Селективная поддержка регионального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования состоит в необходимости поиска путей выхода экономики регионов России из состояния депрессии. Для большинства регионов депрессия - это проблема, которая предполагает поиск собственного пути выхода региона из социально-экономического застоя, при регулирующей функции государства
В официальных правительственных документах и в научной литературе не выработано единого критерия для определения депрессивного региона. Нет ни четкого определения данного понятия, ни четкой классификации проблемных регионов.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач монин.doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

«Хабаровская государственная  академия экономики и права»

Факультет «Менеджер»

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Селективная поддержка  регионального развития

 

 

 

 

Выполнил: ст.гр. ГМУ-61

Монин И.Д.

Проверил:

Сидоренко О.В.

 

 

 

 

 

Хабаровск 2009 

Содержание

 

 

Введение

Актуальность темы исследования состоит в необходимости поиска путей выхода экономики регионов России из состояния депрессии. Для большинства регионов депрессия - это проблема, которая предполагает поиск собственного пути выхода региона из социально-экономического застоя, при регулирующей функции государства

В официальных правительственных  документах и в научной литературе не выработано единого критерия для  определения депрессивного региона. Нет ни четкого определения данного  понятия, ни четкой классификации проблемных регионов.

Одно дело - смена директивных подходов на рыночные взаимоотношения, другое - реальное состояние экономики в отдельном, конкретно взятом субъекте Федерации на момент преобразований. Состояние экономики регионов было различным, размещение производительных сил шло в интересах унитарного государства. Поэтому и была существенная разница между индустриально развитыми территориями и сырьевыми. Отсюда разные экономические возможности для переустройства и формирования производственных отношений и поддержания уровня жизни населения.

Одним из важнейших направлений  региональной политики должна явиться  государственная стратегия развития депрессивных регионов страны, то есть территорий, потерявших в силу различных  причин свое значение в экономике  страны, а кардинальные задачи их социально - экономического развития не могут быть решены рыночными методами хозяйствования без активного прямого и косвенного участия государства.

Такого рода государственное регулирование  и поддержка может быть реализована  в рамках специальной федеральной  программы помощи депрессивным и отсталым регионам, объединяющей усилия, как федерального центра, так и субъектов Федерации по развитию экономики регионов. Несмотря на появившийся в последнее время в отечественной научной литературе определенный интерес к выделению депрессивных регионов, анализ социально - экономической ситуации в субъектах Федерации не носит еще прикладного, рекомендательного характера для построения программ по выводу территорий в режим саморазвития или хотя бы снятия аномальной остроты проблемы.

В основе исследования стабилизации и развития региона лежит теория, методология и практика регионального  воспроизводства В разработке этих вопросов видное место занимают работы Л.И. Абалкина, А.Г. Гранберга, А.И. Добрынина, П.А. Минакира, Н.Н. Некрасова, В.П. Чичканова, Р.И. Шнипера и др.

Проблемы выбора наиболее эффективных  форм и методов хозяйствования в  регионах различного уровня рассматриваются  в работах Н.Т. Агафонова, Э.Б. Алаева, М.К. Бадмана, В.В. Кулешова, В.Н. Лексина, С.В Раевского, С.Н. Сильвестрова, А.Й. Татаркина, А.Н. Швецова и др.

Вопросы стратегии государственной  региональной политики и территориального управления исследованы в работах  ученых кафедры ''Общего и специального менеджмента" Российской академии государственной  службы при Президенте Российской Федерации Ю.П. Алексеева, А.Н. Алисова, Р.А. Белоусова, А.Л. Гапоненко, Ю.С. Дулыцикова, СБ. Мельникова, В.А. Николаева, A.M. Омарова, А.П. Панкрухина, В.Г. Полянского, В.Ф. Уколова и др.

Несмотря на богатую научную  литературу по проблемам регионального развития, многие его аспекты продолжают оставаться дискуссионными и недостаточно разработанными. Наряду с большим количеством публикаций, связанных с исследованием проблем экономического развития регионов и построением программ регионального развития, мало работ по проблемам развития экономики депрессивных регионов.

Общая цель работы заключается в исследовании отечественного и зарубежного опыта селективной поддержки регионов и оценка возможности применения последнего в российских условиях.

В соответствии с этой целью, задачи работы сформулированы следующим образом:

- рассмотреть опыт  проведения селективной поддержки  в РФ;

- изучить методы государственного  регулирования проблемных территорий;

- классифицировать депрессивные  регионы; 

- исследовать зарубежный  опыт поддержки депрессивных  регионов и возможность его  использования в российских условиях;

- проанализировать конкретный  случай осуществления поддержки;

Объектом исследования выступает процесс управления социально-экономическим развитием депрессивных и отсталых регионов.

Предметом исследования являются управленческие и связанные с ними экономические и социальные отношения, возникающие в процессе вывода экономики региона из состояния депрессии.

Теоретической и методологической базой исследования послужили теоретические обобщения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых по следующим проблемам:

- регионального развития  экономики; 

- региональной политики  и территориального управления; - экономических и социальных отношений, возникающих в процессе целенаправленного позитивного воздействия на экономику;

- финансово - бюджетных отношений на территории;

- динамики регионального  экономического развития.

В качестве информационной базы были использованы следующие источники: статистические сборник "Регионы России. Социально – экономические показатели. 2007".

 

 

1 Селективная  поддержка регионов В РФ

Одной из целей региональной политики является сглаживание межрегиональных  различий, которое достигается за счет разрешения проблем отстающих в развитии регионов либо регионов, на территории которых по тем или иным обстоятельствам складывается неблагоприятная социально-экономическая ситуация. Государственная экономическая политика, проводимая в отношении проблемных регионов, носит селективный характер, т.е. связана с выработкой комплекса мер, применяемых по отношению к конкретному региону.

Селективную поддержку  регионального развития нельзя строго отнести к собственно макроэкономическим или микроэкономическим регуляторам, поскольку для ее реализации может использоваться практически весь инструментарий экономической политики, включая механизмы фискальной политики, стимулирование труда и капитала, создание специальных зон, принятие региональных программ.

Эффективность селективной региональной политики зависит от следующих обстоятельств:

  • наличие четких критериев выбора регионов, которые являются объектами государственной поддержки;
  • дифференциация объемов предоставляемой регионам государственной поддержки в различных ее формах в зависимости от конкретных задач;
  • выбор приоритетных секторов в проблемных регионах, на стимулирование которых должна направляться поддержка;
  • выбор источника средств стимулирования регионального развития.

Объектами селективной государственной поддержки, как мы указывали выше, являются проблемные регионы. Выбор регионов, которые должны стать объектами государственной поддержки является сложной задачей, которая каждой страной самостоятельно, сюда относятся депрессивные районы, районы нового освоения, слаборазвитые, приграничные районы, районы экологического бедствия и т.д. В зависимости от этого выбора определяется и набор инструментов региональной политики, при помощи которого власти намереваются разрешить их проблемы.

Для того чтобы селективная поддержка была действенной, регионы, являющиеся ее объектами, должны отличаться особой остротой проблем и поэтому претендовать на их приоритетное разрешение. Одним из возможных критериев дни оценки особой остроты проблем является сравнение текущего (депрессивного) экономического положения региона с другими территориями и его собственным прежним состоянием. Однако четких и прозрачных критериев выбора проблемных регионов нет.

В большинстве стран в качеств объектов селективной поддержки выделяется по крайней мере три тина регионов;

* депрессивные промышленные регионы,

* депрессивные аграрные регионы,

* перенаселенные городские ареалы.

В дореформенной практике проведения региональной политики в России и бывшем СССР объектами селективной поддержки являлись, как правило, районы новою освоения, депрессивные промышленные районы и слаборазвитые районы.

В условиях реформы на первый план с точки зрения необходимости селективной государственной поддержки их развития вышли слаборазвитые регионы и депрессивные районы, к которым относят районы, охваченные структурным кризисом, обусловленным переходным состоянием экономики. Эти районы некогда развивались вполне успешно, а затем стали кризисными, уступив свое лидерство другим районам. Именно утрата ведущих позиций, структурный кризис экономики и связанные с этим трудности означают депрессивное состояние территории. В отличие от депрессивных слаборазвитые районы никогда не влияли на экономику страны, они являлись либо аграрными, при этом уровень развития аграрного сектора был низким, либо слабоосвоенными, с низким экономическим потенциалом.

В условиях кризисной  российской экономики к числу  проблемных можно отнести практически все регионы, поскольку во всех наблюдается спад производства, рост безработицы, т.е. традиционные условия не действуют. В действительности выбор объектов селективной поддержки, как правило, производится неформально и зависит от отношений региона с центральными властями.

Конкретная государственная  поддержка регионов осуществляется преимущественно в следующих  формах: региональные программы, бюджетные инвестиции, выделяемые отдельным регионам в соответствии специальными правительственными решениями; передача собственности регионам, которая осуществляется в форме передачи объектов социальной инфраструктуры либо в виде контрольных пакетов акций предприятий, находящихся на территории региона; федеральное содействие занятости в регионах оказывается в рамках федеральных целевых программ занятости и выражается в индивидуальном подходе к отдельным регионам с наиболее острой ситуацией на рынке труда; коммерческие кредиты регионам под федеральные гарантии, которые предоставляются для авансирования текущих расходов бюджетов субъектов Федерации для обеспечения социальных гарантий населению за счет будущих доходов федерального бюджета; поддержка регионов по отраслевым каналам; поддержка северных территорий; установление особых организационно-правовых режимов; поддержка регионов через внебюджетные фонды; прецедентные виды поддержки отдельных регионов.

Поддержка регионов через отраслевые каналы осуществляется путем предоставления финансовой помощи либо льгот различного рода предприятиям и организациям, находящимся на территории региона. Основная часть поддержки, направляемой по отраслевым каналам, приходится на три сектора: угольную промышленность, предприятия военно-промышленного комплекса и предприятия аграрного сектора. Мероприятия по поддержке отдельных отраслей, осуществляемые путем размещения государственных заказов, гарантированных закупочных цен, централизованных кредитов и т.д., оказывают непосредственное влияние на регион, где находятся такие предприятия. Это влияние осуществляется через рост доходов населения, поступления налогов в региональный и местные бюджеты, возможное увеличение регионального спроса.

Поддержка северных регионов является экономической необходимостью, поскольку размещение в этих районах промышленных объектов по критерию государственной целесообразности и формирование там крупных городов и поселков создали условия, когда в ближайшее время не остается альтернатив государственной, федеральной поддержке этих территорий.

Государственная финансовая поддержка Севера осуществляется по следующим каналам: оказание финансовой помощи по завозу продукции на Север и погашение связанных с этим льготных кредитов; финансирование ряда федеральных программ; трансферты бюджетам субъектов Федерации; частичное финансирование компенсации лицам, проживающим в северных регионах; выплаты из внебюджетных фондов.

Основные усилия государственных  органов в данном направлении сосредоточены на так называемом «северном завозе», т.е. государственном финансировании доставки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности топлива, нефтепродуктов, продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости. Для реализации северного завоза используются различные способы, в частности предоставление бюджетных ссуд, формирование специальных фондов для финансирования завоза.

Одним из направлений государственной поддержки северных регионов является снижение социально-экономической нагрузки на районы Крайнего Севера и обусловленный этим процессом переезд населения из северных регионов. В этой связи государством предпринимаются усилия по предоставлению финансовых ресурсом и установлению льгот для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, в частности, предоставление жилищных субсидий и государственных жилищных сертификатов.

Установление особых организационно-правовых режимов. При большом разнообразии особых организационно-правовых режимов в российской действительности наибольшее распространение получили три их Группы: территории особой функциональной или проблемной ориентации (закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), районы проживания малочисленных народов, особо охраняемые природные территории и т.п.); территории с особыми режимами хозяйствования и внешнеэкономической деятельности (свободные экономические зоны, технопарки и т.п.); территории с особыми организационно-правовыми режимами, устанавливаемыми в связи с чрезвычайными ситуациями.

Информация о работе Селективная поддержка регионального развития