая порядок их назначения, организации и проведения.

Вложенные файлы: 1 файл

МунП.docx

— 41.85 Кб (Скачать файл)

В этих случаях дату выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления назначает суд по заявлению прокурора или жалобе. Этот механизм был использован в Кемеровской области (например, в таких городах, как Прокопьевск, Междуреченск) и других регионах.

На уровне субъектов Российской Федерации нормы, регулирующие муниципальные выборы, содержатся в законах о местном самоуправлении, в избирательных кодексах и в законах о выборах в органы местного самоуправления. На уровне муниципальных образований вопросы организации и проведения местных выборов регулируются уставами муниципальных образований и положениями о выборах, утверждаемыми решениями представительных органов местного самоуправления.

Одним из важных вопросов, влияющих на организацию и проведение выборов, является выбор типа избирательной системы. Наибольшей популярностью при проведении местных выборов пользуется мажоритарная система выборов по одномандатным округам. Можно выделить ряд достоинств и недостатков этой системы. К преимуществам следует отнести приближенность избранных депутатов к своим избирателям; депутатам хорошо знакомы их избирательные округа, интересы жителей этих округов; личность депутата и его политические качества знакомы избирателям. Недостатком является следующее: у сформированного на такой основе представительного органа местного самоуправления отсутствует единый проект развития территории муниципального образования; каждый депутат стремится решить проблемы своего округа.

Пропорциональная же избирательная система обладает рядом противоположных качеств: ослабляет личные связи и персональную ответственность депутатов перед избирателями; представительный орган является выразителем общего интереса, обладает цельным проектом развития муниципального образования. Проблема применения пропорциональной системы заключается в неразвитости политической структуры общества, отсутствии устойчивых избирательных объединений на муниципальном уровне. При этом следует оговориться, что имеются в виду не столько чисто политические муниципальные избирательные объединения, сколько так называемые муниципальные (ратушные) партии. Этим термином принято обозначать объединения избирателей в муниципальных образованиях на основе общности взглядов в отношении предпочтительных путей развития территории.

В законах о выборах в органы местного самоуправления практически всех субъектов Российской Федерации в основу положена мажоритарная избирательная система. Это обусловливается рядом причин: степенью привычности как для населения, так и для представителей органов власти; относительной простотой организации избирательной кампании; неразвитостью политической структуры общества на местном уровне; боязнью слишком резких перемен; сложностью для населения при голосовании; низкой активностью избирателей и кандидатов.

Избиратели голосуют за своих представителей исходя скорее из их личных или деловых качеств, чем из партийной принадлежности.

Иногда в законе субъекта Российской Федерации предусматривается возможность выбора типа избирательной системы. Например, в статье 41 Избирательного кодекса Свердловской области предусмотрено, что выборы депутатов органов местного самоуправления проводятся по пропорциональной избирательной системе, выборы глав муниципальных образований проводятся по единому избирательному округу, включающему в себя территорию муниципального образования в целом (общемуниципальному избирательному округу). Выборы депутатов представительного органа местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут проводиться по одномандатным или многомандатным избирательным округам.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в структуре органов местного самоуправления: должны быть представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация. В отдельных случаях возможны исключения, установленные федеральным законом. Например, в небольших поселениях функции представительного органа осуществляет сход граждан.

Каждый из вышеназванных органов местного самоуправления имеет свои цели, функции; обладает определенными специфичными связями с другими органами местного самоуправления и населением. Эти обстоятельства и ряд других обусловливают различия в формировании этих органов, в выборе избирательной системы и особенностях проведения выборов в каждый из этих органов. Причем если в Федеральном законе 1995 г. на первое место был поставлен глава муниципального образования, то в Законе 2003 г. приоритет отдается представительному органу местного самоуправления.

Рассмотрим особенности формирования представительного органа местного самоуправления. В Федеральном законе 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был предусмотрен только один способ формирования представительного органа местного самоуправления - избрание непосредственно населением. В Законе 2003 г. предусмотрены иные правила (статья 35).

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. При большей численности представительные органы городских и сельских поселений, как и раньше, избираются непосредственно населением.

Представительный орган муниципального района формируется иначе.

Представительный орган муниципального района может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать 2/б от установленной численности представительного органа муниципального района.

Представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной нормой представительства, которая не зависит от численности населения поселения.

Этот способ используется, если такое решение поддержано представительными органами не менее чем 2/3 поселений, входящих в состав муниципального района, в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы. Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в вышеописанном порядке оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного на основании выборов непосредственно населением. Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Представительный орган муниципального района формируется из выборных должностных лиц поселений, входящих в состав муниципального района. От каждого поселения входят глава поселения и несколько депутатов. Норма представительства одинакова для каждого поселения независимо от численности поселения.

Указанные способы формирования представительного органа местного самоуправления муниципального района являются новыми для муниципальных образований и требуют создания соответствующей правовой базы на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В статье 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность использования следующих способов избрания главы муниципального образования:

1) избрание на муниципальных  выборах;

2) избрание представительным органом  муниципального образования из  своего состава.

Действовавшее ранее федеральное законодательство предусматривало аналогичные способы избрания главы муниципального образования.

Следует отметить, что законы субъектов Российской Федерации, регулирующие выборы главы муниципального образования, как правило, содержат нормы, регулирующие только избрание главы муниципального образования непосредственно населением. Как правило, этот вопрос регулируется актами органов местного самоуправления (уставами муниципальных образований, регламентами представительных органов местного самоуправления).

Вопросы избрания исполнительного органа местного самоуправления в законодательстве субъектов Российской Федерации практически не регулируются. Как правило, предусматриваются не выборы, а другие способы формирования исполнительного органа - назначение или конкурс. В соответствии со статьей 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Очередные выборы назначаются в связи с истечением срока полномочий органов местного самоуправления. Он не может быть менее двух и более пяти лет.

Избирательный процесс по выборам представительных органов местного самоуправления, главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц органов местного самоуправления состоит из одинаковых стадий, которые объединены в следующие этапы:

1-й этап. Подготовка к выборам. Для организации подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований формируются избирательные комиссии. Обычно формируются следующие избирательные комиссии:

1) избирательная комиссия муниципального  образования;

2) окружные избирательные комиссии;

3) участковые избирательные комиссии.

При проведении выборов главы муниципального образования полномочия окружной избирательной комиссии исполняет избирательная комиссия муниципального образования. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, положение избирательной комиссии муниципального образования в системе органов местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

Избирательные округа, списки избирателей формируются так же, как и при подготовке к проведению референдума. На образование округов может повлиять выбранный тип избирательной системы (возможно формирование многомандатных округов).

2-й этап. Назначение выборов. В соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Обычно выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований назначаются представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования. В отдельных случаях такое решение может быть принято судом, избирательной комиссией.

В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, если уполномоченный на то орган не назначит выборы в сроки, предусмотренные законом, а также в случае отсутствия уполномоченного на то органа очередные выборы назначаются и проводятся избирательной комиссией муниципального образования соответственно уровню выборов в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований.

3-й этап. Выдвижение и регистрация кандидатов. В соответствии с федеральным законом граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением, избирательным блоком.

О выдвижении кандидата, списка кандидатов в соответствующую избирательную комиссию представляется письменное уведомление.

Форма письменного уведомления и порядок его представления устанавливаются законом.

Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в соответствующую избирательную комиссию уведомления и заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.

Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога.

Информация о работе Формы непосредственной реализации полномочий местного самоуправления