Селективная поддержка регионального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования состоит в необходимости поиска путей выхода экономики регионов России из состояния депрессии. Для большинства регионов депрессия - это проблема, которая предполагает поиск собственного пути выхода региона из социально-экономического застоя, при регулирующей функции государства
В официальных правительственных документах и в научной литературе не выработано единого критерия для определения депрессивного региона. Нет ни четкого определения данного понятия, ни четкой классификации проблемных регионов.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач монин.doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

В основе реформы были такие положения:

- объединение финансовых  ресурсов трех фондов - ЕФРР, ЕСФ  и ФЕОГА - в единый структурный фонд;

- двукратное увеличение  к 1993 г. (по сравнению с 1987 г.) суммарного объема средств структурного  фонда (СФ);

- изменение принципов  финансирования региональной политики (переход к "индикативному методу" предоставления ресурсов и отказ  от финансирования всех прежних региональных программ, кроме межгосударственных).

Начиная с 1989 г. СФ был  сориентирован на выполнение следующих  пяти задач:

1) подъем слаборазвитых  районов; 

2) структурная перестройка  в депрессивных регионах;

3) уменьшение долгосрочной безработицы;

4) создание условий  для занятости молодежи;

5) отраслевая переориентация  аграрного сектора и поддержка  территорий с преобладающим сельским  населением.

Таблица 2 – Распределение ресурсов Структурных Фондов по Целям1 (1994-99 гг.)2

 

 

Ц.1

Ц.2

Ц.3

Ц.4

Ц.5а

Ц.5а

Ц.5b

Ц.6

Итого

И.С.3

         

с/х

рыб.

       

Австрия

162,0

99,0

329,0

60,0

386,0

2,0

403,0

-

1432,0

144,0

Бельгия

730,0

341,0

396,0

69,0

170,0

25,0

77,0

-

1808,0

288,0

Дания

-

119,0

263,0

38,0

127,0

140,0

54,0

-

741,0

102,0

Финляндия

-

179,0

254,0

83,0

331,0

23,0

190,0

450,0

1503,0

151,0

Франция

2190,0

3769,0

2562,0

641,0

1746,0

190,0

2236,0

-

13334,0

1605,0

Германия

13640,0

1566,0

1681,0

200,0

1070,0

75,0

1227,0

-

19519,0

2211,0

Греция

13980,0

-

-

-

-

-

-

-

13980,0

1154,0

Ирландия

5620,0

-

-

-

-

-

-

-

5620,0

484,0

Италия

14860,0

1462,0

1316,0

399,0

681,0

134,0

901,0

-

19752,0

1897,0

Люксембург

-

15,0

21,0

1,0

39,0

1,0

6,0

-

83,0

19,0

Нидерланды

150,0

650,0

923,0

156,0

118,0

47,0

150,0

-

2194,0

422,0

Португалия

13980,0

-

-

-

-

-

-

-

13980,0

1061,0

Испания

26300,0

2415,0

1474,0

369,0

326,0

120,0

664,0

-

31668,0

2781,0

Швеция

-

157,0

342,0

170,0

90,0

39,0

135,0

247,0

1178,0

126,0

Англия

2360,0

4580,0

3377,0

-

186,0

89,0

817,0

-

11409,0

1573,0

В целом по ЕС

93991,0

15352,0

12938,0

2246,0

5270,0

885,0

6860,0

697,0

138201,0

14018,0

%

68,0

11,1

9,4

1,6

3,8

0,6

5,0

0,5

100,0

-


Новая концепция региональной политики предполагает сосредоточение подавляющего объема финансовых средств  в слаборазвитых регионах, где  ВВП на душу населения не превышает 75 % среднего для ЕС показателя.

По характеру финансовой поддержки из консолидированного бюджета  ЕС выделяются три группы государств:

1) страны, вся территория  которых относится к регионам  первой группы: Греция, Ирландия, Португалия;

2) страны, где лишь  отдельные районы относятся к  первой группе: такие районы составляют 83 % площади Испании, 48 % площади Италии, 40 % - Великобритании, 30 % - Франции;

3) страны, имеющие в  своем составе лишь некоторые  регионы с характеристиками первых двух групп: Люксембург - 39 % национальной территории, Бельгия - 25 %, ФРГ - 19 %, Нидерланды - 13 % и Дания - 7 %.

Заметно возросла доля населения, охваченного субсидиями, в наименее развитых странах при снижении этого  показателя в наиболее обеспеченных государствах.

Таблица 3 - Охват населения районами, выбранными для оказания помощи (в странах ЕС)

 

Страна

Категория выбранного района

Охват населения (%)

“ИНТЕГРИРОВАННЫЕ” СТРАНЫ

ГРЕЦИЯ

Регион D

14.0

 

Регион C

30,0

 

Регион B

14,0

 

Регион A

42,0

 

Все районы, получающие помощь

100,0

ИРЛАНДИЯ

Выбранные районы

28,0

 

Невыбранные районы

72,0

 

Все районы, получающие помощь

100,0

ПОРТУГАЛИЯ

Районы SIR

47,0

 

Все районы, получающие помощь

100,0

ИСПАНИЯ

Все районы, получающие помощь

60,7

ГЕРМАНИЯ/ ИТАЛИЯ

 

ГЕРМАНИЯ

Проблемная зона А (новые земли - менее развитые районы)

13,0

 

Проблемная зона B (новые земли - более развитые районы)

8,7

 

Проблемная зона C (западные земли)

16,2

 

Все районы, получающие помощь

38,0

ИТАЛИЯ

Mezzogiorno: зоны A/B

34,2

 

Molise

0,4

 

Abruzzi

2,0

 

Центральные и северные районы (Цели 2/5b)

12,3

 

Все районы, получающие помощь

48,9

СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА

АВСТРИЯ

Burgenland: 40% nge

1,8

 

Burgenland: 30% nge

1,7

 

E.Obersteiermark: 25% nge

2,3

 

Прочие районы: 20% nge

26,4

 

15% nge

3,0

 

Все районы, получающие помощь

35,2

БЕЛЬГИЯ

Цель 1 (Hainaut)

12,6

 

Зона 1

9,7

 

Зона 2

12,6

 

Все районы, получающие помощь

35,0

ДАНИЯ

Районы первоочередного развития

4,9

 

Районы, подлежащие развитию

15,3

 

Все районы, получающие помощь

20,2

ФРАНЦИЯ

Longwy, Корсика

0,4

 

Цель 1 (Север Па-де-Кале)

1,5

 

Зона максимальной помощи

12,1

 

Зона обычной помощи

26,9

 

Все районы, получающие помощь

40,9

ЛЮКСЕМБУРГ

Потолок 25%

34,6

 

Потолок 17,5%

7,9

 

Все районы, получающие помощь

42,5

НИДЕРЛАНДЫ

IPR - Северная зона развития

9,0

 

Переходные: S. Limburg

2,8

 

Twente

3,8

 

Все районы, получающие помощь

15,6

СОЕДИНЕННОЕ

Северная Ирландия

2,9

КОРОЛЕВСТВО

Зона развития

15,5

 

Промежуточная зона

17,5

 

Все районы, получающие помощь

35,9

СКАНДИНАВСКИЕ СТРАНЫ

ФИНЛЯНДИЯ

Зона развития 1

12,7

 

Зона развития 2

12,9

 

Зона развития 3

5,4

 

Зона структурного регулирования

10,6

 

Все районы, получающие помощь

41,6

ШВЕЦИЯ

Зона помощи 1

2,3

 

Зона помощи 2

5,0

 

Временные зоны

6,2

 

Все районы, получающие помощь

13,5


 

Опережающими темпами  возрастал объем финансовых ресурсов, приходящихся на душу населения в  наиболее отсталых регионах первой группы государств.

Еще одним проявлением  растущей концентрации ресурсов, направляемых на цели региональной политики, стало существенное увеличение доли финансового вклада ЕС в каждом отдельно взятом проекте.

Кроме рассмотренных  программ "Стар", "Валорен" и "Резидер" суммарным объемом 1,7 млрд. экю, в течение 1990-1993 гг. вступили в действие еще десять межгосударственных программ с финансовым вкладом ЕС в 3,5 млрд. экю. Среди них "Решар" - стимулирование угледобывающих районов; "Энвирег" - вторичное использование пресной воды в средиземноморских регионах первой группы; "Реджис" - диверсификация экономики на отдаленных островах, принадлежащих странам-членам ЕС; "Юроформ" - поощрение в области профессионального образования; "Телематик" - внедрение принципиально новой системы телекоммуникаций в депрессивных районах; "Страйд" - вклад в развитие научно-технического потенциала слаборазвитых районов и др.

Переход в конце 80-х  гг. к качественно новому этапу  региональной интеграционной политики повлек за собой выработку четких принципов ее реализации:

1. Концентрация ресурсов  структурного фонда в наименее развитых территориях ЕС при строгом наднациональном контроле.

2. Тесное партнерство  между Комиссиями (Комитетами) ЕС, национальными  правительствами и местными органами  власти.

3. Взаимодополняющий  характер субсидий структурного  характера. Институты ЕС могут предоставлять ресурсы только в качестве дополнительного источника при реализации национальных программ и не имеют права определять объекты своего вмешательства исключительно по собственной инициативе.

4. Субсидиарность (взаимодополняемость)  основных видов экономической политики, каждый из которых по разному реализуют в рамках ЕС на различных уровнях: региональном, национальном, межгосударственном и наднациональном.

5. Глобализация региональной  политики. Комиссия ЕС требует  включать в направляемых в ее адрес национальных программах стратегические цели в долгосрочном плане.

6. Тесная координация  региональной политики с другими  направлениями экономической политики  ЕС.

7. Согласование региональной  политики ЕС с макроэкономической  и социальной политикой каждой из стран - членов ЕС.

8. Прямое взаимодействие  между государствами ЕС при  реализации ими национальной  региональной политики.

Координация региональной политики между государствами ЕС, начиная со второй половины 80-х гг., стала заметным фактором повышения эффективности интеграционной структурной политики в целом. Важную роль при этом сыграла унификация критериев, используемых всеми национальными правительствами при выделении проблемных регионов в своих странах.

Такими критериями в  настоящее время являются:

  • уровень безработицы;
  • динамика миграционных потоков;
  • доход на душу населения;
  • удельный вес продукции сельского хозяйства и депрессивных отраслей промышленности в ВВП.

В 80-е гг. была окончательно разработана единая классификация  регионов стран-участниц ЕС. Использование единой классификации для решения практических задач помогает создать реальную ткань качественно нового территориального устройства Западной Европы.

Речь идет о формировании "Европы регионов", т.е. такой организационной  структуры, в которой при принятии многих важнейших решений регионы ЕС будут обладать приоритетом перед существующими ныне национальными государствами.

Расширение компетенции отдельных территорий в рамках стратегической цели западноевропейской интеграции - создания единого федеративного образования - закреплено в Маастрихтском договоре (1992 г.). На основе важнейшего принципа интеграционной деятельности-принципа субсидиарности - дополнительные компетенции передаются с наднационального и особенно национального на региональный уровень.

В настоящее время  регионы стран - членов ЕС отстаивают свои интересы непосредственно через  такие неправительственные организации: Комиссия регионов; Собрание регионов Европы; Совет регионов и общин Европы. Они, в свою очередь, координируют свои действия через регулярно созываемую Европейскую региональную ассамблею. Итак, реализация концепции "Европы регионов" теснейшим образом связана с продвижением Европейского союза к единому федеральному устройству на всей его территории. Тем самым регионы стран - членов ЕС повысят свой автономный статус и смогут эффективно участвовать в реализации региональной экономической политики на межгосударственном уровне.

Однако в действительности не все так просто осуществляется. Повышение статуса региона в  механизме принятия межгосударственных решений резко усложняет работу органов ЕС из-за необходимости постоянного  поиска консенсуса.

Отметим три важных положения  общего характера, которые возможно использовать в качестве практического опыта региональной экономической политики ЕС в условиях России:

1. Рэп является самостоятельным и чрезвычайно важным направлением хозяйственной деятельности в рамках крупных и неоднородных территориальных образований, каковыми являются ЕС и Россия.

2. Большинство подходов, выработанных в Рэп Европейского Союза, применимо и к российской действительности.

3. Растущая самостоятельность  регионов - объективный процесс,  происходящий в настоящее время, как в Западной Европе, так и в Восточной Европе.

1 Цель 1 - структурная реорганизация и развитие слаборазвитых регионов;

Цель 2 - преобразование регионов, серьезно пострадавших от спада промышленного  производства;

Цель 3 - борьба с длительной безработицей и помощь в трудоустройстве  молодежи и лиц, потерявших работу;

Цель 4 - оказание помощи безработным рабочим в адаптации  к новым условиям и новой системе  промышленного производства путем  их переобучения;

Цель 5а - ускорение структурных  преобразований в сельском хозяйстве  и рыбном промысле;

Цель 5b - содействие в развитии сельских районов; и

Цель 6 - содействие развитию регионов с чрезвычайно низкой плотностью населения.

2 в миллионах экю в ценах 1994 года.

3 Инициативы Сообщества, включая 200 млн. экю (в ценах 1995 г.), образовавшиеся в результате пересмотра финансовых прогнозов Совета и предназначенные для финансирования мирной инициативы, но, не включая около 64 млн. экю, выделенные на сети.


Информация о работе Селективная поддержка регионального развития