Влияние туризма и рекреации на региональное развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:25, реферат

Краткое описание

Бурный рост туризма вызвал живой интерес к проблеме измерения влияния туризма на экономическое развитие стран и регионов. Быстрый рост доходов от туризма привлекает инвесторов не только в сферу производства регионального туристского продукта, но и в область экономического анализа, непосредственно обслуживающего данную сферу экономики. Масштабы затрат потребовали серьезного экономического обоснования, что способствовало выделению методологии измерения туристских влияний в отдельное направление экономического анализа, и создания специальных баз статистических данных.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

ЧАСТЬ 1. Теоретическая  часть контрольной работы – реферат: «Влияние туризма и рекреации  на региональное развитие»

 

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день туризм является одним из наиболее перспективных направлений развития региона, способствует эффективному использованию богатейшего природного и культурно-исторического наследия, приобщение к которому, с одной стороны, служит расширению культурной компетентности, оздоровлению и отдыху граждан, а с другой - экономическому развитию, решению проблемы занятости в небольших городах и населенных пунктах и привлечению дополнительных средств в экономику региона.

Туризм является сложным, многогранным понятием, представляющим комплексную систему взаимосвязанных  отраслей, являясь одновременно видом  деятельности, формой рекреации, отраслью национальной экономики и способом проведения досуга.

Туризм стал одним  из самых прибыльных видов бизнеса. В начале нового тысячелетия доля туризма уже составила 15% мировой  торговли товарами и услугами, что  позволило занять ему третье место  после экспорта нефти и продажи автомобилей.

Бурный рост туризма  вызвал живой интерес к проблеме измерения влияния туризма на экономическое развитие стран и  регионов. Быстрый рост доходов от туризма привлекает инвесторов не только в сферу производства регионального туристского продукта, но и в область экономического анализа, непосредственно обслуживающего данную сферу экономики. Масштабы затрат потребовали серьезного экономического обоснования, что способствовало выделению методологии измерения туристских влияний в отдельное направление экономического анализа, и создания специальных баз статистических данных.

В этих условиях появилась  объективная необходимость перенести  центр ответственности в решении  проблем развития туризма на региональный, и особенно, на местный уровень, где эта проблема наполняется реальным содержанием и привязана к условиям той или иной территории, с учетом имеющихся ресурсов и возможностей для развития туризма.

 

 

 

 

1 СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

 

На сегодняшний день в большинстве регионов России выездной туризм преобладает над внутренним, то есть региональным и межрегиональным. Развитие регионального туризма сдерживается целым рядом негативных факторов, к которым относятся: бедность ассортимента предлагаемых услуг, стереотипное восприятие России как страны неблагоприятной для туризма, недостаточное развитие туристской инфраструктуры, отсутствие условий для инвестиций, а также слабая реклама туристских возможностей регионов.

Достаточно взглянуть  на карту нашей страны, чтобы понять, что туристские ресурсы России неисчерпаемы. Однако исследования показывают, что более 60% россиян, выезжавших в зарубежные туры, и не догадываются, что те же удовольствия, которые они ищут в «далеких палестинах», можно получить у себя дома. Причем речь идет не только о красоте родной природы или лечебных факторах отечественных курортов. У нас уникальные возможности для развития рекреационного, культурно-познавательного, научно-делового, сельского и многих других видов туризма. Увы, в лучшем случае знания сограждан о туристских возможностях страны ограничиваются представлениями о Черноморском побережье Кавказа и городах Золотого кольца.

Как результат, ресурсная  база внутреннего туризма задействована  на 10-15%. В итоге в сфере внутреннего  туризма отсутствует полноценный товарно-денежный обмен - основа экономического развития любой отрасли. Денежные же средства россиян, которые должны стать основой самоинвестирования отрасли, вывозятся за рубеж.

Причины этого хорошо известны. Выездной туризм приносит российским туристским компаниям, куда большую прибыль, чем внутренний (региональный), поэтому большинство из них ориентированы на продажу турпродуктов выездного туризма.

Внутренний туризм в  России находится в зачаточном состоянии, как утверждают представители турфирм, показывать россиянам Россию нерентабельно. Исключение составляют разве что черноморские курорты и незначительное количество все тех же местных санаториев и домов отдыха.

В немалой степени  это происходит потому, что наиболее обеспеченные живут в больших городах, они подвергаются постоянным стрессам и нуждаются в полноценном отдыхе, но мало информированы о рекреационных возможностях регионов, ближайших к местам их проживания. Какая-то информация, конечно, поступает - через массовые туристские издания, популярные журналы и телепередачи, но она, в отличие, от рекламы иностранных направлений, почти всегда общего характера и в таком виде не способна оказать на потенциальных внутренних туристов существенное воздействие. Большую роль в оживлении регионального туризма, в информировании россиян о туристских приоритетах собственной страны могли бы сыграть сами туркомпании. Но поскольку, о чем уже говорилось, у них нет прямой заинтересованности в этом, получается замкнутый круг: фирмы работают преимущественно с прибыльными зарубежными направлениями и опасаются браться за внутренний туризм, а клиенты этих фирм не покупают российские туры, потому что ничего о них не знают.

По данным Департамента туризма Минэкономразвития России, основу въездного туризма в настоящее время составляет бизнес-туризм, то есть иностранцы едут в нашу страну главным образом с деловыми целями, а не за достопримечательностями или здоровьем. Следовательно, внутренний туризм нуждается в переориентации: его основу, как и в других странах с развитой туриндустрией, должны составлять экологические, культурно-познавательные, лечебно-оздоровительные туры, путешествия и круизы.

Ресурсная и потенциальная  база туризма Российской Федерации  своим многообразием и разновидностью требует нетрадиционного отношения государства и общества в целом к выявлению и консолидации имеющихся материальных, управленческих, экономических и социально-культурных предпосылок для интенсивного развития туризма в регионах страны.

Государство должно поддерживать и поощрять развитие регионального туризма в стране, обеспечивать достойное финансирование и стимулировать развитие данных направлений на законодательном уровне.

Немаловажную роль в  развитии регионального туризма  играют СМИ. В целях рекламно-информационного  обеспечения развития туризма в регионе требуется:

- подготовка и создание  базового пакета информационно-рекламных  материалов о туристских ресурсах  региона;

- участие организаций  в проведении международных туристских  выставок;

- проведение рекламных  кампаний в прессе с целью формирования положительного имиджа региона;

- создание единой туристско-информационной  сети на территории региона,  ее интеграция с аналогичными  международными сетями.

Необходимо отметить, что в соответствии с рекомендациями Всемирной туристской организации, туризм отнесен к сфере преимущественного ведения регионов. Одним из принципов организации регионального туризма должен стать подход, при котором значимая часть доходов от туризма должна оставаться в регионах, которые посещают туристы. Мировой опыт показывает, что социально-экономическая эффективность туризма зачастую наиболее высока именно на местном и региональном уровне.

Для работы с туристами  во всех сферах туриндустрии (размещение, перевозки, питание, экскурсии, изготовление сувенирной продукции) необходимо привлекать местное население. Тем самым туризм может реально способствовать росту экономики в данном регионе. Но туризм способен не только дать возможность поддерживать местное население, развивать местную экономику, но и решать многие социокультурные проблемы. И в настоящее время развитие туристской индустрии находит понимание у населения многих регионов России.

Влияние социально-экономического развития региона на внутренний и  международный, въездной и выездной туризм оказывается взаимосвязанным. С одной стороны, материальный достаток жителей региона определяет их возможность путешествовать. С другой стороны, инфраструктура туризма региона во многом определяет интерес иностранных и российских туристов. Развитие туризма содействует привлечению в регион инвестиций, что в свою очередь усиливает значимость туризма.

Во многих регионах России туризм давно уже стал одной из решающих отраслей экономики. Развитый туризм благодаря большому потоку приезжих обеспечивает региону денежный доход  и дополнительный товарооборот.

Освоение туристского  потенциала региона является сравнительно простой задачей при наличии  в регионе, так называемого «магнита»  для посетителей, это могут быть особая достопримечательность, монастырь, музей, единственные в своем роде архитектурные сооружения или исключительная природа, и в непосредственной близости имеется достаточно высокий потенциал клиентов, который может привести к возникновению больших потоков туристов.

Тем не менее, во многих регионах имеющих необходимый потенциал, он эффективно не используется. Зачастую даже при наличии значительного числа посетителей вследствие неразвитости туристской инфраструктуры и отсутствие комплексного туристского предложения туризм не приносит региону ощутимой выгоды.

Успешное развитие туризма  во многих регионах, имеющих необходимый туристский потенциал, определяется следующими показателями:

- заинтересованность  всех участников, прежде всего  турфирм в разработке совместной  концепции развития туризма в  регионе, и координация процесса  со стороны местных властей;

- ориентированность туристского  предложения на жителей близлежащих  городов, на туристов, приезжающих  на один день или для проведения  короткого отпуска;

- проведения рекламной  кампании туристских ресурсов  региона.

 

2 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ НА РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

 

В настоящее время  экономико-статистическая оценка туристских воздействий ведется в трех основных направлениях:

1) Оценка экономического влияния;

2) Оценка социального влияния и взаимодействий туристов и местного населения;

3) Оценка экологического воздействия туризма.

Наиболее исследованным  является первое направление, хотя социальное и экологическое воздействие  туризма на устойчивое развитие туристских территорий также является чрезвычайно  важным.

Как отмечают исследователи, когда туристский сектор расширяет объемы продаж или увеличивает число услуг, экономика региона получает дополнительные доходы.

Влияние туристской деятельности на экономику региона оценивается  на основе двух составляющих:

1) Прямого эффекта;

2) Косвенного эффекта.

Исчисление суммарного влияния производится на основе мультипликаторов туризма. То есть побочного воздействия расходов в секторе туризма на другие сектора экономики принимающего туристско-рекреационного комплекса, которые определяются как отношение изменения общей величины дохода или затрат (включая изменения, вызванные туризмом) в регионе к величине изменения дохода или затрат непосредственно в сфере туризма. Мультипликаторы могут рассчитываться на основе математической модели межотраслевого баланса или модели экономической базы, однако следует отметить, что мультипликаторы, рассчитанные на основе экономической базы, страдают большим количеством ограничений из-за высокой степени агрегации, но в то же время отличаются простотой и обходятся дешевле.

Как правило, рассчитываются три вида мультипликаторов для каждого продукта региональной экономики, основанных на прямом, косвенном и индуцированных эффектах.

Прямой эффект – это  влияние туристских расходов на объем  валового производства услуг в туристских учреждениях и на предприятиях. Поскольку эти виды продукции не потребляются в процессе производства, их прямой эффект обычно равен единице. Для продукции промышленного производства прямой эффект в мультипликаторе выпуска превышает единицу.

Косвенный эффект – это дополнительный удельный выпуск в других отраслях, находящихся вне сферы туризма, но вызываемый туристскими расходами.

Индуцированный эффект – это  эффект, который вызван в результате расходования домашними хозяйствами  доходов, полученных как непосредственно в сфере туризма, так и вследствие создания косвенного эффекта туристских расходов.

Большое значение для  определения степени влияния  туризма на развитие территории имеет  анализ туристских расходов. Он позволяет  оценить возможности дестинации с точки зрения дохода за счет различных  составляющих туристского продукта, определить основные недостатки в области формирования дохода от туристской деятельности и ВТО же время вскрыть имеющиеся резервы, сосредоточиваясь на наиболее перспективных направлениях. Наиболее объективным и предпочтительным методом исследования туристских расходов является анкетирование, в результате которого можно выявить, сколько туристы потратили денег за время своего пребывания в регионе по определенным направлениям туристских расходов. 

3 СОЦИАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТУРИЗМА НА ТУРИСТКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ТЕРРИТОРИИ

 

Кроме существенного экономического влияния туризм оказывает социальное воздействие на туристские и рекреационные территории. Проблема социального влияния туризма имеет целый ряд аспектов, и, прежде всего региональный и общегосударственный. Особую значимость подобные исследования приобретают, когда определяется социальное значение туризма для регионов с традиционно сложившейся туристско-рекреационной специализацией, жители которых испытывают на себе влияние рекреации и туризма не как потребители, а как принимающая сторона.

Информация о работе Влияние туризма и рекреации на региональное развитие