Реформа ЖКХ на муниципальном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется возрастающей ролью становления качественно новых управленческих систем, технологий и инструментов регулирования, адаптированных к последствиям глобального финансово-экономического кризиса. Чрезвычайно важно это для сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), сложившаяся управленческая система которого представляется малоэффективной.
Для России проблемы развития системы жилищно-коммунального хозяйства приобретают особую значимость в связи с высоким уровнем износа жилищного фонда, критическим состоянием объектов инженерной инфраструктуры, низким качеством предоставляемых услуг[7].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕФОРМЫ ЖКХ 6
1.1 Предпосылки и цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства 6
1.2 Основные пути реформирования ЖКХ 8
1.3 Этапы реализации реформы 10
2 АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЧАЙКОВСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ» 13
2.1 Краткая характеристика предприятия 13
2.2 Анализ показателей деятельности организации 21
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМЫ ЖКХ ПРЕДПРИЯТИЕМ ООО «ЧАЙКОВСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ» 28
3.1 Предлагаемые мероприятия 28
3.2 Оценка эффективности разработанных предложений 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Вложенные файлы: 1 файл

Реформа ЖКХ на муниципальном уровне1.doc

— 4.39 Мб (Скачать файл)

Целью совершенствования управления ЖКХ является создание условий для приведения жилищного фонда и всей коммунальной инфраструктуры к стандартам качества, обеспечивающим комфортные условия проживания гражданам [11].

Среди мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой и законодательной базы наиболее важными являются:

    • разработка проектов нормативно-правовых актов и иных документов по реализации Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) в части управления многоквартирными домами (МКД), установления требований к содержанию общего имущества, требований к жилым помещениям;
    • создание нормативно-правовой базы по решению вопросов, связанных с ответственностью собственников помещений МКД за содержание их общего имущества;
    • формирование нормативно-правовой и методической базы для финансирования капитального ремонта МКД, организации учета потребления и оплаты коммунальных ресурсов в МКД при наличии коллективных/индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, организации эффективного тарифного регулирования и пр.

Также задачами муниципалитетов в области совершенствования функционирования ЖКХ являются:

    • формирования эффективного собственника жилищного фонда;
    • повышение интереса граждан в самостоятельном управлении своим имуществом;
    • создание эффективной системы управления в ЖКХ, основанной на конкурсном отборе подрядчиков в сфере управления и эксплуатации МКД и инженерной инфраструктуры;
    • совершенствование системы социальной защиты населения при оплате коммунальных услуг;
    • обеспечение эффективной и бесперебойной работы объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры [11].

На мой взгляд, наиболее востребованным мероприятием может стать организация консультационно-правового центрав ООО «Чайковская управляющая компания» для граждан города Чайковский.

Цель - консультационно-правового центра– предоставление населению на бесплатной основе своевременной и полной информации, а также консультирования граждан по вопросам качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, обоснованности цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

К основным направлениям деятельности Консультационно-правового центра относятся:

1) консультирования специалистами  граждан по вопросам:

    • качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;
    • обоснованности цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
    • соответствия деятельности организации коммунального комплекса требованиям действующего законодательства;

2) рассмотрение и проверка  сведений, содержащихся в представляемых  гражданами документах, связанных с управлением многоквартирными жилыми домами, в том числе договоров управления, отчетности организаций коммунального комплекса и иных документов.

3) проверка по заявлениям граждан обоснованности установленных организациями коммунального комплекса цен (тарифов) на товары и услуги;

4) правовая защита законных прав и интересов граждан по вопросам качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, обоснованности цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в том числе:

    • подготовка и подача заявлений в суд, в том числе исковых заявлений о взыскании излишне начисленных и выплаченных денежных средств за товары и услуги организаций коммунального комплекса;
    • представление интересов граждан в судах;
    • формирование и актуализация базы данных организаций коммунального комплекса;

5) оказание правовой помощи в подготовке обращений (заявлений, жалоб) граждан в органы государственной власти района, местного самоуправления муниципальных образований, уполномоченных контролировать деятельность организаций коммунального комплекса;

6) экспертиза предложений по вопросам повышения эффективности управления многоквартирными домами, а также предоставления жилищно-коммунальных услуг.

3.2 Оценка эффективности разработанных предложений

Наличие консультационно-правового центра повысит доверие квартиросъемщиков к управляющей компании, даст им возможность контролировать работу предприятия ООО «Чайковская управляющая компания», быть юридически подкованными в вопросах ЖКХ, подтолкнет квартиросъемщиков к образованию ТСЖ, тем самым сократив убытки управляющей компании на последующие периоды работы.

Рассмотрим, как повлияет наличие консультационно-правового цента на деятельность управляющей компании ООО «Чайковская управляющая компания».

За основу возьмем данные на 1 января 2013 года. На анализируемом предприятии следующие показатели имеют отставание:

    • Дома, управляемые частными УК;
    • Дома, управляемые ТСЖ.

Именно на эти показатели может повлиять наличие предлагаемого центра:

1. Увеличить число домов, управляемых ТСЖ: на 4-5 домов;

2. Увеличить число  домов, управляемых ООО «Чайковская  управляющая компания» за счет  открытой, проверяемой информации  в центре, с пояснениями всех  интересующих вопросов граждан  специалистами –на 30-35 домов.

Таблица3.1 – Плановые показатели деятельности предприятия

Показатели

На 01.01.2013

План

Изменение

Количество

Уд.вес,%

Количество

Уд.вес,%

Количество

Уд.вес,%

Дома, управляемые частными УК

167

63,02

200

75,47

33

+12,45

Дома, управляемые ТСЖ

15

5,66

19

7,17

4

+1,51

Общедомовые счетчики, тепло

58

21,98

58

21,98

   

Общедомовые счетчики, холодная вода

115

43,41

115

43,41

   

Общедомовые счетчики, горячая вода

49

18,64

49

18,64

   

Общедомовые счетчики, электричество

59

22,13

59

22,13

   

Всего

265

100

265

100

   

 

Таким образом, реализация мероприятия позволит увеличить размеры критических показателей до уровня «Почти норма».

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жилищно-коммунальное хозяйство России на современном этапе представляет собой крупнейший многоотраслевой комплекс, который включает в себя жилищный фонд общей площадью около 3 млрд. кв.м, многопрофильную инженерную инфраструктуру, обеспечивающую поставку потребителям услуг тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, производство работ по уборке, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов, благоустройству и озеленению территорий и др. 

Жилищно-коммунальный комплекс является важнейшей составляющей в системе жизнеобеспечения граждан, охватывает практически все население страны и в связи с этим занимает исключительное положение в ряду прочих отраслей экономики. В ЖКХ сохраняется  солидарная ответственность органов власти различных уровней, хозяйствующих субъектов и контролирующих органов за стабильное, надежное и качественное предоставление услуг потребителям.

Начиная с середины 1990-х годов в связи с общими процессами реформирования российской экономики, переводом ее на рыночные механизмы функционирования в жилищно-коммунальном хозяйстве были также начаты реформационные процессы.

Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства была утверждена Указом Президента РФ от 28 апреля 1997г. №425. Позднее ее положения были развиты в подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» (на 2002-2010 годы) федеральной целевой программы «Жилище», которая была утверждена постановлением Правительства РФ в ноябре 2001 года.

 Основной целью реформы  было обозначено преодоление  кризисных явлений, в первую очередь, за счет перевода ее с административных  методов управления на экономические. С 1997 года до настоящего времени в ЖКХ России идет поэтапный процесс перехода от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно- коммунальных услуг потребителями. Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2004 года №441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья в 2005 году» впервые был определен федеральный стандарт уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в размере 100% федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых услуг. В большинстве регионов тарифы уже доведены до стопроцентной величины.

Вместе с тем, в рамках реформы были предусмотрены меры по социальной защите малообеспеченных граждан. Семьям, чьи расходы на жилищно-коммунальные услуги превышают 22%, предоставляются бюджетные субсидии. Субсидиями пользуются около 14% российских семей. В отрасли также сохранена система предоставления льгот отдельным категориям граждан (порядка 40 млн. человек).

Благодаря предпринятым в рамках реформы мерам удалось улучшить финансово-экономическое состояние предприятий и организаций ЖКХ, ввести систему экономической мотивации деятельности.

В качестве объекта исследования выбрана управляющая компания ООО «Чайковская управляющая компания». Был произведен анализ показателей хода реформы ЖКХ, который сравнивался с общими показателями по Пермскому краю и России.

На анализируемом предприятии следующие показатели имеют отставание на 2013 год:

    • Дома, управляемые частными УК;
    • Дома, управляемые ТСЖ.

С целью решения данной проблемы, была предложена организация консультационно-правового центра в ООО «Чайковская управляющая компания» для граждан города Чайковский.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Жилищный кодекс от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ
    2. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"
    3. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"
    4. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
    5. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 323-ФЗ "О порядке определения минимального объема долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов в 2009 и 2010 годах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
    6. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
    7. Алферов В. Н. Выбор эффективных организационно-экономических форм управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципальных образований : монография. – М. : Наука, 2009. - 140 с.
    8. Ахтулов А. Л. Новые формы управления качеством жилищно-коммунальных услуг муниципальных образований малых городов / А. Л. Ахтулов, Т. Д. Подкосова // Вестн. Ижевского гос. техн. ун-та. - 2010. - № 2. - С. 42-43
    9. Гайнанов Д. А. Основные направления формирования организационно-экономического механизма управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом / Д.А. Гайнанов, Т. А. Герасимов // Вестн. Челябинского гос. ун-та. - 2010. - № 2. - С. 70-75
    10. Демин А. В. Управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципальных образований. – М. : Изд-во АСВ, 2011. - 159 с.
    11. Кобец Е. А. Совершенствование процесса управления муниципальными предприятиями в сфере жилищно-коммунального хозяйства / Е. А. Кобец, Т. А. Макареня, Я. А. Налесная // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 10. - С. 101-109
    12. Кузнецов И. А. К вопросу о структуре механизма муниципального управления в ЖКХ // Региональная экономика : электрон.науч. журн. – 2007. - № 1
    13. Ляхов А. Ю. Структурная модель системы управления жилищным фондом муниципального образования // Экон. науки. - 2009. - № 1. - С. 227-231.
    14. Мамашев Д. Р. Управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования : монография / Д. Р. Мамашев, Е.А. Вяткина ; Федер. агентство по образованию, Бийскийтехнол. ин-т (фил.) гос. образоват. учреждения высш. проф. образования "Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова". – Бийск : Изд-во Алтайского гос. техн. ун-та, 2008. - 104 с.
    15. Модели управления стратегическим развитием муниципальной жилищно-коммунальной сферы : монография / С. В. Величко [и др.]. - Воронеж : Науч. книга, 2009. - 159 с.
    16. Стрельченко В. В. Организационно-экономический механизм обеспечения инновационного развития жилищно-коммунального хозяйства : (на примере Московской области) : автореф. дис. … канд. экон. наук / Стрельченко Владимир Владимирович ; [Балт. акад. туризма и предпринимательства]. – СПб., 2012. - 27 с.
    17. Тумакова Е. И. Трансформация экономических отношений в ЖКХ : муниципальный аспект : монография / Е. И. Тумакова, И. А. Кузнецов ; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина". - Тамбов : Изд-во ТГУ, 2011. - 179 с.
    18. Управление в городском хозяйстве : учеб.пособ. по дисциплине специализации специальности "Государственное и муниципальное управление" / [П. В. Кухтин и др.] ; под ред. Р. Ж. Сираждинова. - М. :КноРус, 2012. - 350 с. 
    19. Хованская Г. П. ЖКХ как арена предвыборной борьбы / Г. П. Хованская, С. Н. Широков // Глава местной администрации. - 2010. - № 11. - С. 55-58.
    20. Широков С. Вечная тема ЖКХ // Российская Федерация сегодня. - 2011. - № 6. - С. 36. 
    21. Устав ООО «Чайковская управляющая компания»
    22. Отчеты о деятельности ООО «Чайковская управляющая компания». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn----7sbah8agbc5a5az2b2h.xn--p1ai/#
    23. Рейтинг ООО «Чайковская управляющая компания». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.reformagkh.ru/mymanager/organization/7714204/rating
    24. Услуги ООО «Чайковская управляющая компания». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn----7sbah8agbc5a5az2b2h.xn--p1ai/informaciya-dlya-sobstvennika/uslugi-uk/
    25. Ход реформы ЖКХ. Государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.reformagkh.ru/state?region=387#indom/220/0/0/0/1/10

Информация о работе Реформа ЖКХ на муниципальном уровне