Основы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 20:02, контрольная работа

Краткое описание

Для того, чтобы дать научное определение муниципального хозяйства, надо прежде всего установить родовое понятие "хозяйство", чтобы затем на основе отличия данного вида хозяйства дать определение термина "муниципальное хозяйство". Как правило, под хозяйством понимают некую совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность.
Так, государственное хозяйство любой современной страны ограничено ее границами, а сами права государства при осуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависят от формы собственности хозяйствующих на его территории субъектов.

Содержание

1 . Место муниципального хозяйства в системе местного самоуправления 3
2. Структурная организация деятельности органов местного самоуправления 9
3. Построение и оценка организационной структуры управления муниципального образования 11
Список используемой литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

ОМС.docx

— 52.25 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1 . Место муниципального хозяйства в системе местного самоуправления          3 2. Структурная организация деятельности органов местного самоуправления    9

3. Построение и оценка организационной структуры управления муниципального образования                                                                                    11

Список используемой литературы                                                                             18                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 1  Место муниципального хозяйства в системе местного самоуправления

 

Для того, чтобы дать научное  определение муниципального хозяйства, надо прежде всего установить родовое понятие "хозяйство", чтобы затем на основе отличия данного вида хозяйства дать определение термина "муниципальное хозяйство".

Как правило, под хозяйством понимают некую совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность.

Так, государственное хозяйство  любой современной страны ограничено ее границами, а сами права государства  при осуществлении хозяйственной  деятельности напрямую зависят от формы  собственности хозяйствующих на его территории субъектов.

С этой точки зрения государство  имеет ряд особенностей при осуществлении  хозяйственной деятельности, поскольку  оно с одной стороны выступает  как равноправный субъект хозяйственных  отношений (собственник), с другой стороны - как субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию  регулирования хозяйственных отношений  на своей территории. Местное самоуправление несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по вопросу определения  понятия муниципального хозяйства.

 Первая группа  исследователей данного вопроса рассматривает муниципальное хозяйство лишь как совокупность предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности (коммунальное хозяйство) и подходит к решению вопроса с позиции, кому принадлежит данная собственность. Подобный подход снимает с органов местного самоуправления заботу о создании условий для развития территории муниципального образования и значительно снижает их интерес в создании условий для инвестиционной и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории.

Вторая группа исследователей относит к муниципальному хозяйству всю совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, поскольку властные полномочия органов местного самоуправления распространяются на все хозяйствующие на его территории субъекты. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции прежде всего с частным сектором на территории муниципального образования.

Кроме того, при подобном походе происходит размывание понятия  власти и подрыв ее авторитета, так  как происходит подмена ориентиров, что в свою очередь приводит к  недобросовестному исполнению местным  самоуправлением той части общественных дел, исполнение которых возложено  на нее законом.

В связи с этим известный  российский исследователь Л. Велихов  указывает на особенность муниципального хозяйства, которая лежит прежде всего в его целях. По определению Велихова муниципальное хозяйство - это "деятельность города в лице его городских публичных органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения". (Л. Велихов "Основы городского хозяйства" 1928г. стр. 217).

В данном определении присутствует тот критерий, по которому мы можем  развести две предыдущие точки зрения, определив, что в понятие муниципального хозяйства включаются хозяйствующие  субъекты как муниципальной, так  и иных форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования.

Таким образом, муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.

Из сказанного выше следует, что система местного самоуправления занимает особое место в государстве  в силу своей общественно-государственной  природы. С этой точки зрения она  выполняет две важнейшие функции:

  • связь между государством и населением;
  • связь между государством и мелким собственником.

В связи с этим очень  важно определить отличия местного самоуправления от государственной власти, и муниципального хозяйства от государственного и частного.

Как уже говорилось выше, местное самоуправление обладает всеми  признаками власти и прежде всего  главным - обязательностью ее решений  для населения муниципального образования (не случайно в статье 3 Конституции  Российской Федерации говорится: "Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления".)

Являясь неотъемлемой частью государства, органы местного самоуправления тем не менее имеют особенности, отличающие его от органов государственной власти. Эти особенности местного самоуправления блестяще сформулированы в книге Л. Велихова "Основы городского хозяйства". Велихов определяет четыре основных отличия органов местного самоуправления от органов государственной власти, вызванных общественным характером этой власти:

  1. Самоуправление в отличие от государственной власти - власть подзаконная, действующая в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти.
  2. Самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается (предметы его ведения). В этом его отличие от советов, где все уровни власти занимались всем, и окончательным являлось только решение центральных органов власти.
  3. Для реализации полномочий по этим предметам ведения местное самоуправление должно иметь собственные ресурсы в виде самостоятельного бюджета и муниципальной собственности.
  4. Эта власть требует обязательного наличия представительства населения, другими словами она выбор на по своей природе.

Эти четыре принципа показывают, с одной стороны, отличия местного самоуправления от государственной  власти, с другой стороны, - неразрывную  связь местного самоуправления с  государственной властью в целом.

Какие же черты государства  несет на себе местное самоуправление и муниципальное хозяйство?

Формирование предметов  ведения органов местного самоуправления происходит с двух сторон: со стороны  населения, которое поручает органам  местного самоуправления исполнение определенных функций, и со стороны государства.  В целом же компетенция органов местного самоуправления закрепляется законом. Иными словами, государство не только позволяет органам местного самоуправления исполнять часть общественных дел самостоятельно, но возлагает на него исполнение ряда собственных функций, исполнение которых, как правило, сопряжено с постоянными контактами с населением.

При этом особенно важно, что  государство передает не только функции, но и полномочия по принятию от его  имени общеобязательных решений, оставляя за собой право контроля за исполнением по результатам деятельности.

Иначе говоря, местное самоуправление является властью, но властью производной от государственной, действующей с позволения государства и в рамках, четко обозначенных государством в законе.

Особенности положения местного самоуправления в государстве и, прежде всего, его двойственная природа  накладывают отпечаток и определяют особенности муниципального хозяйства.

В чем же проявляется двойственность природы местного самоуправления применительно к муниципальному хозяйству?

Муниципальное хозяйство  с точки зрения ведения хозяйственной  деятельности в значительной степени  носит черты частного хозяйства, так как выступает на рынке  как самостоятельный и, что особенно важно, равноправный субъект хозяйственной  деятельности. То есть, оно может  самостоятельно распоряжаться находящейся  в его распоряжении собственностью, финансовыми ресурсами, землей. Однако использовать все эти ресурсы  органы местного самоуправления должны в целях выполнения общественных функций, возложенных на них. В связи  с этим и формы распределения  результатов хозяйственной деятельности общественны по своей природе. В  этом смысле муниципальное хозяйство  представляет собой акционерное  общество, участниками которого являются все жители муниципального образования. Однако выплаты "дивидендов по акциям" производятся в виде общественно  значимых товаров и услуг.  В этом проявляется общественный характер муниципального хозяйства, поскольку жители являются одновременно и заказчиками услуг, оказываемых органами местного самоуправления по их поручению, и коллективным собственником муниципального имущества.

С другой стороны, органы управления муниципальным хозяйством выступают  в роли подрядчика, исполняющего государственные  функции, которые оплачиваются государством. Прежде всего это касается функций, исполнение которых невозможно централизованными государственными структурами. Это учет движения населения и собственности, организация повседневных контактов с населением по вопросам, отнесенным к ведению государства (социальное обеспечение и др.). Организация подобной деятельности требует значительной регламентации со стороны государства и создает базу для эффективной деятельности самих органов государственной власти всех уровней.

Таким образом, муниципальное  хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области  производственной деятельности и, прежде всего, в области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства - общественным характером использования  результатов деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 2  Структурная организация деятельности органов местного самоуправления

Ч. 2 ст. 3 Конституции признает ОМСУ органами, через которые на род осуществляют свою власть. Ст. 12 Конституции и ст. 14 федерального закона предоставляют ОМСУ самостоятельность  в пределах его полномочий; в них также предусмотрено, что ОМСУ не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с Гражданским кодексом ОМСУ являются субъектом гражданских правоотношений. Ст. 131 Конституции предоставляет населению право самостоятельного определения структуры ОМСУ. В соответствии с федеральным законом (п. 1, ст.8) документом, закрепляющим структуру ОМСУ, является устав МО, который принимает население непосредственно или представительный ОМСУ. Обязательность выборных органов, а именно — представительного ОМСУ — установлена федеральным законом №154-ФЗ (п.5, ст. 15). В соответствии с ним глава МО может быть избран либо населением МО, либо представительным ОМСУ из своего состава. Форма избрания главы МО и порядок формирования других ОМСУ должны быть закреплены в уставе МО. Законодательной основой создания выборных ОМСУ являются Конституция РФ, федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан в Российской Федерации», федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов РФ.

Также здесь остановимся  на правах муниципальных образований  в вопросе формирования структуры  органов местного самоуправления и  образования этих органов и должностных  лиц местного самоуправления. У этого  вопроса есть два аспекта - «политический» и «хозяйственный», и оба должны учитываться. «Политическим» называется тот аспект, который связан с моделью  организации властных структур местного самоуправления, т.е. с определенным «набором» органов и должностных лиц и установлением их полномочий и порядка взаимодействия по принятию нормативноправовых актов. «Хозяйственный» — управление этими и специализированными органами муниципальным хозяйством.

Ни одна из составляющих — ни политическая, ни хозяйственная  — не может быть вычленена абсолютно; всегда существует их взаимопроникновение. Но все-таки способ избрания главы муниципального образования (населением или представительным органом), избирательная система при выборах представительного органа, порядок формирования местной администрации (главой самостоятельно или с согласия представительного органа), разделение полномочий между различными органами и должностными лицами и иные подобные вопросы решаются, как правило, в зависимости от существующей местной политической ситуации, политической культуры. Структура же и порядок деятельности местной администрации в основном связаны с необходимостью решения задач управления муниципальным хозяйством, т.е. определяющим здесь является функциональный признак.

Информация о работе Основы местного самоуправления