Территориальные основы местного самоуправления в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 16:05, контрольная работа

Краткое описание

Муниципальное право - одна из отраслей права, которая призвана регулировать общественные отношения в сфере местного самоуправления. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту интересов граждан, проживающих на определенной территории. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия.
Местное самоуправление в странах, где оно развито, осуществляет свою деятельность за счет государственного финансирования, но при этом оно и экономически выгодно государственной власти. Обеспечение текущих потребностей граждан требует государственных средств независимо от наличия местного самоуправления

Содержание

Введение………………………………………………………….……………….3
Территориальное устройство местного самоуправления. Понятие и виды муниципальных образований. ………………………………….……..…..……5
Территория и границы муниципальных образований. …….….….….….9
Преобразование муниципальных образований………….….….……….13
Муниципальные образования специального типа…….…….…….…...18
Заключение…………………………………………………….…….…………..23
Список дополнительной литературы ………………………….………………25

Вложенные файлы: 1 файл

муниципальное право россии.docx

— 47.43 Кб (Скачать файл)

Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

  1. территория субъекта РФ разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения (плотность сельского населения в которых более чем в 3 раза ниже средней плотности сельского населения в РФ), могут не включаться в состав территорий поселений;
  2. территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов;
  3. территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
  4. в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;
  5. в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);
  6. в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый);
  7. законы субъектов РФ, устанавливающие и изменяющие границы поселений, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений;
  8. сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;
  9. в соответствии с законами субъекта РФ статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта РФ и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;
  10. административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;
  11. границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов РФ могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;
  12. территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;
  13. территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;
  14. территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;
  15. границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ;
  16. территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

 

 

 

 

 

 

 

 

Преобразование муниципальных образований

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» преобразованием муниципальных образований является:

  • объединение муниципальных образований;
  • разделение муниципальных образований;
  • изменение статуса юродского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов РФ по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов государственной власти.

Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления. органов государственной власти.

Рассмотрим каждую из форм преобразования муниципальных образований.

Объединение муниципальных образований

Объединение муниципальных образований может иметь различные причины, обусловленные местными или государственными интересами, решением экономических проблем и даже возвращением к исторической организации территории.

При объединении двух и более муниципальных образований появляется новое муниципальное образование, включающее в себя территории объединившихся муниципалитетов, их население, собственность и финансы, обязательства и т.д.

Важно, что при создании нового муниципального образования посредством объединения нескольких муниципальных образований необходимо заново сформировать все органы местного самоуправления. В этом основное отличие объединения муниципальных образований от его разновидности — присоединения.

Присоединение одного или нескольких муниципальных образований к какому-либо первичному муниципальному образованию, как и при объединении, ведет к созданию более крупного муниципального образования. Однако новое муниципальное образование не создается. Точнее, присоединяющее муниципальное образование получает новые территории, увеличивает численность населения.

приращивает собственность и финансы, однако нет необходимости заново формировать органы местного самоуправления.

Разделение муниципальных образований

Разделение муниципальных образований, как и их объединение, в основном возможно в целях реализации местных либо государственных интересов.

Разделение подразумевает появление из первичного муниципального образования двух или более меньших по территории, населению, финансово-экономическому потенциалу муниципальных образований. При этом органы местного самоуправления первичного муниципального образования расформировываются, а в новых муниципальных образованиях создаются заново.

Разновидностью разделения является выделение одного или нескольких муниципальных образований. Выделение как форма преобразования представляет собой фактический выход из первичного муниципального образования его части (частей), с сохранением самостоятельности первичного муниципального образования и обретением самостоятельности новыми муниципальными образованиями. В новых муниципальных образованиях в обязательном порядке должны быть созданы органы местного самоуправления, приняты устав и бюджет.

Разделение муниципальных образований, как и выделение, должно осуществляться в соответствии со следующим принципом: новая территория должна наследовать от первичного муниципального образования имущество и финансы, а также права, в количестве, необходимом для самостоятельного решения вопросов местного значения.

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Это новая для отечественного законодательства форма преобразования муниципальных образований.

В соответствии с ч. 7 ст. 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта РФ с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение.

Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

Кроме перечисленных в Федеральном законе трех форм преобразования и указанных нами двух форм преобразования муниципальных образований существуют еще две не менее значимые формы, не закрепленные на законодательном уровне, но фактически имеющие место при реализации местного самоуправления, — образование и упразднение.

Образование муниципального образования как форма преобразования имеет место при:

  • создании нового муниципального образования на территории, до этого муниципалитетом не являвшейся;
  • создании нового муниципального образования при объединении или присоединении муниципальных образований;
  • создание нового муниципального образования при разделении или выделении муниципальных образований.

Упразднение муниципального образования как форма преобразования знаменует собой «юридическую смерть» муниципального образовании и может иметь место при:

  • объединении, присоединении, разделении и выделении муниципальных образований;
  • изменении статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа;
  • утрате муниципальным образованием самостоятельности в связи с отсутствием населения, собственности или финансов.

Таким образом, можно выделить следующие формы преобразования муниципальных образований:

  • образование;
  • объединение;
  • присоединение;
  • разделение;
  • выделение;
  • упразднение;
  • изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Можно сказать, что первые 6 форм — виды территориального преобразования, так как непременно будет меняться граница муниципального образования, а последняя 7-я форма есть статусное преобразование, не влекущее изменение границы муниципального образования.

Важнейшим условием осуществления преобразования муниципальных образований является учет мнения населения. Только при положительном волеизъявлении в пользу той или иной формы преобразования возможно его осуществление.

Выяснение мнения населения проводится путем местного референдума или схода граждан.

Однако новый Закон допускает случай, когда мнение населения не выясняется. В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 2003 г. объединение двух и более муниципальных районов либо разделение муниципального района, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами муниципального (-ых) района (-ов).

Также на практике выяснение мнения населения не требуется при упразднении муниципального образования в связи с утратой им населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальные образования специального типа

 

Закон 2003 г. относит к муниципальным образованиям специального типа: внутригородские территории городов федерального значения; приграничные территории; закрытие административно-территориальные образования; города-наукограды. 
Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения обусловлены их двойным статусом. С одной стороны, это субъекты Федерации, обладающие всем комплексом конституционных прав, характерным для государственно-правовых образований такого типа. С другой стороны, это города, которым присущи все проблемы, свойственные данной категории муниципальных образований. Устав Москвы от 28 июня 1995 г. соответствующую проблему решил путем признания представительного и исполнительного органов власти города органами местного самоуправления и органами государственной власти одновременно. Аналогичным образом двойной статус был распространен на собственность и бюджет Москвы. Между тем такое решение противоречило конституционному требованию о том, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Это обстоятельство послужило поводом для признания в судебном порядке соответствующих норм Устава Москвы противоречащими федеральному законодательству. Судебные органы констатировали также необходимость придания районным управам статуса органов местного самоуправления. 
13 июля 2001 г. в Устав Москвы были внесены изменения и дополнения, согласно которым общегородские органы получили единственный статус — статус органов государственной власти. Местное самоуправление осуществляется на территориях внутригородских муниципальных образований путем проведения местных референдумов, выборов, собраний и конференций, через органы местного самоуправления, создаваемые по мере формирования социально-экономических, финансовых и организационных предпосылок. Согласно ст. 7 Устава органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти города Москвы. В пределах своих полномочий государственные и муниципальные органы самостоятельно принимают решения и несут за них ответственность. Указывается, что осуществление местного самоуправления не должно нарушать единство городского хозяйства и целостность развития города. 
Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами этих городов исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяется законами субъектов Федерации — Москвы и Санкт-Петербурга. Данный вариант управления стал основным и был закреплен в федеральном законодательстве. 
Особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях устанавливаются специальным федеральным законом, определяющим режим приграничной территории. Такой закон еще не принят. 
Закрытым административно-территориальным образованием (ЗАТО) признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Статус ЗАТО урегулирован Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании». 
Своеобразие ЗАТО в том, что они по ряду вопросов находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Это установление административной подчиненности, границ ЗАТО и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам; определение полномочий органов государственной власти субъектов Федерации в отношении ЗАТО; обеспечение режима безопасного функционирования предприятий (объектов), включающего специальные условия проживания граждан. Решения по данным вопросам принимаются Правительством РФ. 
В ведении федеральных органов власти находится также определение порядка создания, упразднения ЗАТО. Предложение об этом исходит от Правительства РФ, окончательное решение принимается Президентом РФ. 
Особый режим безопасного функционирования предприятий (объектов) в ЗАТО включает: определение контролируемых (запретных) зон по границе и в пределах ЗАТО; ограничения на въезд и проживание граждан на его территории; ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией; ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом. 
Полномочия по управлению ЗАТО принадлежат органам местного самоуправления. В первую очередь, это группа полномочий направлена на решение вопросов местного значения. Являющиеся муниципальными образованиями со статусом городских округов закрытые административно-территориальные образования могут наделяться отдельными государственными полномочиями. 
Специфика ЗАТО влечет наделение органов местного самоуправления особой группой полномочий по: координации деятельности предприятий (объектов), подразделений охраны, милиции, гражданской обороны при угрозе чрезвычайных ситуаций; разработке схем оповещения и эвакуации населения в случаях аварий либо при их угрозе; участию в определении пропускного режима (совместно с руководством предприятий (объектов); осуществлению контроля за санитарным, экологическим и другим состоянием территории; разрешению на въезд и выезд из ЗАТО. Законодательное закрепление этих полномочий за муниципальными органами продиктовано соображениями обеспечения особого режима безопасного функционирования ЗАТО. 
Города-наукограды — недавно возникшая категория муниципальных образований. При том она остается еще и довольно малочисленной. 
Статус наукоградов регулирует Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации». Согласно названному Закону наукоград — муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом. Законом 2003 г. наукограды отнесены к городским округам. 
Статус наукограда присваивается муниципальному образованию указом Президента РФ на срок до 25 лет. Территория, претендующая на звание наукограда, должна отвечать нескольким критериям, установленным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1072 «Об утверждении критериев присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса». Во-первых, градообразующий комплекс должен быть расположен в границах одного муниципального образования. Во-вторых, основные фонды комплекса должны составлять не менее 50% общего объема об-новных фондов всех хозяйственных субъектов, расположенных в данном муниципальном образовании. Возможен иной вариант, Градообразующий комплекс должен выпускать научно-техническую продукцию в стоимостном выражении более 50% общего объема продукции. В-третьих, в состав научно-производственного комплекса могут быть включены: научные организации и высшие учебные заведения;промышленные предприятия при определенных условиях; объекты инновационной инфраструктуры, малые предприятия независимо от организационно-правовой формы, работающие в научно-технической и инновационной сферах при определенных условиях. В-четвертых, в уставе муниципального образования должны быть предусмотрены обязанности местной администрации по поддержке развития научно-производственного комплекса, определены порядок формирования научно-технического совета муниципального образования. 
При присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Президент РФ утверждает определенные Правительством РФ приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и т. д, а также программу развития наукограда. 
Нормативные источники устанавливают основания досрочного прекращения статуса наукограда: 
несоответствие результатов деятельности научно-производственного комплекса наукограда задачам, определенным Правительством РФ; исключение установленных для наукограда направлений деятельности из числа государственных приоритетов развития науки и техники; мотивированное ходатайство представительного органа местного самоуправления о досрочном прекращении статуса наукограда. По представлению Правительства РФ соответствующее решение принимает глава государства. 
Финансирование научной, научно-производственной деятельности осуществляется за счет федерального и регионального бюджетов. Финансирование инфраструктуры наукограда — за счет федерального, регионального и местного бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Несмотря на то, что понятие муниципального образования прочно утвердилось в российском законодательстве, его правовой статус как субъекта права на осуществление местного самоуправления еще нельзя считать до конца оформленным. В данной работе была предпринята попытка обозначить основные проблемы, которые предстоит решить российскому законодателю на этом пути. То, что именно муниципальное образование должно занять центральное место среди субъектов права на местное самоуправление, подтверждается и положениями Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ.

При определении местного самоуправления в статье 3 Хартии в первоисточниках на английском, французском и немецком языках говорится «о праве и действительной способности коммунальных территориальных образований (корпораций) регулировать и осуществлять в рамках закона под собственную ответственность и во благо населения значительную часть публичных дел». Таким образом, становится очевидным, что российская версия перевода Хартии в этой части не соответствует оригиналу (в ней говорится о праве и действительной способности «органов местного самоуправления») и, следовательно, нуждается в корректировке, как и сам российский подход к системе субъектов права на местное самоуправление.

Говоря о реализации конституционного права населения на осуществление местного самоуправления, необходимо осознавать, что эффективность этого процесса во многом зависит не только от наличия всего комплекса необходимых законов, обеспечивающих организационную и экономическую самостоятельность муниципальных образований, но и от понимания населением своих прав и возможностей в осуществлении местного самоуправления, от действительной способности этими правами грамотно воспользоваться, способности реализации права на местное самоуправление.

Для действительной способности реализации права на местное самоуправление представляется необходимым:

1) наличие механизмов  осуществления права, то есть  наличие органов, создаваемых населением  для реализации своих прав  в решении местных вопросов, процедур  прямого волеизъявления (референдумы, конференции, сходы) или зависимости  от населения создаваемых им  органов (выборы, формы контроля). Эти  вопросы в основном решены  в рамках первого, организационного  этапа;

2) наличие возможности  осуществления права, то есть  наличие финансово-экономической  базы для обеспечения реальной  самостоятельности населения и  дееспособности создаваемых им органов (основная задача второго, экономического этапа);

Информация о работе Территориальные основы местного самоуправления в Российской Федерации